Разбор поэмы мертвые души. Мертвые души анализ

Сюжет произведения основывается на идее, подсказанной писателю Пушкиным А.С., и воплощаемой на бумаге на протяжении семнадцати лет. При этом история написания произведения характеризуется многочисленными пробелами, загадками, мистическими совпадениями. По идее поэма задумывается в трех томах, однако для читателей представляется лишь первый том. Второй том, якобы, писатель сам подвергает сожжению, однако по некоторым сведениям, он передается близким знакомым, а затем теряется.

Суть произведения заключается в поездке коллежского советника Чичикова в провинцию с целью покупки крепостных, однако его интерес представляют не люди, а фамилии умерших, поскольку таким образом герой может стать состоятельным человеком.

Смысловое значение названия произведения заключается в его символичности, выраженной приемом оксюморона в виде прямого понимания в качестве простых людей, ушедших в мир иной, которые затем превращаются в реальных крепостных, имеющих недостатки и привычки, отличающиеся определенными характерными качествами. Также название имеет метафорический смысл, выраженный в портретах помещиков, являющихся представителями высшего света, которые отличаются мертвенностью собственной души.

Главным героем произведения является Павел Чичиков, представленный в образе незаметного человека средних лет, отличающегося лицемерием, расчетливостью, предприимчивостью.

Также героями поэмы являются помещики, у которых главный герой пытается выкупить мертвые души, в лице Манилова, сладкого голубоглазого бездумного болтуна, отличающегося скудностью мыслей, не принимающего жизненные трудности, Ноздрева, пошлого, тупого, жадного самодура, Собакевича, неповоротливого, толстого помещика, неспособного понять самого элементарного, Коробочки, энергичной пожилой женщины, жадно до денег, а также Плюшкина, утратившего полностью нравственный облик, скряги и маниакального накопителя.

Жанровая направленность произведения представляет собой поэму в прозе, отличающуюся плутовским романтизмом и авантюрностью, большим количеством лирических отступлений, авторских замечаний и комментариев.

Композиционная структура произведения выстраивается с помощью одиннадцати глав, первая из которых представляет главного героя, вторая и последующие до шестой являются изображение портретной характеристики помещиков, а оставшиеся описываются жизнь чиновников в виде взяточничества, самоуправства, самодурства, сплетней.

Цель получения Чичиковым мертвых душ заключается в его хитрости и прагматичности, выраженных в простом обмане для получения достаточно состояния для достойной жизни в качестве представителя высшего общества.

Основной идеей поэмы является изобличение пороков существующего общества в виде невежества, лицемерия, бездеятельности.

Уничтожение второго тома произведения объясняется по некоторым данным разочарованием автора в своем главном герое, которого он надеялся исправить и представить в продолжении как идеального человека.

Многочисленными проблемами произведения писатель представляет в виде человеческой нравственности, кризисе гуманности.

Своеобразием произведения является изображение реальной действительности того периода времени с использованием юмора, авантюрности, мистических элементов. Поэма насыщена философскими отступлениями автора и лирическим вставками, а также неповторимым образом дороги, символизирующим человеческое самосовершенствование и демонстрирующим движение страны на встречу изменениям.

2 вариант

«Мертвые души» — главное произведение Гоголя, он работал над ним долгих семнадцать лет. Эти годы прошли в тяжелых сомнениях – дважды Гоголь сжигал рукопись второго тома. И до нас дошел и переиздается только первый том – он написан так, чтобы показать все отрицательные стороны тогдашней России. Раньше «мертвой душой» называли умершего крестьянина на Руси. Это, наверное, первая причина, почему Гоголь так назвал свое произведение. И еще в поэме речь идет о духовном оскудении, когда люди, продолжающие жить, фактически являются мертвецами. Эгоизм, расточительность, скупость, суетность являются отличительными чертами всех героев произведения. И лишь «живая душа» народа в небольших отступлениях противостоит этому мертвому миру.

Гоголь рисует жуткую картину деградации тогдашней России, показывает всевозможные пороки и, часто, гиперболизирует их: экономность Плюшкина превращает в скупость, мечтательность Манилова – в оправдание лени. Гоголь развивает тему «пустомыслия и пустословия», показывает всю тяжелое положение России того времени. Ведь люди любят философствовать чаще, чем что-нибудь делать: доедет колесо брички Чичикова до Москвы или нет, выбрать такой галстук или другой – об этом можно говорить часами, ведь других интересов просто не существует.

Все герои произведения Гоголя разные, их объединяет только покупка «мертвых душ». Первыми мы знакомимся с Маниловым. Праздность, безделье, мечтательность и скука – вот, что заполняет его жизнь. Он погряз в этой иллюзорной жизни, и она доставляет ему удовольствие. Он считает, что «умершие души» — дрянь. И это отсутствие моральных ценностей доказывает то, что душа самого Манилова давно умерла.

Помещица Коробочка – следующая, с кем встречается Чичиков. Вроде бы хозяйственная, домовитая, заботливая, всегда в хлопотах. Но это – не проявление живого ума, а просто выполнение заложенной в мозг определенной программы. Узкость мышления, невежество, тупость и бестолковость – вот основные черты этой героини.

Ноздрев предстает пред нами темпераментным и энергичным человеком. Но его энергия растрачивается впустую – он не любит доводить дело до конца. И у него нет никаких обязанностей и ценностей. Бравый и удалой, он измельчал и выродился.

Собакевич – хороший рачительный хозяин, практичный и непритязательный. Но душа в нем, как пишет Гоголь, тоже отсутствует.

И последний – Плюшкин: это имя давно уже стало именем нарицательным. Да, он – богатейший из помещиков. Но какая же мерзость запустения творится повсюду! Горы хлама в душе и в доме. И хотя не надо копить, собирать и прятать — все уже есть, но остановиться Плюшкину невозможно. Но, несмотря на такую явную патологию, душа его еще теплится, и Гоголь показывает это.

Безжалостно и ярко показаны Гоголем чиновники России – «корпорация мошенников», которые живут, не помня о своем долге, без духовных ценностей и запросов.

Образ главного Героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь выводит не в начале, как обычно, а в конце. Он описывает его детство, отцовские наставления, которые сызмальства заложили в Павлушу определенные ценности – угодить, угадать, устроиться, дружить только с богатыми. И он пытается не выучиться хорошо, не завести верных друзей, а находит слабые места окружающих и умело «давит» на них. И, иногда, очень успешно – не учит урок, а просто подает учителю шапку. Стремление к успеху любой ценой и практицизм становятся основными чертами Чичикова. Но жажда к приобретательству уничтожает в Чичикове все живое. И в результате, мы имеем еще одну «мертвую душу».

Читать еще:  Самые популярные произведения бунина. И.А

Это произведение понравится далеко не всем: кому-то покажется слишком длинным, кому-то – скучным. Но, несомненно, поэма «Мертвые души» является великим итогом жизни великого Гоголя.

Вариант 3

Произведение «Мертвые души» — одно из самых знаменитых творений русского писателя Гоголя. Над произведением автор трудился целых 17 лет. Работа была трудной и кропотливой. Гоголь не один раз менял концепцию произведения и переписывал некоторые части. Однако, совершенно за несколько дней до кончины Гоголь сжег второй том произведения, а третий том он так и не начал.

Изначально Гоголь думал, что «Мертвые души» будет сатирическим романом. Автор думал, что в первом томе произведения должно быть показано крепостническое общество, которое разлагалось. Во втором томе должна была быть надежда на очищение «мертвых душ», а в третьем томе уже само возрождение новой Российской империи.

В основу сюжета была положена афера такого чиновника, как Павла Чичикова. Суть была такова: перепись населения крепостных проводилась раз в 10 лет, поэтому крестьяне, которые умирали в этом промежутке времени, некоторое время считались, как живые. Чичиков хотел скупить эти «мертвые души» по низкой стоимости, а потом заложить их в опекунском совете, чтобы получить еще больше денег.

Помещики в данном произведении – это типичные представители людей того времени. Главный герой поэму – это настоящий жулик, в котором есть черты и от других героев произведения. Он такой же любезный, как Манилов, мелочен и алчен, как Коробочка, жадный как чиновник Плюшкин. Среди всей этой среды обитаний Павел Иванович чувствовал себя, как в своей тарелке, так как отлично знал все азы мошенничества и взяточничества. Однако, можно сказать, что Чичикова все-таки умнее всех свои коллег, к тому же еще и прекрасный психолог.

Такой персонаж, как Манилов, по мнению Гоголя, особо удачный. Со всеми он обращается довольно мягко, его так же можно назвать позером. Гоголь показал Манилова как глупого и мечтательного человека, который живёт только своими фантазиями.

Образ Ноздрева очень активен. У него много энергии, однако, не весь его запал направлен в нужное русло

Настасья Коробка – это хозяйка, консервативный человек. У нее очень мало интересов, все ее мысли сосредоточены на ее поместье.

В само название «Мертвые души» Гоголь вложил особый смысл. Ведь это не только о крестьянах, которые умерли. Под данным названием автор подразумевает людей, которые совсем не имеют никаких моральных устоев.

Со всем по-другому уже выглядят помещики во втором томе произведения. Однако, к сожалению, того самого перерождения нашего главного героя так и не замечается. Чичиков не смог измениться и стать на путь истинный, на путь исправления. Произведение « Мертвые души» отожествление тех событий, что происходили в России во времена Гоголя, не всегда позитивные, а наоборот, даже мрачные.

Мертвые души. Анализ

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте. Тем самым мы можем легко понять содержательную часть поэмы Мертвые души, которая бы состояла из: ада, чистилища и рая.

Таким образом, единственный изданный первый том представляет собой ад. Собственно, об этом писал и сам Гоголь в письмах, когда говорил о намерении представить всю Россию полностью, с определенной стороны. Помимо этого именно адская сторона содержания легко прослеживается и в самом повествовании: тут есть и список грехов, которые олицетворяются помещиками и Чичиков, которого сравнивают с антихристом или просто представителем инфернального мира, и много других деталей.

Структурно произведение состоит из разных глав, которые условно подразделяются на две части. В первой части Чичиков (главный герой) объезжает помещиков, для того чтобы приобрести мертвые души, то есть бумаги на погибших крепостных, которые позволят ему получить статус. Каждый отдельный помещик представляет собой некий человеческий порок, также может трактоваться как олицетворение определенного возраста человека.

Во второй части Чичиков общается с городскими чиновниками, налаживает связи. Гоголь тут представляет различные негативные стороны российской действительности: коррумпированность, бюрократию и подобное. Завершается произведение бегством Чичикова из города, его раскрывают, но все-таки не могут полностью понять кем он был на самом деле.

Назвав Мертвые души поэмой Гоголь весьма верно указал жанровую принадлежность. Хотя произведение написано полностью в прозе, оно полно различных поэтических сравнений, изобилует иносказаниями и там отсутствуют элементы, которые было бы возможно убрать без ущерба для содержания и сохранности структуры – эти признаки определяют именно поэму, так как не поэма может и сокращаться и не имеет такого поэтического языка. По сути, перед нами эпическое произведение, которое рассказывает о путешествии главного героя и этим оно вполне близко к такой классике жанра как например Одиссея.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Мертвые души

Популярные сегодня темы

В настоящее время компьютеры имеют большое значение для человечества. Они помогают в работе, в учебе и даже в отдыхе. С помощью компьютера можно почитать книгу, послушать музыку, и даже купить билет на самолет.

Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого

Деревенская тематика очень близка писателю не понаслышке. Он до мозга костей чувствует народ его судьбу, боль, радость, эмоции и мысли.

Одним осенним утром, совершенно как обычно, я спешила в школу. Шел сильный дождь, и зонтик почти не спасал от воды с неба. Почти у самой школы в кустах я услышала странное шуршание и непонятные из-за дождя звуки

В творчестве М. Ю. Лермонтова каждый найдет произведение, которое побуждает к серьезным размышлениям. Глубокое впечатление произвело на меня повествование о купце Калашникове, которое заостряет внимание читателя на проблеме чести.

Анализ «Мертвые души» Гоголь

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы в прозе. Большинство литературоведов обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Читать еще:  Лицензионный авторский договор образец.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”. Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мертвых душ».

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Анализ «Мертвых душ». Анализ произведения «Мертвые души» Гоголя

«Мертвые души» — главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ «Мертвых душ» будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения — вовсе не уродливые помещики и не губерния, а «тайна», которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

«Бледное начало» грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего — это фрагменты грандиозной «постройки», осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ «Мертвых душ», следует понимать, что первый том — это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это «бледное начало» труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к «дворцу» губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла «Мертвых душ». У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать «нечто вроде поэмы». Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем «мысль» была «подсказкой» Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми «мертвыми душами». В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

«Мертвые души» в России времен Гоголя

«Мертвые души» — крепостные крестьяне, которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей «ревизской сказки». Только после нее они официально считались умершими. Именно после «ревизской сказки» помещики переставали платить подушную подать за них — особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель «мертвых душ» при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, — следствие «вдохновеннейшей мысли», осенившей его, — опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Читать еще:  Цифры славян. Старославянская система счисления

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал «анекдот» с «мертвыми душами». Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения — это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ «Мертвых душ». Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение «поэма», которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь («Мертвые души»).

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. «Вся Русь явится в нем» — тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла «Мертвых душ» по сравнению с первоначальным стремлением «хотя с одного боку» показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась «одиссея» Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в «Мертвых душах», остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, — тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы «Мертвые души», следует непременно отметить, что Чичиков является человеком «середины». Сам автор говорит про него, что он «недурной наружности», но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно «Мертвые души». Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает «пошлость», заурядность своего героя. Он пишет о том, что «скромно» и «темно» его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова — это «приобретатель», «хозяин».

Чичиков — «средний» человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет — это так называемый «средний» человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление «человеческой бедности», скудости жизненных целей и духовных интересов — всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ «Мертвых душ» показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения «тайну» его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую «часть Чичикова».

«Положительные» герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной «пружиной» является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не «совершенства образцом». Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения «Мертвые души», мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают «положительные» герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, «похождениях» героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их «материальный» результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство «зеркалом», отражающим современную Россию в произведении «Мертвые души». Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают «воздух» (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения — на реальную его основу накладываются различные слои других значений — символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков («Мертвые души»). Каждый из пяти персонажей весьма символичен — в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их человеческих качествах. Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает «лавину» авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя «Мертвые души». Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен — он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения «Мертвые души». Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за «предметным» или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение — символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в «Евгении Онегине», сотворчество читателей автору «Мертвых душ». Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения «Мертвые души». Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово «лирического поэта». Рассуждения о двойственной природе явлений жизни — излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ («Мертвые души»). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-mertvye-dushi
http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
http://fb.ru/article/177208/analiz-mertvyih-dush-analiz-proizvedeniya-mertvyie-dushi-gogolya

Дачник
Добавить комментарий