Радищев путешествие анализ по главам.

Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке, управляемой извозчиком. Писатель повествует о том, что очень трудно оставлять приятелей и любимых людей, без которых не очень легко живётся. Глава является вводной частью и пока не рассказывает главного содержания: о нищих бедняках. Рассказывает о том, как плохо быть одиноким в нашем мире.

В главе «София» рассказано о ямщиках. Странник призывает дать ему лошадей, но комиссар просит у него средства на спиртное, показывая тем самым безнадёжность, затурканность простого народа. Выходом из этой безнадежной ситуации является уход в мир иной. Для писателя только Бог может помочь беднякам. Он показывает дворянам, что необходимо помогать бедным людям.

В Тосне писатель находит собеседника, пишущего книги, в которых дворяне могут подтвердить свой старинный род, для улучшения своего места в обществе. Собеседник хочет на этом неплохо заработать. Писатель дает ему совет, что все его занятие – большое зло.

Далее в небольшом селе Любани, писатель знакомиться с крестьянином, пашущим землю в выходной. Поговорив с ним у автора, возникло чувство жалости к беднякам, которые жалеют скотину. В конце разговора писатель начинает плакать от увиденного.

В Чудове становиться ясным, что действующие законы не гарантируют личной безопасности. Писатель видит своего друга — господина Ч. Тот сообщает ему про морской эпизод: о тонущей лодке, спасении рулевого и отказе ему в помощи на берегу. Начальство отдыхало, и не в их компетенции было спасать людей. Моряк Павел отыскал помощь в другом месте. После этого эпизода, никто не был наказан, начальник сказал, что не его эта должность.

Писатель останавливается на ночлег, и подслушивает историю присяжного заседателя, как он за устрицы делал повышения своим подчиненным. На следующий день незнакомец проситься в кибитку автора и в пути делиться историей, как он стал потерпевшим от произвола чиновников. От безразличия чиновников он всего лишился – семью, средств к существованию. Далее странник погружается в сон, где он большой хороший правитель. Но женщина-врач по имени Истина всё ему проясняет. Писатель в кошмарах пробуждается.

В Подберезье рассказчик встречается с семинаристом, юнцом, окончившим учреждение, тот хочет в столице пройти другое обучение. Образование осуществляется на латинском языке, поэтому никто не учится. Писатель поднимает и прочитывает упавшие записки семинариста. В них находятся взгляды о мартинизме, но писатель не придерживается позиции семинариста и отрицает её.

Далее идет рассуждение об истории Новгорода, о силе и мощи княжества, о народном собрании, тяготении к равноправию. Но ели есть сила, в лице Ивана Грозного, которая разрушила все, то зачем тогда право?

Листая Новгородскую летопись, писатель повествует о жизни в XV веке. Стремлении к созданию демократии. В Новгороде он находит приятеля-жулика К. Дементьевича, знатного подданного, который получает от людей разные суммы, но не привозит товар. Он нашел лазейку в правосудии, зарегистрировав дом на супругу.

В Бронницах писатель подымается на возвышенность, на которой когда-то было языческое святилище. Идет рассуждение о нашем существовании и Всевышнем, давшем нам жизнь. Человеку самому нужно делать свое счастье и не рассчитывать на Бога.

В Зайцове писатель видит своего друга некоего Крестьянкина, главу уголовной палата. Когда-то он изучал дело жестокого барина, который нагружал бедняков работой, бил их, не давал есть. Бедняки не выдержали этого и убили барина и его отпрысков. Крестьянкин не признал крестьян виновными, однако коллеги настаивали на обратном. Поэтому он уволился и на этом заканчивает свой рассказ. Потом писателю приносят письмо от друга из Петербурга, который пишет, что недавно случился брак между 62-летней дамой и 78 -летним. Они оба преследуют свои цели, мужчина женился ради богатства, а женщина, чтобы избежать уединения.

В Крестьцах писатель наблюдает картину проводов отца с детьми, которые хотят начать самостоятельную жизнь. Происходит очень трогательная сцена, наполненная добрыми, умными, хорошими словами.

Направлявшийся мимо погоста, писатель наблюдает похороны. Видит страдания близких. Отец винит себя в кончине отрока. Писатель догадывается, о чем говорит отец. Он вспоминает как в юности он переболел венерической болезнью, при лечении которой он принимал лекарство. Средство, по существу, было ядовитым веществом, которое может воздействовать на будущий детей. Писатель задумывается о борьбе с распущенностью и её последствиях.

Далее следуют развратные Валдаи, благодаря популярности распущенных женщин, с которыми в банях любят попарятся странники.

В Едрово писатель встречает крестьянок, которые очень красивые, на его взгляд. Он разговаривает с Анной, которая не может выйти замуж из-за денег – 100 рублей. Писатель пытается дать им необходимую сумму, но оказывается, что выкуп не нужен. Однако он дает деньги на нужды, но мама не берет их. Не секрет, что подарки дарят беднякам, чтобы искупить грехи за распущенное поведение. Далее идет рассуждение о неравных брачных союзах, которые писатель считает неправильными.

Из повозки писатель увидел на земле клочок бумаги. В нём излагаются мнение о крепостном праве. Незнакомец ругает крепостное право и призывает отменить его. Оказывается это его друг потерял свои документы.

Путешествуя мимо Вышнего Волчка, писатель видит красивые пастбища и судна с товарами. Он разбирается, что за всей этой красотой стоит пот и кровь бедняков. Писатель припоминает об одном барине, который решил нажиться на крестьянах, заставляя их вкалывать целый год. Помещик отобрал у них всё. Таким образом он разбогател, а общество таких негодяев отмечает и ставит в пример, но для писателя такие помещики – негодяи.

Читать еще:  Произведения куприна для детей. Куприн А.И

Далее писатель читает заметки друга и обнаруживает замечательный проект. В котором сообщается, что монархи окружают себя блеском и богатством, а ведь основа правления – поступки правителя.

В Торжке писатель сталкивается с человеком, который следует в Петербург, для того чтобы отменить цензуру в Торжке и можно было издавать разные книги. Однако Россия в XVIII в. использует тотальный контроль печати.

Далее следует описание возникновения цензуры. Она возникла в XV веке в г. Майнце, там же где и печатанье книг. В 1486 г. Священник утвердил проверки за переводами зарубежных книг. За неповиновение указу следовали проклятие и штраф. В итоге цензура изобретение церкви.

При дальнейшем путешествии, писатель читает статью. В ней говориться о выставлении усадьбы и крестьян на торги. Для бедняков это настоящее горе, на правосудие надежды нет.

В Твери писатель встречается с одним поэтом. Этот человек жалуется, что в России нет развития поэзии, а аристократы выражаются на Французском языке. Затем он прочитал свои наброски, он надеется, что их опубликуют.

В следующей остановке, в Городне, писатель увидел отправку бедняков в армию. Пожилая мама отправляет единственного ребенка, без помощи которого он умрет от голода. А для него служба – большая удача чтобы избежать унижений от жестоких землевладельцев. Дальше он видит троих крестьян в кандалах, барин избавляется от них, чтобы приобрести карету. Тут же находится француз, который получил за себя 200 рублей, чтобы пойти в армию и остаться в живых.

В Завидово писатель замечает офицера, подручного. Грубый офицер настаивает, чтобы ему привели 50 лошадей для чиновника. А также решат забрать у писателя лошадей, но получает от писателя отпор. Подобный эпизод показывает писателю, как люди без своей головы расстилаются и ползают на коленях возле «важных персон».

Около Клина писатель наблюдает слепого старца, который исполняет песни. Бедняки кидают старцу подаяние по 5 копеек. Писатель кидает 1 рубль, но старец не принимает денег, и просит взамен нечто полезное. Писатель с охоткой дает ему свой платок. Через некоторое время, писателю сообщают, что старец умер, но носил платок до самой смерти. Автору на душе становиться хорошо, из-за того, что платок помог старцу в его нелегкой жизни.

Сделав остановку в Пешках, писатель обедает селянской хате. Хозяйка жалуется ему на нелегкую жизнь. Крестьяне кушают плохую еду, и не могут купить другую. Писатель видит всю эту бедность и винит в этом помещиков, взывая к совести. Необходимо прекратить изводить бедняков.

В Черной грязи писатель наблюдает странную картину. Барин женит по принуждению двоих крестьян. Люди очень испуганы и мрачны, они терпеть не могут друг друга. Писатель воспринимает это, как очередное преступление против народа.

Далее автор знакомит нас со статьёй о Ломоносове, которую ему передал один поэт. В ней поэт восхваляет Ломоносова. Рассказывает, что он был первопроходцем практически во всем, вложил очень многое в русскую литературу. Писатель расстаётся с читателями, он приближается к Москве.

Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

Несколько интересных сочинений

Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление

Это может быть просто, но для меня настоящим чудом стал не подарок, не гость, а снег. С нашей погодой все странно, но хочется всё равно новогодней сказки.

Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу — богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве

Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.

Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода

Анализ глав Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

Радищев написал огромное количество разных произведений. Но самым известным, а также уникальным является произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Каждый очерк был написан в разное время, а также здесь меняются и главные герои. Здесь главным герой постоянно путешествовал по всему миру и везде находил свою любовь. Вот только не всегда мог удержать эту любовь и поэтому ему приходилось дальше отправляться в путешествие, где он опять искал любовь. Кроме этого в этом произведении он постоянно делиться своими самыми сокровенными мечтами и тайнами с читателями и рассказывает, какие у него вызывают чувства то или иное событие.

Слово о Ломоносове

Глава «Слово о Ломоносове» создавалась нашим автором примерно восемь лет. Если подсчитать все главы произведения, то их всего около двадцати пяти. В них автор размышляет на разные темы и одна из них составляет размышление о своей родине. В это время очень тяжело было жить крестьянам. Ведь для того чтобы выжить им приходилось много работать и многие из них даже умирали во время работы. А вот проще всем жилось не только вельможам, но еще и помещикам. Государство создает законы, с которыми не очень рады жители разных стран и они стараются делать все для того чтобы опровергнуть многие законы, но с ними никто считаться не хочет.

После этого автор решил совершить большое путешествие по всему миру. Больше всего на свете ему хотелось не только побывать в этих странах, но и поговорить с разными людьми и узнать, как они живут. Этим Радищев видит жизнь разных людей, которые живут в разных странах, а также показывает эту жизнь своим читателям. В каждой главе автор бывает в новом городе, который называется. В одном из городов он попадает в тот момент, когда умирает человек, и его идут провожать в последний путь практически весь город. Впереди всех шел отец парня и винил во всем себя. Когда он был молодым, то совсем не заботился о своем здоровье, и когда у него появилась девушка, он вообще о ней не заботился. Он всю жизнь жил только ради себя. И он даже не заметил когда родился сын. Он постоянно болел, и жена вместе с ним лежала в больнице. А когда он понял, что сын тяжело болен, то было поздно что-либо решать.

Читать еще:  Комедия корнеля. Корне́ль Пьер

В другом городе он встречает старика, который уже много лет ничего не видит. Но, тем не менее, он может прекрасно слагать легенды и петь песни. И только этим он и живет.

Пешки

В другой главе «Пешки» встречаются крестьяне, которые постоянно борются с вельможами, но победить их никак не удается. А они тем временем издеваются над крестьянами разными способами и уверены на сто процентов, что за это им ничего не будет.

Черная грязь

В главе «Черная грязь» он был вынужден видеть людей, которых принуждают к браку. Они не любят или даже ненавидят людей, но вынуждены жить с ними в одном доме и делить кровать.

Конечно, на сегодняшний день читатели могут прочитать не все главы произведения Радищева, ведь многие из них просто не вышли в печать. А все потому, что он просто решил от них избавиться. Кроме этого данное произведение было вынесено в суд и стало опасным для жизни императрицы.

Немного позже Пушкин написал свою книгу, и она является ответом на книгу Радищева.

Любаня

В главе «Любаня» рассказывается о помещичьих крестьян. Почему он так их назвал, а все, потому что это те люди, которые платят барину, сколько он от них потребует. А вот казенные крестьяне платят государству и сумма эта определена именно государством. Многие крестьяне вынуждены работать по выходным, потому что в такие дни они заняты тем, что отрабатывают у барина. У многих из них имеются дети, и у некоторых из них они маленькие. Иногда им приходится работать еще и ночью.

В главе «Спасская Полесть» рассказывается про одного человека, который был осужден и отправлен в тюрьму. Хотя на самом деле он вообще не виновен в этом происшествии. Но государство не стало разбираться, а назначили виновным удобного человека, которого не нужно было искать и свалили на него еще несколько дел. А для того чтобы выплатить деньги пострадавшим суд продал дом виновного.

В конце данной главы Радищев сам становится главным героем. И видит сон, в котором он является самодержцем. Каждый человек старается сделать все для того чтобы выполнить любое его желание. Кроме этого он может приказать выполнить любой приказ, и они без лишних слов он их выполняет. Больше он ничего не видит, но вдруг ему снится сон, в котором к нему является женщина. Она старается разными способами призвать его к доброте и открыть глаза на происходящие события.

Клин

В главе «Клин» главными героями стали обычные люди. Кроме этого здесь рассказывается про их быт и традициях, о том, что не смотря ни на что они верят в доброту и стараются всем и каждому помочь. Все начинается с того, что старик вышел на середину города и начал петь разные песни. Вокруг постепенно начали собираться люди, которым очень нравится его пение. В этой песне он рассказывает про доброту, которой так не хватает людям и призывает всех к тому, чтобы каждый из них стал добрым и стал помогать другим людям.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ глав Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

С самого начала произведения писатель от первого лица повествует нам о своем отдыхе под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Где он смотрел на женщин и мужчин с кожей цвета бронзы

Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

Кто такая Оля Мещерская? Каков её образ в произведении Бунина “Лёгкое дыхания”. Автор произведения хочет показать её раскованность и необычайную красоту. Также он концентрирует внимание на том, как Ольга относится к мнению других людей.

Мечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии

Произведение написано в период эмиграции писателя и выражает его ностальгическое состояние души по оставленной Родине.

«Путешествие из Петербурга в Москву», анализ повести Радищева

Наиболее известным произведением русского писателя Александра Николаевича Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было издано в 1790 году и первоначально не вызвало у цензоров никаких подозрений. Жанр сентиментального путешествия, популярный тогда в Европе, представлял собой изложение любовных приключений героя, чередующееся с описанием волнующих его чувств.

Для Радищева такая форма произведения стала способом изложения мыслей автора об общественном устройстве России. Использовав в качестве эпиграфа слова из поэмы В. Тредиаковского «Телемахида», писатель обозначил основную идею своего произведения: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» . На современном языке это означает, что чудище жирное, огромное, творящее безобразия, имеет сто глоток, то есть ненасытное, жадное, а «лаяй» — лающее, ругающееся. Под «чудищем» Радищев подразумевал крепостническую систему, существовавшую тогда в России и лежавшую в основе самодержавия.

Любовь к Отчизне, ненависть к крепостничеству, правдивое изображение тяжелого положения простого народа сделали это произведение непохожим на другие и опасным для правительства. Недаром императрица Екатерина II, самолично ознакомившись с творением Радищева, вынесла свой вердикт. Она сказала, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачёва», потому что «тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал», а Радищев с помощью революции «надумал на Руси учинить республику!»

Читать еще:  Краткий рассказ о картине В. Костецкий Возвращение

«Путешествие» больше напоминает путевые заметки: автор-повествователь, оказавшись по пути из Петербурга в Москву в каком-нибудь населенном пункте, описывает встречу или событие. Жанр путешествия помог автору показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Заведя у себя дома типографию, Радищев с помощью преданных ему по службе подчиненных стал печатать главный труд своей жизни.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. Этой дорогой обычно следовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» — показать настоящую Россию. Едва автор сходит на станции София, как сталкивается с проблемами России екатерининских времен. Среди ночи он не смог найти извозчика, пока не предложил взятку «на водку». Такая особенность национального характера оказывается в центре внимания повествователя.

В главе «Любань» рассказчик видит крестьянина, пашущего на двух лошадях попеременно, чтобы давать им отдых по очереди. Сам же работник не отдыхает, ведь ему надо отработать барщину до темноты, а после еще на семью работать. В воскресенье же ему приходится трудиться весь день, чтобы как-то прокормить семью. Путешественник до слез возмущен бесправным положением крестьянина.

Глава «Чудово» описывает встречу с приятелем — господином Ч., который рассказывает свою историю. Как-то раз он со спутником отправился в море на небольшом судне и попал в шторм. Судно застряло между камнями. Рискуя жизнью, один человек смог добраться до берега, прибежал в ближайший городок, но начальник спал, и сержант, не посмев разбудить его, выгнал просителя. К счастью, помогли рыбаки: они спасли двенадцать человек. Рассказчик был уверен, что сержант понесет наказание, но вышестоящий начальник любезно объяснил, что «в должности ему не предписано спасать». Вывод для автора очевиден: «Отрада жителей этого города — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В «Спасской Полести» рассказчик оказывается под дождем, и ему приходится ночевать в избе. Он слышит тихий шепот супругов, тоже заночевавших здесь по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене о купце, получившем орден лишь за то, что привозил наместнику, тратившему казенные деньги, устриц. Позже путешественник видит во сне себя царем, который прозрел и ужаснулся окружающей его действительности. Но читатели понимали, что этому сну не суждено сбыться: любые помыслы правителя искажаются при исполнении, так как не подкреплены законом.

Глава « Едрово» знакомит путешественника с Аннушкой, ее матерью и женихом Иваном. Девушка не может выйти замуж за своего Ванюшу, пока не заплатит 100 рублей выкупа. Рассказчик хочет помочь красивой и доброй крестьянке и предлагает деньги за поцелуй. Но Анна не собирается целовать барина, потому что ее поцелуи уже другому «посулены», мать же не берет деньги, чтобы не ставить под сомнение доброе имя своей дочери, а Ваня не желает милости, когда у него есть две руки, привычные к работе.

В главе «Медное» читатель узнает страшную в своей обыденности историю о том, как молодой барин продает своего бывшего дядьку, который вырастил его и когда-то спас от утопления. Продает он и свою кормилицу, и их дочь, им же обесчещенную. Но для окружающих это «срамное зрелище» вполне обыденно. Поэтому заканчивается глава рассуждением о том, что помещики никогда добровольно не откажутся от своей собственности. Следовательно, единственный выход из ситуации — бунт народа, потерявшего терпение.

В своей книге Александру Радищеву удалось показать, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда крестьяне убивают помещика и его сыновей за жестокое к ним отношение, вдова защищает убийц, лишь бы не лишиться дармовой рабочей силы.

Автор пишет и о тяжести для народа рекрутчины, и о нелепости цензуры, и о «подлом раболепии» — обо всех сторонах современной жизни, резко критикуя их. Беззаконие, творившееся в стране, административный произвол, неправосудие, злоупотребление властью вельмож, чиновников и помещиков Радищев рассматривал не как результат частных нарушений, а как прямое и неизбежное следствие крепостничества и самодержавия.

Писатель прекрасно понимал, что ужасы крепостного права грозят возмущением крестьян, но оправдывал это возмущение. Он писал, что русский народ терпелив, но когда этому терпению придет конец, «ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Радищев настаивал на том, что за «порчу», производимую крепостным правом, нужно требовать расплаты. Это стало настоящим подвигом, ведь он один вышел на поединок с самодержавием.

Уже на следующий день после появления «Путешествия» в продаже в лавке купца Зотова Радищева арестовали. Получившая экземпляр книги императрица «оценила» ее по достоинству: автор практически сразу оказался в Петропавловской крепости. Почти через месяц писателю был вынесен смертный приговор, позже замененный другим: ссылка на десять лет в Сибирь — в Илимский острог. Книга оказалась под запретом, а почти весь выпущенный ее тираж был уничтожен. Запрет был снят лишь в 1905 году, во время первой русской революции.

Современники усматривали связь произведения Александра Радищева с сентиментальными английскими и французскими романами. Сентиментализм как литературное течение появился в Европе во второй половине XYIII века. Идеология сентиментализма была просветительской: писатели-сентименталисты считали, что можно сделать мир более совершенным, если научить людей разумным формам поведения.

В европейских сентиментальных романах использовалась форма путешествия, где описывались случайные встречи, разговоры в пути, незначительные происшествия — все, что давало пищу для сердца и воображения. Русский писатель Радищев, благодаря форме путешествия, смог ввести в ткань повествования и оду, и похвальное слово, и аллегорический сон с сатирическим подтекстом. Он размышлял о нравах россиян, о различных сторонах современного ему быта, о проблемах политики и философии, что позволило автору соединить художественное, публицистическое и научное начало, обусловив абсолютную уникальность творческой манеры «Путешествия из Петербурга в Москву».

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-glav-povesti-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu-radishcheva
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-glav-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu-radishcheva
http://goldlit.ru/radishchev/1258-puteshestvie-analiz

Дачник
Добавить комментарий