Прозаические жанры. Что такое «проза»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что такое проза, на первый взгляд, понятно. Часто дети младшего школьного возраста говорят, что это сказка или рассказ, в котором нет рифмы (это как?).

В подобном наивном определении есть доля правды. Но мы сформулируем значение термина более чётко, а также вспомним, на какие жанры делится проза.

Проза — это.

Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.

Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).

С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров (что это?). О них мы поговорим позже.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

Проза взяла на себя «чёрный» труд описания простой человеческой жизни. Она не витала в облаках, а клеймила позором конкретных людей.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело».

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести (что это такое?) и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский.

«Лета к суровой прозе клонят…», — отмечал А.С.Пушкин. Однако есть авторы, которые органично творили в том и другом жанре (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов), писатели, до глубокой старости хранившие верность поэзии (А.А.Фет) или те, кто сразу начал свой творческий путь с прозы (И.А.Гончаров).

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Прозаические жанры

Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.

К жанрам крупной прозы относят:

Средняя проза представлена:

Малая проза включает в себя:

Отдельно выделяют фольклорные прозаические жанры, к которым относят сказ, сказку, побасенку или прозаическую басню (фаблио), побасенку.

Поэзия и проза

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Роман «Петербург» и поэма в прозе «Котик Летаев» Белого — пример того, как преобразовывается прозаический текст, подчиняясь законам ритмики.

Другой образец синтеза прозы и поэзии – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в которой эпический сюжет путешествия по Руси соединяется с лирическими отступлениями.

До Гоголя поэзию и прозу оригинально соединил в одном из своих главных произведений А.С.Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин» модернизировал жанр европейского романа, придав его конструкции почти ювелирную хрупкость.

Читать еще:  Перед восходом солнца читать онлайн. V

И.С.Тургенев создал знаменитую серию «стихотворений в прозе», отличительными особенностями которых стали лаконичность, наличие лирического сюжета и чёткая ритмическая структура.

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60-70-е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В.Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Заключение

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Проза в литературе

Здравствуйте, уважаемые читатели litfest.ru. Что такое проза, на первый взгляд, понятно. Часто дети младшего школьного возраста говорят, что это сказка или рассказ, в котором нет рифмы. В подобном наивном определении есть доля правды. Но мы сформулируем значение термина более чётко, а также вспомним, на какие жанры делится проза. Проза — это…

Ancient let­ter writ­ten by beau­ti­ful hand­writ­ing and an ink feath­er

Что такое проза – определение

Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.

Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).

С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров. О них мы поговорим позже.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело».

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.

«Лета к суровой прозе клонят…», — отмечал А.С. Пушкин. Однако есть авторы, которые органично творили в том и другом жанре (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), писатели, до глубокой старости хранившие верность поэзии (А.А. Фет) или те, кто сразу начал свой творческий путь с прозы (И.А. Гончаров).

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Прозаические жанры

Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.

К жанрам крупной прозы относят:

Средняя проза представлена:

Малая проза включает в себя:

Отдельно выделяют фольклорные прозаические жанры, к которым относят сказ, сказку, побасенку или прозаическую басню (фаблио), побасенку.

Поэзия и проза

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Читать еще:  Статус про деревню и бабушку. Статусы про деревню

Роман «Петербург» и поэма в прозе «Котик Летаев» Белого — пример того, как преобразовывается прозаический текст, подчиняясь законам ритмики.

Другой образец синтеза прозы и поэзии – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в которой эпический сюжет путешествия по Руси соединяется с лирическими отступлениями.

До Гоголя поэзию и прозу оригинально соединил в одном из своих главных произведений А.С.Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин» модернизировал жанр европейского романа, придав его конструкции почти ювелирную хрупкость.

И.С. Тургенев создал знаменитую серию «стихотворений в прозе», отличительными особенностями которых стали лаконичность, наличие лирического сюжета и чёткая ритмическая структура.

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60–70‑е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В. Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Жанры, стили, формы

В литературе жанр определяется на основе
— преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения — сатирического, патетического, трагического),
— объёма произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия);
— более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический, женский, приключенческий и т.д.).

Производственный роман является, пожалуй, самым дискредитированным жанром в литературе, даже хуже порнографии. Содержание в него вкладывается разное, но большинство читателей почему-то понимают под этим названием только плохие советские романы.Мне же хочется защитить этот жанр и поговорить о его особенностях, весьма и весьма интересных. Итак, жанр ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РОМАНА – произведений, рисующих людей в труде.
http://www.proza.ru/2013/12/19/1763

Все мы так или иначе сталкивались с жанром фэнтези или хотя бы слышали о нем. Но, зачастую, когда возникает необходимость классифицировать относительно него какое-либо конкретное произведение, народ заходит в тупик — уж очень размыты границы между ненаучной фантастикой, фэнтези, литературным мифом, сказкой и магическим реализмом. (Ром Албар. Жанр фэнтези)
http://www.proza.ru/2013/12/18/1792

В современности мы встречаемся со сказками авторскими (литературными) и народными. Народные, понятно, тоже когда-то кто-то персонально сочинил. Но с тех пор их столько раз пересказали, что, за невозможностью установления первоаторства, сочинителем значится вся цепочка рассказчиков, которую для краткости именуют «народ». (Удав Юзик. Что мы знаем о сказках?)
http://www.proza.ru/2013/12/18/1795

Хоррор ( horror literature, horror fiction) — жанр литературы, призванный напугать читателя, вселить в него чувство тревоги и страха, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного.
Жанр использует эффект саспенса (от английского suspense), то есть гнетущей неизвестности и неопределенности. (Жанр хоррор. Так хочется страшненького!)
http://www.proza.ru/2013/12/18/1797

Мелодрама – жанр художественной литературы, в котором основой сюжета являются чувства и переживания героев. Произведения построены на контрасте – добро и зло, любовь и ненависть и т.п.(Доярка из Хацапетовки: психотерапия или революция?)
http://www.proza.ru/2013/12/18/1801

Под лавбургерами понимают короткие романы, написанные женщинами (либо под «женскими» псевдонимами) о женщинах и для женщин, причем все содержание этих романов должно исчерпываться любовными историями, изложенными в технике так называемого формульного письма и непременно завершающимися хэппи-эндами.
(Сергей Чупринин. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям)
http://proza.ru/diary/konkursk2/2014-02-18

Читать еще:  В каком веке жил репин. Некролог илье репину

«Что в литературе относится к фантастике? На какие жанры фантастика делится? На основании каких признаков следует систематизировать фантастику?» – это сложные вопросы. Однозначно правильных и общепризнанных ответов нет. Думаю, что для диссертации материала бы хватило, если объективно, беспристрастно и скрупулезно отвечать на вышеуказанные вопросы.(Ю. Камалетдинов. Фантастика в своем фантастическом разнообразии) http://www.proza.ru/2013/12/18/1806

Детектив — жанр, в котором описываются процессы исследования преступления, а именно — выяснение обстоятельств и раскрытие загадки (определение виновных).(Агата Кристи: удовольствие в постели) http://www.proza.ru/2013/12/18/1811

Все критические статьи начинаются по-разному. кроме тех, что посвящены женской литературе. Последние, как правило, открываются размышлениями, достойно ли делить литературу по половому признаку, существует ли вообще пресловутая женская проза. Исследователи тщательно осматривают ее, «пробуют на зуб» — а вдруг это нечто вроде цыганского золота, которым бойко торгуют на рынке смуглолицые красавицы, обманывая простаков? (И. Савкина. Проза русских и финских писательниц)
Данная статья не ставит цель втянуть вас в дискуссию – хороша ли женская проза? (как вариант – Есть ли у женщин-писательниц мозги?).
Данная статья всего лишь попытка вычленить характерные особенности жанра.
http://www.proza.ru/2013/12/18/1788

Приключенческий жанр включают в себя практически все атрибуты, необходимые для интересного и увлекательного чтения – динамичность и сложность сюжета, храбрых и красивых героев, любовные перипетии и неожиданные повороты.
Об особенностях жанра читайте http://www.proza.ru/2013/12/17/1655

ДРАМАТУРГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Семь правил психоанализа, которые использует Disney.Как создавать истории, которые были бы пользовались успехом у юной аудитории? Компания Disney, признанный лидер производства анимационных и художественных лент для детей, с момента своего основания использует концепцию психоанализа Альфреда Адлера.
http://proza.ru/diary/konkursk2/2013-11-07

Классицизм, романтизм, импрессионизм, натурализм, символизм и другие. Чем они отличаются?
Паша Никс. Стильная литература http://www.proza.ru/2013/12/17/1673

Наши традиционные обвинения масскульта в смысловой банальности, сюжетной клишированности и стертости художественного языка, по меньшей мере, неосновательны. Масскульт, чтобы достичь своей цели и своей аудитории, как раз и должен быть максимально банален, клиширован и деиндивидуализирован, отражая не столько своеобразие авторской позиции и авторского дарования, сколько устоявшийся характер читательских ожиданий.
С. Чупринин. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям http://proza.ru/diary/konkursk2/2014-01-08

К миддл-классу с равными основаниями можно отнести как «облегченные» варианты высокой литературы, усвоение которых не требует от читателей особых духовных и интеллектуальных усилий, так и те формы массовой литературы, которые отличаются высоким исполнительским качеством и нацелены отнюдь не только на то, чтобы потешить публику.
С. Чупринин. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям
http://proza.ru/diary/konkursk2/2014-02-08

ФОРМЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

МИНИАТЮРА
Читая миниатюры, которых на нашей прозеру явный переизбыток, видим — под миниатюрой подразумевают все, что угодно, главное, чтоб покороче и читателя не утомлять.
А между тем, миниатюра – это законченное произведение с идеей и внутренней логикой. Только на 5 тысяч знаков максимум. И, кстати, одна из труднейших форм для написания.
Поэтому предлагаю вспомнить, что есть миниатюра и каковы ее особенности.
Миниатюра — это не просто коротко http://www.proza.ru/2013/12/17/1621

РАССКАЗ
представляет собой небольшое по объему прозаическое произведение и его составляющими являются: единство времени, единство действия и событийное единство, единство места, единство персонажа, единство центра, значимая концовка и катарсис.
Звучит убийственно, но, на самом деле, суть проста, и вы сейчас со мной согласитесь.
Рассказ — это когда рассказывают http://www.proza.ru/2013/12/17/1624

ЭССЕ
Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции.
ПРИЗНАКИ ЭССЕ читайте здесь http://www.proza.ru/2013/12/18/1872

ПЬЕСА, или Как замахнуться на Вильяма
Пьеса — это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре.
В пьесе выделяют элементы:
— реплики действующих лиц, оформленные в виде монологов или диалогов
— авторские ремарки
— список действующих лиц (иногда с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.) http://www.proza.ru/2013/12/18/1875

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213062600246

Источники:

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/proza-chto-ehto-takoe.html
http://litfest.ru/teoria/proza.html
http://www.proza.ru/2013/12/18/2071

Дачник
Добавить комментарий