11 января 1827 года (по старому стилю) делегация от пяти Балкарских горских обществ и Дигории отправилась в Ставрополь для подания прошения о вступлении Балкарии и Дигории в состав Российской Империи. С тех пор прошло 180 лет.
В русско-кавказской войне балкарцы участвовали не очень активно, как другие, соседние народы, такие как чеченцы, ингуши и многочисленные народы Дагестана. Историки говорят, у Балкарии не было достаточно сил для того, чтобы противостоять российской империи. К последнему сражению за Эльбрус у наших предков действительно не было ни достаточного количества воинов, ни сил.
Две жесточайших эпидемий чумы и вторжение генерала Ермолова изрядно сократили численность населения. Да и потери, которые несла та же соседняя Кабарда, не вселяли надежду на выживание или на то, что русские генералы могут быть настроены более миролюбиво к балкарцам.
Известен и другой факт — балкарцы никогда не преклонялись ни перед одним завоевателем, не присягали на верность ни одному из царей, народы которых действительно превосходили горцев в численности населения и в силе войска. Но тогда были другие времена. Жажда порабощения Кавказа завела русских императоров слишком далеко. И сопротивление было просто бесполезным.
И тогда таубии предупредили вторжение в свои ущелия. А генерал Емануэль принял у себя посланников Балкарии и Дигории. Тому свидетельствуют следующие документы.
Прошение о вступлении Балкарии и Дигории в состав Российской Империи
Генваря 11 дня 1827 года
1. «Список с прошения, в переводе с турецкого языка.
Его Превосходительству Командующему Войсками на Кавказской линии. Черномории и Областному начальнику господину генерал-лейтенанту и Кавалеру Емануэлю.
Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа [У]Русбиевцев — Мурзакул Урусбиев, от Чегемцев — Кельмамбет Баймурзов, от Хуламцов и Бизинги — Магомет Шакмонов, от Балкарцов — Арслан аджи Жанхотов, от дигорцев — Касай Кубатиев, Давлет Абисалов, Биногер Карабугоков, Созо Соватов и Татархан Туганов, быв отправлены к Вашему Превосходительству, для испрошения покровительства и защиты Всероссийского Великого Государя Императора Николая Павловича, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ. За отдачею уж Аманатов — детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору Николаю Павловичу и наследнику Его Государю Великому Князю Александру Николаевичу а затем будем ежели и на службу ЕГО Величества есть ли мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.
От упомянутых народов посланники: Старшины Мурзакул [У]Русбиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арслан аджи Жанхотов, Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Биногер Карабугоков, Созо Соватов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.
Верно — Генерал-Лейтенант Емануэль» [подпись автограф] *. Копия.
Нужно добавить, что сохранился так же и рукописный вариант Прошения. К данному документу прилагается ведомость, в которой приводится число дворов, имеющиеся у каждого народа. Самое большое количество у дигорцев — 1000 дворов. Балкарское ущелье — 400, Чегемцы — 200, население Хулама — Безенгийского и Урусбиевского обществ, если верить данному документу, тогда насчитывали по 100 дворов. Эта ведомость тоже заверена подписью Емануэля.
Перейдем теперь к другому источнику. Этот документ был отправлен в Санкт-Петербург в канцелярию военного министра в виде докладной записки.
1852 г. апреля 22 — 1853 г. января 6. — Депутация пяти горских обществ — Балкарского, Чегемского, Хуламского, Безенгиевского, Урусбиевского в Петербурге.
Прилежащие к Большой Кабарде горские племена: Балкарское, Чегемское, Хуламское, Безенгиевское и Урусбиевское обратились с просьбою к своему начальству об исходатайствовании им дозволения, по примеру окружающих их народов, отправить из среды своей депутацию в С.-Петербург, дабы иметь счастье представиться государю императору и у подножья престола изъявить вернодданнические чувства народной признательности за изливаемые на них милости и высокое покровительство и т.д., и т. д.
Далее приводиться характеристика представителей этих народов. Вместе с весьма лестными откликами главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом подчеркивает, что «кроме желания изъявить вернодданническую признательность, племена эти других просьб не имеют для представления его императорскому величеству».
И еще одна немаловажная справка. В той же докладной записке приводиться численность населения.
Итак к 1852 году число селений и душ пяти балкарских обществ составляло:
Балкарцы занимают котловину реки Черек и приток ее с правой стороны в 14 аулах где 850 дворов и до 5250 человек обоих полов;
Чегемцы занимают котловину реки Чегем и живут в 6 аулах где 300 дворов и до 1825 человек обоих полов;
Хуламцы и безенгиевцы занимают котловину притока рек Черек и Черек — Кхяхо первые живут в 3 аулах, состоящих из 120 дворов с 750 жителями, последние в 2 аулах, имеющих около 100 дворов с 600 жителями обоих полов;
Урусбиевцы занимают котловину реки Баксан и живут в 3 аулах, где насчитывается до 110 дворов с 445 жителями обоих полов.
Читать еще: Пьеса дети солнца. О людях простых и сложных
Мы располагаем также списком горских старшин, назначенных депутатами от Балкарии в Петербург для представления царю. В столицу отправились Чепан Суншев, Умар Шакманов, Исхак Малкароков, Джумай Келеметов, Шомпало Урусбиев, Исмаил Урусбиев, Кучук Мисаков и Кайт-Мырза Айдаболов. Все они были награждены медалями «За храбрость», так как «особенно преданы правительству и постоянно исполнительны, ведут себя весьма хорошо, живут скромно и не замечены ни в каких шалостях».
Для большей наглядности хотелось бы, естественно, увидеть какие-то фото материалы. Но тогда фотографии не было. Мы лишь располагаем информацией о том, что портрет Мурзакула Урусбиева хранится в Лондонском музее в числе портретов под общим названием «Кавказские типы».
Покорение Карачая и присоединение Балкарии
20 октября 1828 года произошло кровопролитное 12-часовое Хасаукинское сражение.
Происхождение балкарцев. Вхождение в состав России
О вхождении Балкарии в состав России
В 2017 году исполняется 190 лет со дня вхождения Балкарии в состав России. Однако контакты представителей Российской империи с балкарцами имеют более давнюю историю.
Для успешного продвижения своей политики в Закавказье (в частности, в Грузии) России необходимо было налаживать связи с сопредельными территориями, в частности, с Балкарией.
Впервые в русских документах имя балкарского народа появляется в 1629 году в депеше терского воеводы И.А. Дашкова, который сообщает в Москву, что в местности, где живут балкары, имеются залежи серебряной руды.
В 1636 году имеретинский царь Леван II посылает посольство к русскому двору, а в ответ на это в 1639 году в Имеретинское царство (одно из трёх грузинских государственных образований (столица – Кутаиси) наряду с Картли и Кахетией) отправляются послы московского царя Михаила Романова.
Показав свои посольские грамоты, Елчин, Захарьев и Баженов пробыли полмесяца в доме карачаевских князей из рода Крымшаухаловых, которые жили недалеко от современного города Тырныауз в Баксанском ущелье в ауле Эль-Журт. Отсюда русские послы отправились в Сванетию и далее к имеретинскому царю.
Следующее посольство русского царя прошло в Грузию в 1651 году через Верхнюю Балкарию, по реке Сукан-суу и далее. Послов Н.С. Толочанова и А.И. Иевлева радушно встречал и снабдил провиантом, вьючными животными и проводниками балкарский князь Артутай Айдаболов.
В 1658 году в Москву направлялось посольство во главе с грузинским царем Таймуразом для налаживания русско-грузинских связей. Путь Таймураза пролегал через Балкарию, где к его свите примкнула балкарская депутация во главе с князем Артутаем Айдаболовым. В Москве он был радушно принят в Грановитой палате Кремля государем Алексеем Михайловичем (Тишайшим) наравне с Таймуразом и получил в подарок 40 соболей.
Через 35 лет после этих событий в Москву пробирается опальный имеретинский царь Арчил. 28-го ноября 1693 года русскому начальству в Астрахани стало известно, что Арчил был пленен, а затем бежал и скрылся в страну Балкар при истоках Малки. В своем письме от 15 апреля 1694 года Арчил писал терскому воеводе, что находится в Балкаре и чтобы его оттуда вывели. В письме от 20 мая 1696 года Арчил подробно описывает великим наследникам-самодержцам России Иоану Алексеевичу и Петру Алексеевичу, как всё с ним случилось. В сентябре того же года Арчил был вывезен из Балкарии.
Дальнейшие русско-балкарские отношения приводят к тому, что в 1781 году балкарцы, соседствующие с дигорцами (т.е. жители Черекского ущелья), вместе с представителями 47 дигорских селений приняли подданство России.
Однако не все балкарцы тогда приняли русское подданство. Поэтому балкарские ущелья, как земли, неподвластные русской короне, служили убежищем для многих, кто бежал от «зачисток» начальника Кавказской линии А.П. Ермолова. Этот генерал, за свою чрезмерную жестокость прозванный «усмирителем Кавказа», не раз устраивал карательные экспедиции в горы Балкарии и Карачая, куда убегали многие горцы, потерпевшие поражение в военных стычках и боях на равнине против частей армии Русской империи. Сам Ермолов отмечал, что ему не раз приходилось на четвереньках пробираться по утесам верховьев рек Чегем, Баксан и Кубань.
Российское правительство в целях экономического воздействия на горцев с целью призвать их к покорности и принятию подданства направило на Кавказ директиву о разделении всех местных народов на «непокорных» и «мирных». Для обеих категорий горцев были созданы разные условия в торговле и землепользовании. Например, для так называемых «мирных» горцев русские власти установили цену на соль в размере 2 рубля за пуд, в то время как для «непокорных» – 4 рубля. В одном из документов 1820 года отмечается «…для горцев – балкарцев, холамов, чегемов и карачаевцев отпускаем соль с соляных магазинов по цене 4 рубля, а для кабардинцев – по 2 рубля. Но кабардинцы, скупая соль поболее надобного, продают его по 4 рубля тем же указанным горцам».
В конечном итоге мирные и немирные усилия Российской империи возымели действие: 11 января 1827 года в Ставрополь приехала балкарско-дигорская депутация – по одному представителю от каждого княжеского рода. Депутация просила принять их в подданство России. Главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе генерал Эммануэль в январе 1827 года принял присягу балкарских и дигорских таубиев, о чём и доложил императору Николаю I.
Прошение о вступлении Балкарии и Дигории в состав Российской империи (в переводе с турецкого языка)
Генваря 11 дня 1827-го года.
Его Превосходительству командующему войсками на Кавказской линии, Черномории и областному начальнику, господину генерал-лейтенанту и кавалеру Емануэлю.
Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа [у]русбиевцов – Мурзакул [У]Русбиев, от чегемцов – Кельмамбет Баймурзов, от хуламцов и бизинги – Магомет Шакманов, от балкарцев – Арсланаджи Жанхотов, от дигорцев – Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Соза Соватов и Татархан Туганов, были отправлены к Вашему Превосходительству для испрошения покровительства и защиты Всероссийского Великого Государя Императора Николая Павловича, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ, за отдачею уж аманатов-детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору Николаю Павловичу и наследнику Его Государю Великому князю Александру Николаевичу, а затем будем, ежели и на службу Его Величества есть ли в них мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.
За неимением нами никакой грамоты присланные от упомянутых народов посланники: старшины Мурзакул [У]Русбиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арсланаджи Жанхотов, Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Соза Саватов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.
Верно: генерал-лейтенант Емануэль [подпись – автограф].
В своем прошении о вступлении в состав Российской империи балкарцы и дигорцы оговаривали условие сохранения русским правительством всех их древних прав на владение землей и народные обычаи, свободное исповедание мусульманской веры и разбирательство дел по шариату, получение владельцами издавна установленной с подданных дани и освобождение их от обязательного рекрутского набора.
Генерал Емануэль привёл балкарцев и дигорцев к присяге и письменно обещал ходатайствовать перед государем о сохранении за ними всего того, о чём они просили. Обо всём происшедшем генерал Емануэль донес командующему Кавказской армией генерал-адъютанту Паскевичу, а тот довёл до сведения императора Николая I.
2 мая 1827 года начальник главного штаба Дибич уведомил Паскевича о том, что государь с удовольствием узнал о подданстве горцев и приписал это событие «благоразумным мерам и кроткому с сими горцами обхождению генерал-лейтенанта Емануэля».
Условия присяги 1827 года были подтверждены делегации балкарских князей во время их визита к российскому императору в 1852 году. В докладной записке канцелярии военного министра от 22 апреля 1852 года министру о дозволении прибыть в Санкт-Петербург депутации от горских обществ Балкарии записано: «. Поименованные племена, по засвидетельствованию начальника Кавказской линии, отличаются постоянной преданностью правительству и примерным повиновением местным властям. ».
Россия, в свою очередь, гарантировала Балкарии целостность территории, сохранение внутреннего самоуправления и судопроизводства, неприкосновенность исповедуемой религии и обычаев, освобождала от уплаты податей, сохраняла право ношения оружия и ввиду малочисленности народа обещала не призывать рекрутов из числа балкарцев в течение определенного времени.
Читать еще: Икс шоу в таиланде. Часы работы и стоимость билетов
Подписка
Вы можете подписаться на газету во всех почтовых отделениях г. Нальчика на январь-июнь 2020 года.
Стоимость подписки — 420 руб. Наш индекс – 31228.
Учредитель
Местная администрация г. о. Нальчик.
E-mail газеты: .
Главный редактор С. У. Умаров.
Адрес редакции и издателя: г. Нальчик, ул. Кабардинская, 17; каб. 34, 37, 38.
Тел.: 42-35-50, 42-23-14, 42-61-81.
Адрес для связи: .
широта: 43.479671
долгота: 43.608730
Комментарии
Комментарии являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии.
Этногенез карачаевцев и балкарцев
Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.
Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.
Читать еще: За что бьют себя башкиры. Башкиры
***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).
Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы – в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы – в Чегемском, Шакмановы – в Холамском, Сюйюнчевы – в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) – в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) – цац (чер. диал.) – волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).
Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш – парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя – таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.
***
Балкарцы — коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.
***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит – малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы – это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.
Источники:
http://www.elbrusoid.org/articles/karachay-balkar/359195/
http://gazetanal.ru/analitika/414-o-vkhozhdenii-balkarii-v-sostav-rossii
http://vestikavkaza.ru/articles/Etnogenez-karachaevtsev-i-balkartsev.html