Процесс приобщения. Изучение чужого опыта

Передовой опыт — один из самых доступных практике источ­ников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного пере­дового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его перера­ботку, модификацию, по существу, в процесс выработки на ос­нове известного образца своего, авторского варианта. В таком слу­чае вполне правомерно считать его изучение и использование са­мостоятельной методикой исследования.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различ­ным исследовательским целям:

— выявлению существующего уров­ня решения образовательных, воспитательных, социально-про­филактических и иных задач,

— узких мест и конфликтов, возникающих в практике,

— изучению доступности и эффективности науч­ных рекомендаций,

— выявлению элементов нового, рационально­го, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников.

Предметом изучения при использова­нии указанного метода может быть опыт массовый (для выявле­ния ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передово­го опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, стано­вятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригиналь­ные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.

Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передо­вой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.

Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он ока­зывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Из­вестно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает до­статочно оперативно откликнуться на запросы практики, и жи­вой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оператив­ным способом решения острых практических вопросов. Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин вне­дряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается на­глядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы. Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.

Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только про­тивопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.

Положительный опыт это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие совре­менным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уро­вень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опыт это опыт, реализующий прогрессивные тен­денции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкрет­ных условиях и ситуациях результатов.

Хотя для изучения и рас­пространения передового опыта сделано немало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единая система выявления, регистрации (патентования), хранения и распрос­транения передового опыта.

Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истол­кование, коррекцию и распространение.

Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задача­ми, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанников и достигнутыми результатами.

Недостаточно вы­членяются и показываются объективные связи и закономерно­сти, лежащие в основе достигнутых успехов, связь опыта с пере­довыми идеями современной педагогики, психологии, социоло­гии, теории социальной работы, с одной стороны, и субъектив­ные формы их воплощения, связанные с личностью педагога, — с другой.

Вследствие этого описываются и распространяются от­дельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельно­сти, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.

Не раскрываются психологиче­ские условия и механизмы рождения нового.

Чтобы преодолеть отмеченные недостатки и обеспечить науч­ный подход к организации, выявлению, изучению и распростра­нению передового опыта, полезно положить в основу работы сле­дующие вытекающие из теории и проверенные практикой поло­жения:

1. Изучение и распространение опыта должно вестись на осно­ве современных концепций воспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитое самостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей, воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательного учреждения и его готовность к восприятию и творческой перера­ботке опыта.

2. Распространять и внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею, мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов и методов, использу­емых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи, замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опы­та, возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить и передать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную систему действий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этого нужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.

3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комп­лексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальных про­блем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новые приемы, частные усовершенствования должны орга­нически вписываться в сложившуюся систему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о замене малоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованная целостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средства педагогической деятельности. Именно в этом смысле А.С.Макаренко говорил об «индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советского педагогического закона».

4. Введение нового эффективно тогда, когда эта работа стиму­лирует творческую деятельность как воспитателей, так и воспи­танников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождается свой, авторский вариант нововведения.

Читать еще:  Биография роберта стивенсона. Роберт Луис Стивенсон

Необходимо иметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может быть перспективным, передо­вым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные (се­годняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов, обеспечивая при необходимости поэтапное и вариатив­ное внедрение нового, дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе, заимствование идеи, ис­пользование технологии, комплексное использование опыта и др.

Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А. С. Галышева, М. П. Филатова, Т. В. Сабурикова

Текст научной работы на тему «Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория»

А. С. Галышева, М. П. Филатова, Т. В. Сабурикова

Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория

Понятие «приобщение» применяется в современных педагогических исследованиях достаточно часто, при этом подчеркивается его важность и значимость в образовании. Так, А.Г. Асмолов приобщение рассматривает как главную идею развития вариативного образования XXI в.

Смысловое значение понятия «приобщение» связано с личностью, ее бытием в культуре, ценностями, мировоззренческими установками, духовным воспитанием и трактуется достаточно широко.

В области педагогики исследователями раскрываются отдельные свойства категории приобщения. Данные исследования показывают, что приобщение — это особый процесс, имеющий свою специфику и связанный с внутренним духовным развитием человека, обращенный к его духовной сфере. При этом не удалось проследить единую ориентацию, раскрывающую суть категории приобщения, его смысловое содержание. Это позволило сделать вывод о том, что в педагогической науке данное понятие не стало еще объектом научного осмысления и требует определения его смыслового содержания, сущностных характеристик, категориального статуса, выявления отношений со сходными категориями.

Качество образовательной деятельности всецело связано с ясностью понимания смыслового содержания понятия «приобщение». Рассматривая данную категорию через призму педагогического знания, мы обратились к областям, где это понятие наиболее разработано, — к философии, богословию, психологии. На основе анализа работ Н.А. Бердяева, С.Л. Братченко, учения Василия Великого, Л. Леви-Брюль, В.И. Слободчикова, М. Хайдеггера выделим сущностные характеристики понятия «приобщение», в которых раскрывается его смысловое содержание.

Так, у Н.А. Бердяева особенностью приобщения является его познавательный смысл, приобщение рассматривается как необходимая ступень к познанию. Приобщение у Бердяева обращено к духовному миру человека, ведет к поиску сути идей, смыслов и акцентирует внимание на главных вопросах познания: познаваем ли мир и что познается в мире? Приобщение, по Бердяеву, призвано преодолевать объективацию и через нее погружаться в духовное, подсознательное, восходящее к сверхсознанию.

Сходны с мыслью Н.А. Бердяева и представления Василия Великого. По его мнению, суть приобщения в единении двух миров: материального и духовного.

Как отмечает Л. Леви-Брюль, еще в ранних обществах единство материального и духовного составляло основу миропонимания человека, реальность здесь была окрашена особыми влияниями, отношениями, силами, значениями. Таким образом, приобщение связано с обращением человека к своему внутреннему миру, преодолением объективации и стремлением познать духовную сущность вещей, выстроить отношение к миру через понимание духовной сферы.

Морфологическая структура понятия «приобщение» позволяет выделить корневое ядро — «общение», являющееся основной психологической категорией. С.Л. Братченко обращает внимание на механизмы общения, запускающие жизнеизменяющие человеческие процессы. Он приходит к выводу, что общение может быть не только горизонтальным, но и глубинным, проходящим несколько уровней глубины общения — от уровня «формальных отношений» к уровню «интимности». В выводах С.Л. Братченко можно увидеть характер приобщения в его многомерном измерении, состоящем в единении внутренних и внешних процессов в человеке. Внешняя сфера связана с материальным объектным миром и отношением человека к этому миру. Внутренняя сфера относится к личностному, индивидуальному в человеке. Погружение человека в мир духовный через материальный предметно-объектный мир позволяет настроить «интимное» общение с мировой духовной сферой окружающей реальности, взглянуть через мировое духовное знание на собственную материальную жизнь, на себя как целостность материальную и духовную. Таким образом, смысловое содержание понятия «приобщение» заключается в единении внешних и внутренних процессов в человеке, меняющих его жизнь. Приобщение — это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения — развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение.

Двусоставность морфологической структуры понятия приобщения представлена корневым ядром «общение» и приставкой «при». Приставка несет значение «добавления, сближения, скрепления в чем-нибудь» и образует существительное со значением примыкания к чему-нибудь, что позволяет соотнести его смысловое содержание с понятиями «часть» и «общее».

По В.И. Слободчикову, общность — единение групп людей на уровне ценностей и смыслов, внутреннее духовное приятие людей.

И, как отмечает Л. Леви-Брюль, представления людей в такой общности не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового, так как они присущи всем членам общности и передаются из поколения в поколение. Исходя из смыслового содержания катего-

рии «общение», приобщение может рассматриваться как взаимодействие ныне живущих людей с людьми прошлого времени в рамках одного сообщества, воздействие прошлых поколений на людей настоящего времени, процесс установления и развития контактов между поколениями, направленный на выработку «единой программы взаимодействия». По этим основаниям смысловые характеристики приобщения связаны с изменением в личностном состоянии человека и направлены на выработку общего взаимодействия, единения с этнокультурным сообществом. Такую сущностную характеристику мы можем обозначить как осознание себя частью общего или своей сопричастности общему.

В словаре В.И. Даля понятие «приобщить» используется в значении «прилагать одно к другому в одно целое», что позволяет соотнести смысловое содержание данного понятия с понятием целостности как нераздельного соединения элементов или частей. Следовательно, содержание приобщения включает в себя некое постоянство, или стремление к поддержанию определенного постоянства.

Читать еще:  Выставка цай. В Пушкинском — жгут

Рассмотрим понятие «приобщения» в соотношении к одной из основных категорий педагогики: «воспитание». Термин «приобщение» в некоторых педагогических определениях входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, обществом.

Одним из смысловых значений категории воспитания является вскармливание, питание. В ходе приобщения духовным питанием для человека, постоянно восполняющим его, становятся ценности и смыслы общества, сохраненные в культуре, традициях. Духовное питание в этом смысле происходит не одномоментно, а постоянно, отсюда целью приобщения является приучение к необходимости восполнять и поддерживать определенный уровень духовного состояния, получаемого от прикосновения к культуре. Содержание приобщения связано со знаниями, заложенными в культуре, в общественном опыте, но сами знания как некая информация, получаемая из реальной действительности, не обеспечивают стремления к постоянному соприкосновению с ними, они являются способом прорыва к значениям, сущностям, смыслам. Ценности и смыслы, скрытые в мире объективного, материального, проявляются не сразу — в результате смыслопоисковой деятельности, познания себя, нахождения повышенной личной значимости приобщения, познания мате-

риальной и духовной сторон интересующей реальности, объединения их в целостность. В результате внутренней «борьбы и метаний», прохождения кризисных состояний формируются взгляды и убеждения человека, осуществляется передача опыта подрастающему поколению, подготовка их к жизни, и при этом в самом человеке вырабатывается стремление к поддержанию такой деятельности. Можно заметить, что в содержании понятия приобщения заложена динамическая составляющая, связанная с «изменением», «достраиванием», «осознанием». Итак, динамическая структура понятия «приобщение» включает в себя разные состояния и может быть рассмотрена в широком и узком значениях. С одной стороны, приобщение проявляется как ступень к познанию, понимается как проникновение в ходе познания в ценностно-смысловую сферу объективной реальности. С другой — приобщение как целостная динамическая система, проявляется в специфически человеческой необходимости соединения, общения с миром сверх материального, с высшей духовной сферой, осознании ценностно-смыслового опыта, накопленного в культуре, обществе.

Стремление к постоянному общению со сферой духовного мира не присуще человеку изначально. Именно это «приобщение» сходно с педагогической категорией «воспитание» как деятельности, направленной на формирование системы взглядов, убеждений и отношений личности.

Для приобщения в образовании характерен анализ духовной сферы материального мира, постижение знаний, норм, деятельности, характеризующее человека как духовную личность, готовую воспринимать, анализировать и критически оценивать, осознавать материальный мир на уровне осмысления.

В образовательной практике согласно ФГОС приобщение ориентировано на достижение личностных результатов школьника, выступает средством обеспечения «воспитания способности к духовному развитию», понимания норм, правил, идеалов, хранимых в культуре. Приобщение к традициям культуры дает возможность школьнику понять себя самого, определить свое место в этнокультурном сообществе, раскрыться как этническая индивидуальность, вырасти духовно, выработать свой собственный способ гармоничного поведения в обществе на основе традиций.

Педагогическими характеристиками процесса приобщения являются направленность на духовное изменение в человеке, осознание себя частью общего или своей сопричастности общему, экзистенциональное достраивание человеческой целостности.

Передовой опыт: его сущность, исследование и применение

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: ”Какой же педагогический опыт является передовым?” и на целый ряд других, не менее важных. Передовой педагогический опыт – это такой опыт, который чаще всего называют «золотым фондом» педагогической практики, который обогащает саму практику и считается некой «питательной средой» всей педагогической науки. В случае, если бы не было педагогического опыта, исследованного, обобщенного, популярного и уже внедренного, то пришлось бы все это делать с начала.

Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.

Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.

Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Также стоит отметить, что передовой опыт является не только педагогическими новациями. Исследуя передовой опыт, грубой ошибкой будет не обратить свое внимание на ежедневные и даже малозаметные труды тех воспитателей, так называемый «секрет» успеха которых в комплексном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических базовых основ и инструкций, как новых, так и обычных, часто употребляемых. Подобный опыт тяжело заметить, а проследить его действенность и вовсе практически невозможно. Однако он зачастую принимается за основу значительных учебно-воспитательных эффектов. Труд профессионала, преподавателя, который не привнес ничего абсолютно нового, но со знанием и достаточным умением применяющего существующие методики и средства с цель максимально эффективного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть объектом исследования для тех, кто еще не достиг подобного уровня в собственной работе. В процессе выборе опыта (новаторского или же обычного положительного), направленного к исследованию и изучению, крайне важно сделать правильную оценку его особенностям и сравнить со своими собственными возможностями.

Исследование и применение передового опыта

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Главным при изучении и анализе передового опыта воспитателя принято считать уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», основной сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование как организационных форм, так и путей и методических способов, что способствуют повышению эффективности работы, однако и определение тех противоречий, на разрешение которых нацелены поиски и применяющиеся педагогические средства. Учителям, в большей степени это относится к новичкам педагогической работы, занимающимся изучением передового педагогического опыта, крайне важно попасть в так называемую «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: осознать систему подготовки к занятиям, сделать тщательный анализ его передового педагогического опыта, его перспективно-тематических проектов, а также ассортиментов учебно-производственных работ, графиков движения и нагрузки, приходящийся на учащихся, инструкционно-технологической и другой учебной документации, дидактических материалов, проектов занятий и необходимого для них оснащения, конспектов, методических разработок и так далее.

Читать еще:  Завадовский Леонид Николаевич (1888–1938).

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

  • методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения;
  • методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока;
  • организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий;
  • методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося;
  • методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.;
  • поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.;
  • становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.;
  • индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.;
  • приемы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее полученные знания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на базе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, исследуемых в разнообразных предметах и так далее;
  • методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и тому подобное.;
  • контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и тому подобное;
  • педагогический стиль преподавателя;
  • педагогический такт во отношениях с учащимися;
  • педагогическая техника, ее проявления и последствия и так далее.

Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя в качестве ключевого способа перенимания его опыта, необходимо обратить свое внимание на целенаправленность подобных посещений. Важно не просто присутствовать на проводящемся уроке, а почерпнуть из посещения общее понимание. Необходимо, чтобы посещающий такой урок целью своего посещения принимал конкретную задачу и точно понимал, что нужно выучить, воспринять, а далее, по возможности, и взять для пополнения своего багажа. В таком смысле ключевую роль играют предшествующие разговоры посещающего с организаторами или зачинщиками данной методической работы в учебном заведении, которые точно знают сильные стороны «носителя» современного опыта и обладающими достаточными знаниями, чтобы подсказать, на что стоит обратить особое внимание.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на занятие к опытному преподавателю с целью перенимания его опыта необходимо идти уже подготовленным. Достаточно эффективным способом изучения и распространения современного педагогического опыта считается проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. В высшей степени при этом необходимо отметить этап обсуждения прошедшего урока его посетителями. Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока заключается в том, что в таком случае методические приемы, которые были продемонстрированы учителем, мастером, подвергаются всестороннему и сложному анализу. В процессе раскрываются не только заслуги педагога, но и его ошибки с промахами, формируется уже целостное обобщенное мнение о существенных и важных сторонах опыта, рассматриваются приемы его использования на практике.

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

В числе других эффективных способов исследования и распространения педагогического опыта ошибочным будет не назвать так называемые «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) делится собственным опытом с группой педагогических сотрудников одного или нескольких учебных заведений. Из наиважнейших направлений таких школ стоит отметить следующие:

  • взаимопосещение уроков участников школы с дальнейшим их анализом;
  • посещение участниками школы занятий управляющего ее с последующим разбором методики и организации проведения;
  • исследование методики и организации проведения деловых игр в ходе занятий;
  • методические приемы использования на уроках технических средств обучения;
  • обмен навыками использования компьютеров учащимися;
  • методика и организация проведения «бинарных» уроков;
  • организация и методика тренажерного обучения;
  • комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
  • организация технического творчества учащихся и так далее по списку.

Школы современного педагогического опыта представляют собой коллективную форму педагогического наставничества. Во множестве учебных заведений находит свое применение личная форма подобного наставничества, другими словами «менторство».

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

Источники:

http://studopedia.ru/4_59923_izuchenie-i-ispolzovanie-peredovogo-opita.html
http://cyberleninka.ru/article/n/16054855
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/peredovoj-opyt/

Дачник
Добавить комментарий