Про что писал виктор гюго. Драматургия Виктора Гюго

Весь мир знает такие его произведения, как «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные», но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

В кратком содержании биографии Виктора Гюго обязательно следует выделить в отдельный пункт его вклад в развитие теории романтизма. Он на протяжении всей своей жизни стремился его осмыслить. Гюго призывал отказаться от высокопарных, строгих форм классицизма, пропагандировал творческую свободу.

Вершиной эпохи французского романтизма стало его «Предисловие к «Кромвелю». Шекспировская драма «Кромвель» в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но «Предисловие» переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период — это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра — драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма — это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление — гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой — комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

«Собор Парижской Богоматери»

1831 г. — это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения «Собор Парижской Богоматери». В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе «Собор Парижской Богоматери» является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем — Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя — это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике «Возмездие». До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

«Отверженные»

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества — это роман «Отверженные». Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции — все это присутствует в «Отверженных».

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои — это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих «Отверженных» является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В «Отверженных», как и в «Соборе Парижской Богоматери», показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений «Грозный Год», который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Читать еще:  Тесты по литературе. В Европе в XVII-XVIII веках

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным — он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго — это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Виктор Гюго, драматургия

Романтическая драма — в чувствительности «сентиментальной» и «слезной» драмы нетрудно найти черты молодого романтизма, зачатки нового драматургического стиля.

Со времен классической трагедии сохранился обычай литературных авторских предисловий к его части. Это предисловие юного Гюго к драме «Кромвель» считается манифестом романтической драматургии. В рамках новой драматургии Гюго кладет провозглашаемую бессменно со времен Аристотеля, «верность природе». Гюго, защищая «верность природе», он отправляется в то, что трагедия классический, видели эту «верность», три единицы. «Единство времени скрестить с единством места, — говорит Гюго в предисловии к «Кромвелю», — чтобы организовать из них, на сетку клетки, и впускать в нее с большим педантизмом все эти факты, все народы, все формы, что в таких масс за пределы реальности, это означает, уродовать людей и предметов, это значит, заставить историю корчить гримасы». Оставляя в силе единства действий, Гюго и своей природе включает в себя совсем иначе, чем в классической теории драматургии. Там, единство действий, потребовал одноплановости интриги, одной из его линий, без каких-либо отклонений в сторону, избегая даже смятение, трагическое с комическим, там это все еще был театр положений, театр природы, как страсть. В то же время, Лессинг и Дидро решительно переоценивают природу комического и введен в психологическую природу света. Романтики еще резче подчеркивает это положение, из-за его и структурно. Единства действий, понимает, что закон-театр «перспектива». Это устройство не нарушают побочные, побочные ответвления от основной темы. Важно, чтобы все это было целостно и интегрирована, и опирался на главное, главное, лидера дня.

Строгое разложение единства действий на жанр «трагедия» и «комедия» Гюго решительно отвергает и возвращается к синкретизму театр в целом, где «ужасный, который существует рядом с красивым, уродливое — рядом с грациозным, где смешно, есть оборотная сторона величественного, где соединены зла с добром и тени со светом». Это привело Гюго в защиту теории драматического гротеска. Это гротеск, он видит «рассказчики, публицисты, писатели, перед тем, как авторы фарсов или шутки привел на театральные подмостки; он вдохновляет народные предания и древние суевериясредневековья, он ставит свою печать на фронтоны и готические соборы; она прокрадывается даже в алтаре, когда служат мессу осла, или выбрать папу шутов».

Гротеск структурно дает эффект контраста возвышенное и этот факт еще больше подчеркивает его значение. Полоний делают еще более соблазнительными Офелия и Миранда, грубый юмор могильщиков подчеркивает нежные слова Гамлета. Яго, Тартюфа, Полония,Гарпагона, Бартоло, Фальстафа, Скапена, Фигаро — все это определяет произведения Гюго, как галерея высокой пробы драматического гротеска. Самый большой мастер такой связи возвышенного с гротеском, красивая страшное видит в Шекспире, не знавшем ни одной. Романтическая драма должна «заставить зрителя на минуту тратить серьезное смешному, от шутовских эпизодов к раздирающим душу сценам, сурового малых». Гюго, отрицая систему классической драмы, считал, что все обвинения вытекают природа, ее вечные законы, его естественного порядка вещей. «Уберем, — призывает он, — все виды, системы, теории, учения о поэтических ст. Сбросим вниз этой старой маски, закрывающей лицо ст. Пусть не будет у нас ни правил, ни образцов, или, вернее, оставить наши правила только общие законы природы».

— Все эти типично романтические драмы характеризуется как синкретизм драматические жанры (трагедия, комедия, etc), и поэтических родов (элементы лирические и эпические равноправны драматических). Эта смесь, конечно, исключает творческого синтеза, к которому стремился к Гюго. Разместить в драме сложность жизни и человеческой души, он не смог. Его символы, построенные по излюбленному им принципу отвлеченной антитезы, частных оттенков, упрощенный и отвлеченны. Ее сюжет, не болельщик.

Далее драма Виктора Гюго “Король забавляется” (1832) была поставлена под короля Луи-Филиппа.

После установления монархии в буржуазную, преследованиями поэта. В его драме “Король забавляется” чиновники видели дух революционного республиканизма. Драма была запрещена. Но автор не примирился с произволом властей и начал открыто выступать против режима монархии Июля.

В предисловии к пьесе “Король забавляется” виктор Гюго написал: “Два года назад можно было опасаться за порядок, а теперь приходится дрожать за свободу. Вопросы свободомыслия, разума и искусства самодержавной решаются визирями король баррикад. Очень прискорбно видеть, как заканчивается в Июне революции”. Оппозиции, стремление поэта проявилось с особой силой в 1832 году, в тот момент, когда ситуация в стране революционная ситуация грозила существование династии орлеан.

Уже Лионское восстание 1831 года показало, что работники не могли примириться с гнетом буржуазной монархии; после 5 июня 1832 года в Париже вспыхнуло новое республиканское восстание.

Восстание трех членов государственные секреты компании. После двух дней героической борьбы (впоследствии изображенной в романе виктора Гюго “Отверженные”) баррикадные бои закончились, сопротивление республиканцев было сломлено и потоплено в крови. Правительство Луи-Филиппа, революционные выступления рабочих, ремесленников, студентов, жестоко подавляла элементы оппозиции в стране. Особенно яростно преследуемых тайных обществ, республиканская партия, совет прессы и театров; были закрыты многие учреждения; участие в восстании распущен единиц артиллерии национальной гвардии; в Париже было введено осадное положение.

Это в дни восстания в июне 1832 года, виктора Гюго, с огромным творческие возобновил работу над своей драмы “Король забавляется”. Премьера пьесы превратилась в антимонархическую демонстрацию. Расширенный постепенное настроена молодежь громко распевала pa-шоу, песни революции—Марсельеза и Карманьола.

Смело развенчав одним из любимых мест королей Франции Франциска i, Hugo дискредитировал саму суть монархии. Черная тень пала на империю “финансовой аристократии”, под руководством Луи-Филипп. Правительство сразу же после первого представления распорядился удалить из каталога крамольную пьесу. Вступил в мужественную борьбу с правительством, поправшим конституционные свободы, рожденное на баррикадах революции Июля. Он протестовал против анархии и деспотизма “горстка жалких политических пачкунов”, управлявших францией. Однако все усилия поэта, выступает в пьесе, ни к чему не привели.

Драма “Король забавляется” написана с подлинным гражданским пафосом, и с замечательным умением. Социально-политические идеи, детали выполнены очень четко и рельефно. Актеры характеризуются сильным и убедительным. В этой исторической драме, как, впрочем, и в других произведениях Гюго, по-настоящему исторические личности героев, выступающих на более или менее достоверные, более конкретно-историческом фоне. Фабула пьесы основана не на инциденты и вымышленных событиях, которые могли произойти. Hugo посочиняет биографии его персонажей, на основе исторических данных, полученных из документов, хроник, мемуаров мультфильм времен. Это фантазия на заданную тему. Драматург не претендует на богатство и полноту изображения исторических персонажей. Он выбирает какое-либо лицо, через которого должна преломиться и всей природы в целом. Франциск I взят в основном со стороны его интимной жизни, но и потому, что в этой “личной” отражает социальное положение монарха, “первого человека королевства”.

В первой действие, драма (выпускной вечер в Лувре) Гюго мастерски показывает два обличия Франсуа: донжуанское и разбойничье. Он выступает здесь не только бюрократию, но и как безжалостный тиран и насильник. Устами отец оскорблен, Сен-Валье Гюго изобличает настроение волка “король-рыцарь”:

“Н вот вы, Валуа, в тот день иль в ту же ночь

Склонили без стыда мою родную дочь,

Себя ни жалостью, ни грустью не тревожа,

В объятья подлые, на гибельное ложе”,

Этот гнев тираду король отвечает, что заказ на арест старца. Hugo ярко рисует окружение Франца—титулованную аристократию, морально опустошенную, продажи, раболепствующую, лишенную совести и истинной чести.

В центре Трибуле рядом , с ненавистью дворянства живет огромная нежность к дочери Белого. Она для него—смысл и цель жизни. Только с ней он сбрасывает с себя шутовскую маску, и перед нами глубоко несчастный, измученный человек, который умеет любить, страдать и думать. Страстный монолог Трибуле изливал свою душу, преисполненную любви к дочери и ненависти к “весельчакам-знатные”:

Читать еще:  Определения, что такое пословица.

“Так знайте, господа весельчаки-вельможи,—

Я ненавижу вас. Меня вы, знаю, тоже.

Вы. сделали шута собакой. Жребий волчий—

В бокалы, пьяные своей прибавить желчи,

И доброту изгнать, и сердце сжать в комок ,

И этот острый ум, который мыслить мог,

Глушить в бубенчиках. ”.

В этих словах, слышится страстный жалобы в его исковерканную жизнь, желание, чтобы наиболее значимым в человеческой жизни.

После удаления Белой ненависти Трибуле, накопленного в течение многих лет, прорывается наружу и принимает эффективные формы мести. Несчастный отец вступает в единоборство с мощным король и его двор интрига. В-третьих, самая богатая и полная жизнь, боевик, драма виктора Гюго рисует страшную боль в шторм, что проходит через Трибуле, который потерял свою дочь. Самые родовитые аристократы во Франции, трудолюбие жестоких сводников увезли в логово развратного короля “протеста”. На этот раз в руках царя была молодая плебейка, дочь шута, Белый. Сцена появления Трибуле в третьем акте, подлинный шедевр. Все это добрый и очень напряженная сцена построена на игре острых психологических контрастов.

Стая придворных, похитившая Белая ночь, передний злорадством и смех ожидает прихода Трибуле. Молодой дворянчик из Пьенн намеренно затягивает забубенную условия песни. Трибуле, чтобы ничего не выдать, поет куплеты, шутит, балагурит, но в его кратких и быстрых реплик, которые скрываются в глубоком отчаянии и смертельной тревоги. Наконец, нервы не выдерживают, и из груди его раздался крик ярости и боли. Он плачет, просит, молит, требует, чтобы ему вернули дочь, но ему отвечают улюлюканьем и смехом. Тогда Трибуле падает на царя и придворных с огнем, речью, полный социальный гнева, презрения, горя и ненависти. Трибуле подавляет клик дворян—это “орды лакеев”, “братство бандитов” продавая “грязный король” своих жен, сестер, матерей.

Он пригвожден к позорному столбу, бесчеловечного, подлого монарха и его вельмож, которые, только—

“Убийцы, рыцари больших дорог, сеньоры,

Мучители детей и женской чести воры”.

Этот монолог приобретал особое тяжести, благодаря тому, что Трибуле называл самых известных дворянских фамилий Франции, де Монморанси, де Косее и другие. Трибуле с гордостью и силой, говорит, что он беден, который способен собственными руками отомстить за свою поруганную дочь.

Трибуле становится безжалостным мстителем, предлагают идею цареубийства. Гюго все время его драма доказывает не только возможность, правомерность, но и необходимость физического уничтожения монарха, чья власть основана на насилии, произволе и беззаконии. Эта идея не могла не найти более яркой, у французов-республиканцев, тридцатых годов, готовивших покушение на Луи-Филиппа.-Объективный смысл драмы “Король забавляется” сводится к тому, что ; монархический режим как таковой органически враждебно добра и справедливости.

Хьюго с большим темпераментом передает безудержный энтузиазм Трибуле, который убежден, что месть-это, наконец, сделано, и что рядом с ним лежит завернутый в циновку труп короля:

“Теперь смотри на нас, земля!

Вот это—шут, а здесь—останки короля!

Какого! Первого среди владык вселенной!

Вот я топчу его. ”.

Устами Трибуле Гюго говорит о священной мести, удесятеряющей сила слабых. Он призывает к борьбе, бесстрашный и дерзкий, более грозными противниками. Он полон социального оптимизма и веры в конечное торжество справедливости:

“Кто хил—тот вырастет! Кто низок—тот воспрянет!

И ненависти, раб, не бойся и не прячь!”

Сюжет пьесы “Король забавляется”, несмотря на свою кажущуюся условности, пронизаны внутренней логикой и искусства, правда, трактованной бесплатно романтическом плане. Наемный убийца, Сальтабадиль мог действительно отправить его в свет короля-гуляку, забредшего в поисках любви, соединения, в хижине молодой когорте Магелоны. Просто случайно помешали осуществлению большого плана, создатель, который был маленьким и слабым Трибуле, вдохновленный благородной жаждой мести за поруганную честь дочери. Романтический, фантастика опирается здесь на типические обстоятельства жизни Франциска i, который, по словам современников, не брезгал более рискованных любовь авантюрами. Но историческая правда осталась нетронутой; Трибуле, конечно, не мог нарушить и изменить ход истории. На пустынном берегу Сены до площади Франциска бросить заколотая Белый. Все осталось по-прежнему. Франциск i продолжал править, и Трибуле сошел с ума.

Смерть романтического героя, взлелеявшего в его суровом и гордом одиночестве идея цареубийства, исторически вполне закономерна. Но трагическая история, рассказанная виктором Гюго, свидетельствует о том, что монархическому гнету компании по-прежнему накладывает на бесчисленное множество повстанцев и мстители, один из которых был шут Трибуле.

Суд отклонил Гюго, по горячим следам, но общественное мнение Парижа было полностью на стороне поэта, а интерес к его части увеличить. Это обстоятельство в значительной степени объясняется большой успех, который выпал на долю его новой драмы “Лукреция Борджиа”, был зафиксирован 2 февраля 1833 года.

Резкий тон предисловия, чтобы она не оставляла сомнений в том, что поэт не забыл обиды, нанесенной ему правительством, запретившим постановка драмы “Король забавляется”. “Выход в свет новой драмы, — пишет Гюго, — в течение шести месяцев после драмы запрещено. это означало, чтобы показать ему, что он пытается напрасно. Это значило доказать ему, что искусство и свобода могут возродиться за одну ночь, наперекор грубой ступне, их попирающей” (“Предисловие”).

Виктор Гюго — биография, информация, личная жизнь

Виктор Гюго

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне — умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, — колыбели романтизма, — которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л’Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» — Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

Читать еще:  Термин либретто. Значение слова «либретто

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» ( Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 — это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: «Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» — Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L’Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834)
Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842)
Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852)
Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855)
Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864)
Париж (Paris-Guide, 1867)
Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867)
До изгнания (Avant l’exil, 1875)
Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875)
После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889)
История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877-1878)
Фанатики и религия (Religions et religion, 1880)
Мой сын (Mes Fils, 1874)
Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883)
Что я видел (Choses vues, 1887, 1900)
Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890)
Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892)
Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Источники:

http://www.syl.ru/article/326894/viktor-gyugo-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya
http://m.studwood.ru/751393/kulturologiya/viktor_gyugo_dramaturgiya
http://stuki-druki.com/authors/Gugo.php

Дачник
Добавить комментарий