Поселения амишей. Амиши — кто они такие

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Происхождение амишей

Термин «амиши» происходит от имени Якоба Аммана, швейцарского анабаптиста и меннонита, который яростно выступал за буквальное толкование Библии. Его идеи вызвали раскол в церкви, а последователи Аммана, которые ушли с ним, стали известны как амиши.

2. Крещение и брак

Крещение у амишей происходит чаще всего в 18-22 лет. Пока этого не произойдет, человеку не разрешается вступать в брак. Также на момент вступления в брак оба будущих супруга должны состоять в церкви.

3. Ненасилие

Амиши – отъявленные пацифисты и отвергают любую форму насилия. Именно поэтому они не участвовали ни в одной войне.

4. Безликие куклы

Тот, кто увидит куклы амишей, ничего не зная о них заранее, наверняка вспомнит парочку фильмов ужасов. У них попросту нет лиц. Безликие куклы, как полагают, должны удержать людей от гордости и тщеславия. Также по подобной причине амиши не играют на музыкальных инструментах, утверждая, что инструменты представляют собой метод самовыражения, который будет стимулировать развитие чувства гордости и превосходства.

5. Румспринга

Когда ребенку в семье амишей исполнится 16 лет, он становится «румспринга». В течение определенного времени ему разрешено выходить на улицу и делать вещи, которые, как правило, запрещены в общине амишей. В течение этого времени подросток должен определиться, примет ли он крещение и станет членом Церкви амишей или навсегда покинет общину.

6. Амиши в цифрах

Амиши впервые эмигрировали в Северную Америку в начале 1700-х годов и изначально осели в Пенсильвании. Сегодня более 300 тысяч амишей живут в более чем 28 штатах США и в Канаде.

7. Роль женщины у амишей

Женщина в семье амишей в первую очередь является домохозяйкой, в обязанности которой входит приготовление пищи, домашнее хозяйство и помощь соседям. «На людях» же женщина, как правило, следует примеру своего мужа.

8. Избегание и отлучение

Амиши могут наказывать членов своего общества двумя различными способами. Первым из них является «избегание», при котором члены сообщества ограничивают все контакты с нарушителем, чтобы посрамить его и указать на ошибочность его пути. Более серьезное наказание – «отлучение». Это полное прекращение контакта с человеком и изгнание его из общины. Даже родители должны прекратить контакты со своим ребенком, если тот был отлучен от церкви.

9. Автомобили

В целом, хорошо известен тот факт, что амиши не могут использовать моторизованные транспортные средства, такие как автомобили. В основном они используют лошадей и коляски-двуколки.

10. Знаменитые бороды

Если просто посмотреть на мужчину амиша, сразу можно сказать – он женат или нет. После свадьбы каждый амиш сразу же начинает растить бороду.

11. Платья женщин

У женщин амишей после свадьбы есть другая традиция. Они надевают свой свадебный наряд (который обязательно должны пошить сами) на воскресные церковные службы.

12. Образование

Дети амишей учатся в маленьких школах на один класс у учителей из общины. После окончания такого начального образования ребенок начинает получать профессиональное обучение (к примеру, сельскохозяйственные и плотницкие навыки) у своей семьи и членов общины.

13. Проповедование

Амишей отличаются от других христиан тем, что они не участвуют в миссионерской работе или евангелизации. Проще говоря, они не пытаются обратить как можно больше людей в свою веру.

14. Лекарства

Общины амишей, как правило, не возражают против использования современной медицины и прибегают к ней в серьезных случаях. Поскольку у амишей нет страховки, деньги на оплату лечения больного собирают всей общиной.

15. Переход в веру амишей

Те, кто хочет вступить в Церковь амишей, столкнутся с определенными трудностями. Во-первых, нужно выучить немецкий диалект, на котором говорят пенсильванские амиши (некоторые говорят только на немецком языке), а также отказаться от современных удобств, которых попросту нет у амишей. Новообращенного селят в семье амишей, чтобы он адаптировался к их образу жизни. После достаточного периода акклиматизации в церкви проводится голосование по вопросу целесообразности признания потенциального новообращенного членом общины.

И в продолжение темы ещё об одном народе с интересной историей — 15 колоритных фотографий о жизни цыган в 1960-х годах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Деревни и старинные поселения амишей в США и Канаде

Даже в Америке не все знают, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации. И живут эти люди не только в глубинке. Их самая большая община находится в штате Пенсильвания в окрестностях города Ланкастер, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Но амиши также расселились и по многим штатам, в том числе в Индиане (2–3 часа езды от Чикаго) и Огайо.

Появились эти люди в Америке три века назад и неслучайно вначале обосновались именно в Пенсильвании — тогда еще английской заморской колонии. Однажды английский король Карл IIпроиграл в карты своему адмиралу Пенну кучу денег, а когда тот умер, не имея чем расплатиться с его сыном Уильямом, он предложил натуру — завоеванные, но еще не освоенные заморские земли.

Читать еще:  Рождение древнегреческого театра. Трагедия и комедия

Уильям же был одержим идеей найти на Земле свободное место и основать страну, в которой могли бы жить на равных правах люди любых религий и конфессий, и поэтому принял предложение короля.

Даже сегодня на Земле не так уж много таких стран, но первой стала английская заморская колония в Америке, теперь штат Пенсильвания, что значит «лесная страна Пенна». Первыми, кому Уильям Пенн предложил переехать в свою страну, были преследуемые в то время в Европе протестанты. Вначале приехали его земляки английские квакеры и основали самый большой город колонии Филадельфию и много других городков в округе. Вслед за ними из Пруссии и немецкой части Швейцарии стали приезжать те, кого называют амишами. Из множества приезжавших в то время в Пенсильванию протестантских сект они единственные сумели полностью сохранить до наших дней свой стиль жизни.

Уильям Пенн бесплатно отдал амишам земли в районе нынешнего Ланкастера (это на запад от Филадельфии, вглубь континента километров на 100). Уже оттуда они стали постепенно разъезжаться по всей Америке. Сейчас в США живет примерно 250 тысяч амишей. Селятся они, как правило, компактно. Их большие общины есть в штатах среднего запада (Индиане, Канзасе), живут они в и Мэриленде, и в других штатах. Самой большой (82 тысячи человек) по-прежнему остается община амишей в Пенсильвании. Почти такая же община, как в Пенсильвании, есть еще и в соседнем штате Огайо. Места компактного поселения амишей ни в одном штате никак административно не выделены: бок о бок и вперемешку с ними живут и другие американцы со своими традициями, верованиями и бизнесами.

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие — это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы«), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons — основателя секты), еще в 1530 году. В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста. Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира. Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла. Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине. Никто им в этом тут не мешает, и Бог им в помощь!

Внешне представители разных сект в Стране амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия. Все они носят очень простую одежду (женщины — обязательно длинные платья), поскольку Библия учит скромности. Они, разумеется, обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.

В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки, а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.

На головах у женщин, как правило, белые чепчики. Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы. Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних. Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи. Цвета одежды скромные. Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.

Только женатые мужчины имеют право носить бороду. Вот он, мощный стимул к продолжению рода!

Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества — это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов. Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира. Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Протестантство отменило великолепные готические соборы и церкви поменьше с цветными витражами, аскетичными святыми, картинами великих и невеликих художников и органной музыкой с ангельским детским пением на почти уже никем не понимаемой латыни. Протестантские церкви — это всегда очень простые сооружения: внутри принципиально голые стены, скамьи и на столах только Текст — Библия (обязательно на понятном для прихожан языке), предмет изучения и заучивания. Отменив форму, как им показалось, потерявшую содержание, протестанты заменили ее другой крайностью, а, по их мнению, квинтэссенцией веры в чистом виде — содержанием без формы.

Не пытайтесь найти тут даже самую скромную амишевскую церковь — их тут просто нет. Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний». Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Читать еще:  В ф тендряков краткое содержание.

Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни. Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ. Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом. Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные. Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.

У амишей нет домов для престарелых. Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община. Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди. Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома. Кроме того, амиши не покупают страховки. Даже за посещение врача они платят наличными. Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община. Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, они не путешествуют, не ходят на концерты и выставки, разумеется, не употребляют спиртные напитки, а самое главное — работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

Все школы расположены таким образом, чтобы школьники могли сами дойти до них или в крайнем случае доехать на самокате. Все ученики сидят в одной комнате и учатся восемь лет. Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж. Список предметов невелик: английский и немецкий языки, математика и история. Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.

Фотографии взяты с сайтов для свободного доступа:

В самих поселениях делать фото с амишей не полагается (по крайней мере нарочито). Поэтому для сайтов я предпочитаю ставить дозволенные к печати фото.

Чего вы никогда не знали об амишах.

Возможно вы вообще не знаете, кто это такие.

Я, живя в Манитобе, их видел. Они вроде даже у нас по-иному называются: меннониты или как-то так.

Хотя посмотрел в гугле — живут и у нас под своим именем.

Но что точно — они живут в глубинке, на своих фермах. В своих общинах.

Живут, как хотят, как понимают смысл жизни.

И, заметьте, в свободной стране никто не придёт к ним с проверкой, а что, мол вы так странно живёте.

Никто не станет учить как жить.

Иногда даже свобода их запредельная — они, например, не верят в переливание крови, и люди погибали из-за этого упрямства.

Я считаю, что если дело касается взрослых, то ради бога — мри себе.

Но часто они мешают жить детям.

Тогда канадские законы (не знаю американских), возьмут верх и их увезут в больницу и кровь перельют вне зависимости от воли родителей.

Что уже делалось и что есть правильно.

А странные обычаи — да ради христа. Места у нас тут — завались. Практикуй — не хочу.

Якоб Амман ( Jacob Amman , Ammann) — меннонитский идеолог и лидер в Эльзасе, проповедовавший во второй половине XVII века, приверженец анабаптизма. Ревностный приверженец учения Менно Симонса. Настаивал на буквальном соблюдении основополагающих меннонитских канонов, утверждённых Дордрехтской конференцией 1632 года.

Детям-амишам дают играть в куклы без лиц, а не барби. Это делается для того, чтобы взрастить веру в то, что челдовек хорош «внутри», а не на лицо.

Разделённая перегородкой кровать.

Они вот верят, что электричество скорее мешает, чем помогает.
Мы читали про это уже у Ильфа с Петровым и про то, чем это кончилось.
Только в Вороньей слободке места было мало, а тут — раззудись плечо и все остальные члены.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть одна черта, свойственная, пожалуй только амишам. Это — испытательный срок для подростка в возрасте от 16 лет (обычно) до принятия осознанного решения о крещения по вере в Церкви Амишей ; он может решить отказаться креститься и покинуть общину амишей. Подросток в это время называется «румспринга»: бегающий вокруг да около. Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные, как приятные вещи, так и опасности с бедами.
И сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей. И это важно понимать: каким бы необычными или даже странными ни казались образ жизни и верования амишей сторонним людям — каждый из амишей это выбрал сам, имея альтернативу. Насколько же тем, кто сделал такой выбор, можно идти на компромиссы с окружающим миром — этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

В их общинах запрещены табак и алкоголь. Без первого я вполне себе живу, а от второго отказываться не собираюсь. Ну да я ж и не амиш какой. Они выращивают свои органические овощи и у них, вследствие этого, низкая заболеваемость раком.

Читать еще:  Архип иванович куинджи. Для всех и обо всем

У амишей есть свой язык, хотя они редко употребляют его за пределами общин. Он известен под названиями «Амиш», ‘Low German’ и даже ‘Pennsylvania Dutch’. (внимание: Dutch — это не датский, а голландский). Подробнее тут:

Кроме английского, большинство амишей старого обряда говорит на особом немецком диалекте, известном как пенсильванско-немецкий диалект, чаще именуемом как «пенсильванский голландский» (Pennsylvania Dutch). Пенсильванско-немецкий происходит от диалектов германского Палатината XVIII в., испытал сильное влияние американского английского, и заметно отличается от диалектов других групп анабаптистов.

Поначалу, на пенсильванском диалекте немецкого говорили многие германоамериканские иммигранты в Пенсильвании и окружающих местностях, особенно прибывшие до 1800 года. Сейчас на нём говорят, в основном, только амиши старого обряда и меннониты старого обряда. В нескольких, довольно больших, общинах амишей старого порядка, чаще говорят на швейцарском диалекте немецкого, нежели на пенсильванском. Амиши Би́чи, особенно те, кто родились примерно в 1960 году или позднее, склонны к преимущественному использованию английского языка для домашнего общения. Все другие группы амишей используют пенсильванский или один из швейцарских диалектов немецкого как язык для серьёзных бесед внутри группы. Существуют небольшие диалектные различия между общинами, поселившимися в разных местах. Амиши осознают эти языковые различия, а иногда даже испытывают трудности в общении с единоверцами из других регионов.

Две большие разницы

По незнанию, начав писать пост, я думал, что амиши и меннониты — одного поля ягоды. Оказывается — нет, и если их спутаешь, они могут обидеться. Разница есть. Меннониты не так суровы, у них могут быть сравнительно современные дома и машины. Я знал одного меннонита в Манитобе, у него было две машины. Мой приятель по прежней жизни Юрий Клаз, с которым мы ездили в Ирландию на конкурс хоров, по приезду в Канаду по линии особо одарённых личностей, дирижировал меннонитским хором.

Нарушение внутреннего порядка (орднунга) и изгнание из общины из-за провинности типа связи с девушкой или мужчиной вне общины (исключая меннонитов), постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг до смерти, то есть пожизненный, если не раскаешься должным образом.

Одёжка вот такая. яркие тона и украшения запрещены.

Все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. У них большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят в таких случаях: «Такова воля бога. » (“Gottes Wille”)

Усы нельзя, бороду можно.

Женщинам нельзя стричь волосы, иначе прогонят из общины

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша.

Почти никто из амишей не получил высшего образования; немногие учились и в колледже. Во многих общинах амишей есть собственные школы; обычно это однокомнатные школы , учительницами в которых работают молодые незамужние женщины из той же общины. В этих школах обучают многим ремёслам, что можно считать должным профессиональным образованием, соответствующим (или эквивалентным) национальному образовательному стандарту для десятилетней школы.

Некоторые дети амишей обучаются в неамишских общеобразовательных школах, даже если эти школы расположены далеко от их дома (такое бывает в очень маленьких и отдалённых группах амишей).

Очень симпатичная черта в поведении амишей: они не заносчивы.

В отличие от православнутых на всю голову и мусульман, они не будут вталкивать свою религию вам в глотку.

Они с пониманием относятся к вере других и считают, что вера в то, что их религия «самая лучшая» будет противоречить принципам их религии.

Свадьбы

Амиши играют свадьбы обычно по вторникам и четвергам в ноябре и начале декабря, после уборки урожая. Невеста надевает новое светло-голубое льняное платье, которое она может потом снова надевать в других торжественных случаях. Амишки не пользуются косметикой и не надевают обручальные кольца, потому что «Орднунг» запрещает персональные украшения, ношение драгоценностей. Брачная церемония может занимать несколько часов, за которой следует собрание общины, включающее в себя банкет, песнопения и сказы. Новобрачные проводят брачную ночь в доме родителей невесты. Сельдерей — символическая еда на амишских свадьбах. Сельдерей также ставят в вазы и используют для украшения дома вместо цветов. Скорее всего, молодая супружеская чета проведёт несколько выходных в гостях у друзей и родственников, присутствовавших на их свадьбе, прежде чем полностью посвятить себя работе и домашним делам.

Их дома
Достаточно вместительные для большой семьи — всего амишей сейчас насчитываентся около 300 000 в Канаде и США.

Они редко защищают себя физически или даже в суде; во время войны они получают статус «conscientious objector» — людей, по идейным соображением отказывающихся от прохождения военной службы. Их собственное предание содержит истории о героическом непротивлении злу насилием, таких, как история Якоба Хочстетлера (Jacob Hochstetler, 1704—1775) из поселения амишей в Нордкилле (англ. Northkill Amish Settlement ), который убеждал своего сына не стрелять в индейцев, убивших одних членов их семьи и взявших в плен других. Во время Второй Мировой войны, амиши привлекались к альтернативной гражданской службе США — гражданской общественной службе (англ. Civilian Public Service ).

Крупные стройки осуществляют всем миром

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/141116/32223/
http://www.tourister.ru/responses/id_14635
http://montrealex.livejournal.com/1416383.html

Дачник
Добавить комментарий