Портреты антониса ван дейка. Портрет Паулины Адорно

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

«Автопортрет» Конец 1620-х — начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

«Коронование терновым венцом» 1620-е

«Принц Уэльский в доспехах» (будущий король Карл II) ок. 1637

«Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» Ок. 1633

«Амур и Психея» 1638

«Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская»

«Люси Перси, графиня Карлайл» 1637

» Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну»

«Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд» 1632

«Карл I на охоте»

«Маркиза Бальби» 1625

«Карл I , тройной портрет» 1625

«Маркиз Антонио Джулио Бриньоле — Сале» 1625

«Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком» 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

Читать еще:  Биография астрид. Болдинская осень Линдгрен

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

«Отдых на пути в Египет» 1625

«Триумф Силена» 1625

«Самсон и Далила» 1625

«Henrietta Maria» 1632

«Королева Генриетта Мария» 1635

«Видение блаженного священника Иосифа»

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

» Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа»

«»Автопортрет» Конец 1620-х — начало 1630-х

«Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет»

«Портрет Карла I»

«Dorothy, Lady Dacre»

«portrait of a man in armour with re»

«Queen Henrietta Maria» 1632

«Королева Генриетта Мария» 1632

«Молодая женщина, играющая на виоле»

«Портрет Карла I»

«Мария-Луиза де Тассис» 1630

«Рortrait of prince Сharles Louis»

«George Goring, Baron Goring»

«Cornelis van der Geest Huile sur panneau»

«Рortrait de mary Lady killigrew»

«Wharton Philadelphia Elizabeth»

«Henrietta Maria and Charles I»

«Мария с младенцем Христом»

«Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский»

Антонис Ван Дейк в ГМИИ

Антонис Ван Дейк. Картины Ван Дейка в Москве

Учеников у Рубенса было много. Но Антонис Ван Дейк – это один из немногих мастеров, учеников Рубенса, который упомянут наряду с именем великого учителя. Его непререкаемый авторитет воодушевлял учеников, но не так-то просто было в этих условиях вырасти в самостоятельную творческую индивидуальность: большинство так и оставалось скромными спутниками колесницы Рубенса . Ван Дейк подобной участи избежал. Еще юношей, двадцати одного года, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен. Он отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист.

Читать еще:  Кто создал кунсткамеру. Значение слова «кунсткамера

И если Рубенс любил многофигурные композиции, то Ван Дейк больше предпочитал портреты. Один из ранних парных портретов художника – «Портрет Адриана Стивенса».

Антонис Ван Дейк. «Портрет Адриана Стивенса». Картины Ван Дейка в Москве

Современники называли Стивенса Милостником. Он раздавал бедным бесплатные жетоны на благотворительные обеды. Не упущено это и в портрете – Ван Дейк на заднем плане изображает тарелку с жетонами. В портрете мужчины внутренняя самодостаточность купца. Лицо мастер написал мягко, он избегал ярких тонов. Художник великолепно сбалансировал чёрные и коричневые краски. Мы даже заметим светлый яркий ореол над головой мужчины.

Заказчик картины – сын Адриана Стивенса попросил именно так изобразить отца. Снова такой же воротник, как на «Портрете дамы» – «мельничьи жернова». В то время такое изображение давало не двусмысленную ассоциацию с отрубленной головой Иоанна Крестителя на блюде. Волевой жест, сжимающий перчатку – указание на то, что человек, активен, он в деле.

Вверху на полотне изображён фамильный герб. Весь поворот головы и фигуры изображенного не случаен. Это парный портрет и фигура развёрнута в сторону пары, его жены. И портрет супруги благотворителя – истинный шедевр в собрании ГМИИ, портрет написан гораздо качественнее.

Антонис Ван Дейк. “Портрет Марии Боскарт”. Картины Ван Дейка в Москве

«Портрет Марии Боскарт» – женская фигура на этом портрете развёрнута совсем в другую сторону, к своему мужу. Немного сухое лицо, сомкнутые губы, дама совсем не смотрит на зрителя. Мягкие и нежные руки чуть поглаживают мех, живое, улыбающееся, доброе лицо.

Она думает. Этот поглаживающий мех жест руки указывает на мыслительный процесс в голове женщины. В голове зародилась мысль, она сосредоточена на ней, обдумывает, даже отрешается от настоящего и рука непроизвольно (automatically, involintarly) прикасается к меху, поглаживает(to stroke) его.

Позже манера письма Антониса Ван Дейка сильно меняется.

Антонис Ван Дейк. «Леди Д’Обиньи и графиня Портленд». Картины Ван Дейка в Москве

Написанию этого портрета предшествует довольно романтичная история тайного брака Катерины Говард (дама в белом) и родственника английского короля Карла I Джорджа Стюарта. Против этого брака выступали близкие обоих сторон – для королевской династии невеста была недостаточно знатна, для родственников жених был недостаточно богат.

Ситуация изменилась, когда новоиспечённая леди Д’ Обиньи готовилась стать матерью. Семьи новобрачных смирились с этим выбором и постепенно стали примиряться. Первой шаг к примирению сделала Франсис Стюарт, в замужестве – графиня Портленд – сестра Джорджа Д’Обиньи. Мастер показал момент сближения двух дам.
Дама в белом – рука на животе, защитный жест, она оберегает свою беременность. И необыкновенный взгляд женщины, которая уже не одна, которая несёт в себе будущего наследнике – это с высочайшим мастерством передано художником.

Сестра мужа – дама слева. Она первая делает шаг навстречу примирению сторон. Женщина тянется к цветку, другой – у неё в руке. Она собирает букет для невестки (sister-in-low), чтобы подарить его в знак прощения и признания. Интересно, что Ван Дейк здесь пишет цветы лишь несколькими мазками. Мастер не выписывает их тщательно и аккуратно (thoroughly, punctually, carefully), но передаёт фактуру цветка, его свежесть.
Вот такое примирение двух знатных семей и послужило художнику основой для его холста. Следует заметить, что двух женщин Ван Дейк написал с разницей в год и на полотне это заметно – разница в манере написания.

Читать еще:  Шевчук ддт биография. Биография юрия шевчука

Антонис Ван Дейк. Лондонский период творчества

В творчестве Антониса ван Дейка прослеживаются два периода – фламандский и лондонский. В Антверпен вернулся Рубенс и его ученик понял, что он всегда будет в тени великого мастера, он будет вторым и остался в Лондоне.

Лондонский период в его творчестве сильно изменил манеру художника. Цвета стали яркими и насыщенными. И уже речь не идёт о глубине внутреннего мира человека. Уже нужно показать красоту и изысканность – он это делает цветом, ярким колоритом. Но в то же время художник не переступает грань сдержанности и не опускается до лести этим дамам. Другие мастера перешли этот рубеж и откровенно заигрывали с заказчиками. Забавно то, что основоположником английской школы живописи стал фламандский художник.

В XVII веке в искусстве существовало два течения – Рубенса и Пуссена. Их так и называли – рубенсисты и пуссисты. На самом деле во Фландрии был мимолётный взлёт искусства, её возрождение, но он длился совсем недолго. Фламандские мастера уступили место французским. Но это уже другая история.

Знаменитый фламандский живописец — Антонис ван Дейк.

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) –.

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная гал., Берлин-Далем) .

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 — начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен.
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; «Св. Мартин», церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck — Virgin and Child — Walters

Anthonis van Dyck — Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/3054873/post250193597/
http://kraeved1147.ru/gmii-flandriya-van-deik/
http://classic-art-ru.livejournal.com/101894.html

Дачник
Добавить комментарий