Полное имя маркиза де сада. Преступление и наказание

Личность маркиза де Сада в современном мире ассоциируется с таким же количеством мифов и выдумок, как и не менее импозантный и устрашающий граф Дракула. Родившись в богатой аристократической семье, молодой человек поддерживал революционеров и даже отказался от дворянских титулов.

Если сейчас имя де Сада ассоциируется исключительно с жесткими формами полового акта, то в XVIII столетии его книги порицали исключительно из соображений морали и этики, но не в связи с пристрастиями к жестким постельным играм.

Маркиз де Сад

Всей своей жизнью эксцентричный француз пропагандировал личную свободу каждого и бесконечное стремление к удовольствию вопреки всему, к удовлетворению всех своих потребностей. Философ, а маркиз де Сад, несомненно, был философом, отрицал все нормы морали и нравственности, мешавшие, на его взгляд, получению удовольствий.

С легкой руки австрийского психиатра Рихарда фон Крафт-Эбинга, изучавшего труды маркиза, его фамилия дала название термину «садизм». Сначала словом садизм называли получение сексуального удовлетворения посредством причинения физических или моральных страданий партнеру. Позднее термин получил широкое употребление и стал обозначать желание намеренно причинить боль другому живому существу.

Детство и юность

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в Париже 2 июня 1740 года. Семья его принадлежала к древнему и знаменитому аристократическому роду. Прадеды Донасьена носили графский титул, что свидетельствовало о принадлежности их к королевским должностным лицам, а дед первым получил титул маркиза. Отец мальчика предпочитал подписываться как граф де Сад.

Родители маркиза де Сада

Кстати, к славному роду де Садов принадлежала и Лаура де Нов, которой посвящал свои стихотворения Петрарка. Дворянский титул в семье де Садов переходил от отца к сыну, однако в архивах не сохранилось документов, подтверждающих юридические основания Донасьена де Сада пользоваться титулом маркиза, а не графа.

Мать Донасьена служила фрейлиной при принцессе де Конде и лелеяла надежду на то, что ее сын Донасьен подружится с маленьким принцем де Конде, что в будущем принесет пользу семье. Но сбыться этим надеждам оказалось не суждено. Принц не вызвал симпатий у маленького де Сада, а после детской драки Донасьена и вовсе по настоянию принцессы де Конде отправили к родственникам в деревню в Провансе.

Маркиз де Сад в молодости

Мальчику было всего пять лет, когда он переехал жить к своему дяде аббату. Жизнь в огромном мрачном замке-крепости наложила свой отпечаток на психологию и мировоззрение мальчика. Любимым занятием Донасьена в детстве было спрятаться в большом подвале замка и сидеть там в одиночестве весь день.

До десяти лет мальчик получал домашнее образование, а в 1750 году вернулся в Париж, где поступил в Иезуитский корпус. Все время обучения юноша по-прежнему жил за счет дяди, поскольку его родители развелись, а мать после развода уехала в провинцию. Окончив корпус Иезуитов, Донасьен решил строить карьеру военного. В 15 лет мальчик уже получил звание младшего лейтенанта. За отвагу, проявленную в сражениях колониальной семилетней войны, молодой человек получил звание капитана, после чего в 23 года подал в отставку.

Философия и литература

Находясь в вынужденном изгнании в Италии в 1774 году, маркиз де Сад изучал оккультизм и писал пьесы. Всего перу маркиза де Сада принадлежат 14 романов, 6 исторических трудов, тексты которых утеряны, 2 эссе, 18 пьес и 9 политических памфлетов. В память об эксцентричном философе и писателе снято 9 фильмов и написано 12 произведений других авторов.

Первое издание книги маркиза де Сада

В своих книгах Донасьен де Сад не столько описывал сексуальные оргии с элементами насилия, сколько рассматривал определенные философские проблемы. Так маркиз считал нецелесообразным деление общества на несколько слоев. По мнению Донасьена, есть всего два сословия среди людей – рабы и хозяева.

Философ одним из первых высказал вслух опасения о перенаселении планеты и предложил массовые войны в качестве решения нехватки природных ресурсов. Но лейтмотивом всех работ и образа жизни маркиза де Сада стало полное отрицание норм морали, нравственности и религии. Человек, по его мнению, становится собой, только освободившись от моральных догм. И это – единственный путь к счастью и безграничному наслаждению.

Личная жизнь

Вернувшись в столицу, статный дворянин с военным званием планировал вступить в брак с младшей дочерью президента налоговой палаты Франции. Однако отец не пожелал отдавать девушку за Донасьена, а взамен предложил ему жениться на старшей Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. Свадьба, которую благословили сам король с королевой, состоялась в мае 1763 года.

Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, жена маркиза де Сада

Однако к семейной жизни Донасьен оказался не готов. Он вел распутный образ жизни, пил и не стеснялся посещать публичный дом, за что и был однажды помещен под арест, а после выслан из Парижа в провинцию. Но уже в следующем году де Сад с разрешения короля вернулся обратно в столицу.

Спустя три года умер отец Донасьена, в результате чего маркиз де Сад унаследовал имение, земли и титул наместника короля в нескольких провинциях. А весной в Париже законная супруга де Сада родила ему сына, которого назвали Луи-Мари. Однако ни возраст, ни рождение первенца, ни ответственная должность и статус не смогли изменить буйного нрава Донасьена.

Маркиз де Сад

В октябре 1767 года по Парижу поползли слухи о том, что маркиз де Сад предложил молодой певице спать с ним за деньги и числиться официальной любовницей. Девушка ответила отказом. А уже в следующем году маркиз снова оказался в тюрьме: теперь его обвиняли в изнасиловании девушки по имени Роза Келлер. В заключении де Сад провел не слишком много времени, вскоре по личному указу Людовика его отпустили после уплаты штрафа.

Стремясь замять скандал, маркиз де Сад снова записался на военную службу, откуда вернулся через год уже в звании полковника. Местом жительства Донасьен выбрал родовое поместье. Вскоре после возвращения к светской жизни де Сад разослал приглашения на премьеру его авторской пьесы, которая состоялась в имении маркиза.

Перо маркиза де Сада

А уже через полгода всю Францию всколыхнуло «Марсельское дело», согласно материалам которого Донасьен де Сад со своим лакеем предавались разврату с четырьмя девушками, предварительно угостив девиц порошком из шпанской мушки. Во Франции тех времен препараты, изготовленные на основе этого насекомого, были запрещены, поскольку медики установили не только сильный возбуждающий эффект вещества, но и серьезные токсические повреждения желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.

Читать еще:  Создание и распад группы битлз. The Beatles

Угостив девушек афродизиаком, маркиз де Сад со слугой склонили их к групповому сексу, включая оральный и анальный. Спустя несколько дней все девушки, участвовавшие в оргии, обратились сначала к докторам по поводу резкого ухудшения самочувствия, а затем в суд с заявлениями на де Сада. В поместье маркиза провели обыск, но не обнаружили ничего противозаконного, а сам де Сад, опасаясь наказания, скрылся вместе с лакеем.

Маркиз де Сад в старости

Суд постановил признать мужчин виновными, а в качестве наказания приговорить обоих к смертной казни. Донасьена и его слугу ждала процедура публичного покаяния на главной площади Парижа, а затем де Саду должны были отрубить голову, а лакея повесить. 12 сентября 1772 года в Париже сожгли чучела маркиза и слуги, а вот виновные наказания избежали.

Как стало известно позже, Донасьен де Сад, сбежав от преследовавшей его полиции, уехал в Италию, забрав с собой сестру своей жены, на которой в молодости хотел жениться. Уже в Италии стараниями тещи маркиза его вновь арестовали, но весной 1773 года де Сад бежал из крепости не без помощи мадам де Сад.

Донасьен вернулся в родовое поместье во французской провинции, где год прожил затворником, в страхе снова оказаться под стражей. Законная супруга, прожив с ним несколько месяцев, тайком бежала. А де Сад, не в силах справиться со своими наклонностями, решился на похищение трех молоденьких девушек из деревни поблизости. Девушек он незаконно удерживал в своем замке и насиловал. В связи с этим во второй половине 1774 года Донасьен снова бежал в Италию, не дожидаясь ареста.

Через два года скандальный мужчина вернулся в свое имение, где жил, окружив себя юными служанками. Большинство девушек убегали, едва устроившись на работу, но одна все же задержалась. Катерина Триле, которую маркиз называл Жюстин, впоследствии стала героиней нескольких книг де Сада. Отец девушки, понимая, чем занимается его дочь на службе у титулованного хозяина, ворвался в замок и пытался застрелить маркиза, но промахнулся.

Зимой 1777 года, узнав новость о скорой смерти матери, Донасьен отправился в Париж, где был арестован и помещен под стражу. Неугомонному де Саду вскоре снова удалось бежать, но теща выдала его местонахождение полиции. Из заключения Донасьен писал письма жене, где жаловался на жестокость со стороны стражников. Тогда же маркиз начал писать книги. Мадам де Сад после окончательного заключения мужа под стражу стала монахиней.

Смерть

В 1789 году маркиза перевели в Бастилию, где он написал рукопись романа «120 дней содома». Незадолго до взятия Бастилии революционерами де Сада перевели в больницу для душевнобольных, где он провел около года. По окончании лечения мужа мадам де Сад добилась развода, отсудив у бывшего супруга немалую долю имущества и финансов, после чего маркиз примкнул к революционерам. Под именем Луи Сад, безо всяких титулов, он жил у любовницы Мари Констанс Ренель, публиковал рукописи и ставил авторские пьесы на театральных сценах.

Могила маркиза де Сада

В 1793 году Донасьена снова арестовали, приговорили к смертной казни в третий раз за всю биографию, но политические события, происходившие во Франции, спасли маркиза. В 1801 году обнищавшего аристократа заключили в тюрьму за порнографические романы, а вскоре перевели оттуда в психиатрическую лечебницу, поскольку в тюрьме он развращал заключенных. 2 декабря 1814 года 74-летний маркиз де Сад скончался от приступа астмы. По поводу места захоронения Донасьена де Сада до сих пор ведутся споры: по одной версии, он похоронен на христианском кладбище, по другой – в своем поместье.

Треш во имя гуманизма.

Этого человека пытались казнить, а его книги запрещали и жгли. Он вдохновлял французских поэтов, психоаналитиков и философов-постмодернистов. Его экранизировали и мастер треша Хесус Франко, и признанный классик Пьер Паоло Пазолини. «Нож» предпринимает отчаянную попытку рассказать, о чем на самом деле писал скандально известный аристократ и чем же он так взбесил своих современников.

Обезглавить, обоссать и сжечь

Биография де Сада — это настоящая летопись наказаний и властного произвола XVIII–XIX веков. Первый скандал с участием маркиза — изнасилование простолюдинки Розы Келлер. Согласно материалам дела, де Сад пригрозил, что убьет ее и закопает, если та не согласится заняться с ним сексом. Девушке чудом удалось сбежать через окно, скрутив из простыней веревку. За такие проступки де Сада недолго подержали в тюрьме и присудили солидный штраф. Дворянам очень многое сходило с рук в те времена.

Второй эпизод — так называемое «Марсельское дело». Там было замешано сразу четыре девушки и лакей маркиза. В программе — групповой анальный секс, флагелляция и употребление афродизиаков, которые и испортили приятный вечер: одна из участниц оргии ими отравилась, что стало поводом для жалобы в полицию.

Дворянам сходило с рук многое, но не анальный секс (особенно с лакеем) и отравление. Суд постановил, что де Саду следует покаяться, а затем пройти на площадь, где ему отрубят голову.

Обезглавленное тело любителя пикантных практик предписывалось сжечь, а прах развеять по ветру. Маркиз не стал дожидаться казни и сбежал из-под стражи.

Третье происшествие служит прекрасной иллюстрацией картины нравов того времени. После Великой французской революции дворян махом лишили всех бонусов, полагавшихся им по праву рождения. Наш герой ловко адаптировался к новым порядкам и превратился из «маркиза де Сада» в «гражданина Сада» — видного комиссара революции.

Люди тогда стояли в очередях не только за едой, но и на гильотину. Экс-дворянин изо всех сил пытался сократить число приговоренных, за что и поплатился.

Революционный трибунал приговорил гражданина Сада к гильотинированию за «излишнюю умеренность». Но ему удалось избежать казни из-за бюрократических проволочек.

Наконец, четвертый скандал произошел уже при Наполеоне. Маркиз счел хорошей идеей написать про новоиспеченного императора и его любовницу сатирический памфлет. Власть остроумия не оценила и упекла уже престарелого де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон, где маркиз в итоге и умер.

Спустя более полутора веков философ Мишель Фуко напишет труд «Надзирать и наказывать», где без упоминания де Сада расскажет, как эволюционировали экзекуции. Сначала в ходу были казни с размахом — публичное покаяние с публичным же умерщвлением. Власть превращала уничтожение преступников в шоу с кострами и криками. Затем вся движуха свелась к простому и экономичному убийству: раз — и нет человека. Палача, который мог часами препарировать жертву, сменила гильотина — теперь нужно было просто сдвинуть рычаг, чтобы лезвие со свистом отсекло голову. Наконец пришло время карательной психиатрии. Преступники из легиона богомерзкого зла переместились в категорию больных девиантов, которых нужно просто как следует пролечить.

Читать еще:  Метида богиня. Метида (мифология)

Де Сад прошел все этапы этого тернистого пути.

Вы только вдумайтесь: Достоевский пережил всего одну казнь (бутафорскую и через расстрел) и одно тюремное заключение (в остроге), однако его впечатлений хватило на «Идиота» и «Бесов». Что уж говорить о человеке, который суммарно отсидел около тридцати лет и был приговорен к сожжению и декапитации (дважды).

На протяжении всей жизни де Сад постоянно контактировал с карающими институтами государства и фактически никогда не принадлежал самому себе: его то направляли на эшафот, то сажали за решетку, то запирали в палате. Это ключ к пониманию творчества маркиза.

Садизм исходит не от извращенцев и психопатов, но от власти как таковой: тот, кто стоит у руля, в любой момент может позволить себе обезглавить и сжечь каждого неугодного.

Садизм порождает власть.

Де Сад против Иисуса Христа

Лучшую рецензию на труды маркиза написал не литературный критик, а префект полиции. Она довольно лаконична, и точнее просто не скажешь:

«Невозможно читать подряд все эти десять томов, наполненных жестокостями, богохульствами и нечестивыми речами. В них царят непристойность и самый утонченный разврат, любая выходка персонажей находит себе обоснование, но, к счастью, мало кто из людей способен на подобные поступки».

Структура практически любой книги де Сада, от «Жюстины» и «Жюльетты» до «120 дней Содома» и «Философии в будуаре», проста. Максимально жестокий гэнг-бэнг с лицами обоих полов в самых невероятных конфигурациях, коллективный оргазм, а затем длительный философский диспут выживших.

Какой бы темы ни касались развратники, главный тезис неизменен: религия, политика, благотворительность и прочие достижения цивилизации суть лишь ширма для закабаления одного индивида другим.

Все зиждется на власти сильного над слабым, однако роли постоянно меняются — вчера ты могущественный монарх, а завтра твоя голова уже лежит на плахе, поскольку какой-нибудь народный мститель воспылал праведным гневом и взял верх над тобой.

Читатель, хотя бы мало-мальски разбирающийся в философии, приметит, что маркиз писал не порнуху средней руки, но многостраничное разоблачение эпохи Просвещения и идей ее главных мыслителей. Во многом садизм стал ответочкой Жан-Жаку Руссо, который всерьез полагал, что человек от природы прекрасен, а портит его исключительно дурное воспитание. Дескать, на свет мы появляемся с полным пакетом добродетелей, но, оказавшись в обществе, стремительно начинаем их терять и становимся заложниками системы, где процветают неравенство, нищета и угнетение.

Де Сад возражает: изначально люди как раз неравны и оттого по натуре своей жестоки. Более того, учиться нравственности у природы, где сильный пожирает слабого, а выживает самый изворотливый, та еще глупость.

Да и вообще, мораль выдумал человек, она относительна и меняется в зависимости от страны, погодных условий и количества выпитого. Это также касается веры, политики и других «достижений цивилизации».

Больше всего маркиз оттягивается на религии, а конкретно на «золотом правиле нравственности» (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) в его христианском изводе (люби ближнего, как самого себя). Садисты взламывают этот постулат изнутри: они пытают «ближних» по праву сильного, но также признают, что с ними в будущем может произойти ровно то же.

Садизм породила природа. А от природы не сбежать.

Когда нет сил это читать, но есть силы смотреть

Если бы мы предложили вам прочесть хотя бы одну книгу де Сада — это тянуло бы на преступление против человечества.

Кто-то скажет, что они плохо написаны (и будет прав), однако проблема в другом: маркиз всеми силами и средствами французского языка пытается вызвать у читателя максимальное отвращение.

Потоки испражнений, крови и спермы, калейдоскоп изнасилований и расчленений (иногда в обратном порядке) и практически полный перечень сексуальных девиаций, где садомазохизм занимает далеко не первое место.

Поэтому из всего обширного списка экранизаций, основную часть которых составляет чистая порнография, рекомендуем ровно одну — фильм «Перья» (он же «Перо маркиза де Сада»): старый дворянин (Джеффри Раш) доживает последние дни в психиатрической лечебнице и поднимает бунт против дирекции в лице священника (Хоакин Феникс) и доктора (Майкл Кейн).

Если хотите понять, о чем писал де Сад, всего за два часа — посмотрите «Перья», лучше ничего не найдете.

Свобода, равенство, братство, кровь, смерть, кладбище

Но вернемся к реальной биографии де Сада — именно в ней можно найти ответ на все заданные им в книгах вопросы.

Аристократ по происхождению, Донасьен воспитывался при дворе. Обретавшийся там же граф де Шароле (о котором, правда, в учебниках истории предусмотрительно не пишут) был личностью незаурядной. Про него ходило множество интересных баек. По слухам, ему ничего не стоило подстрелить средь бела дня кровельщика, чинящего черепицу, — для тренировки меткости.

А еще поговаривали, что, когда любовница Шароле принесла ему новорожденного сына, тот взял и напоил его водкой, после чего ребенок скончался. «Не мой, значит», — резюмировал граф.

Когда же органы власти пытались завернуть Шароле за его бесчинства, он сразу бежал к королю за прощением. Монарх демонстрировал свое великодушие, но с оговоркой: если кто вздумает учинить над графом самосуд, этого человека тоже помилуют. Донасьену тогда было восемь лет.

Потом де Сада ждала Семилетняя война (сотни тысяч жертв) и Великая французская революция (сотни тысяч жертв). Наполеоновские кампании (сотни тысяч жертв) маркиз в полном объеме не застал — он к тому моменту уже сидел в психиатрической лечебнице.

Каждый раз некий властитель обрекал на смерть огромное количество людей, руководствуясь политическими, геополитическими, личными — да какими угодно мотивами. Важно лишь одно: он имел на это право, которое даже после низвержения монархии никуда не делось.

Людовик XVI, Робеспьер, Наполеон — де Сад видел каждого из них, но гораздо чаще — трупы: разорванные в клочья, обезглавленные, насаженные на колья и просто раскиданные по парижским улицам. И за всяким убийством стоял властитель, чей портрет можно найти в учебнике истории. Чье имя красуется на десятках улиц и чье тело покоится если и не в парижском Пантеоне, то как минимум на элитном кладбище. Что же до их жертв, то им повезло меньше: никаких табличек и место в братской могиле.

Где похоронен Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, достоверно не знает никто.

Маркиз де Сад. Почему он не маркиз и почему ему покорялись женщины?

Счастье состоит не в наслаждении, а в желании. Маркиз де Сад

Читать еще:  Темное царство в пьесе А.Н. Островского «Гроза

Наш герой — маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад. Его не остановили мужья покоренных жен, отцы изнасилованных девушек, власть, многократно отправлявшая его за решетку, гнев Наполеона, тюремная камера, угроза казни, больница для душевнобольных, потеря рукописей в Бастилии…

Выдохнул, это ж надо столько насобирать приключений.

Будет ли разгадан женский «секрет любви» к маркизу ?

Слово “садизм» сегодня произносят чаще, чем имя маркиза. А зря! Без ложной скромности носитель этого имени мог бы назвать себя борцом за новые нравы и за свободу сексуальных отношений, невиннейшим авантюристом, виртуозом в игре на женских чувствах, искателем любовных приключений, спасителем девушек от невинности, неусыпным пропагандистом гедонизма, сторонником революции, поэтом, драматургом, мемуаристом — в каждом из названий есть осколок истины. Но власти предержащие видели в нем просто преступника, неоднократно нарушавшего закон и бежавшего от кары закона.

Пока оставим власть в покое — она свое еще наверстает, а вот что привлекало женщин в маркизе? Ведь наш герой не был ни «мешком с деньгами», ни красавцем. Не вышел он ни лицом — ни статью.

Возможно, комплекс жертвы — подчиниться страждущему охотнику, капитану в отставке, а потом полковнику в отставке?

Тогда зачем, уподобляясь шахматным гроссмейстерам, некоторые знатные дамы выстраивали нешуточные комбинации ? Это качество стратегов, но никак не жертв.

Возможно, игривость женщин давала о себе знать. Им не хватало игр, в которые они не сыграли в детстве. Ведь в те времена девочки носили такие же платья как взрослые женщины, лишь размером меньше.

Что же заставляло их бросаться в «мутный омут с головой», ведь есть более безопасные игры ?

Возможно, то же самое, что приводило к ним маркиза — неуемная страсть к приключениям. Не все, подобно волшебнице Кирке, встретили своего Одиссея.

Но вернемся к нетерпеливому маркизу…

Маркиз (отдадим ему должное) был прогрессивнейшим человеком своего времени, отказавшимся от титулов, писавшим в разных жанрах и поддерживающим революционные идеи. Он так увлекся своей «миссионерской» деятельностью, что нет ничего удивительного в том, что из-за череды обвинений в устроении оргий и банальных изнасилованиях, загремел в тюрьму(и не раз), чудом избежал казни (три раза).

Громкое, даже для Парижа, «Марсельское дело»

Как-то де Сад со своим лакеем устроили оргию с четырьмя девицами, предварительно подсыпав им порошка из шпанской мушки (препарата, запрещенного во Франции). Девушки обратились в суд с заявлениями на совратителя. Маркиз вместе с сестрой своей жены и лакеем сбежал в Италию. А суд постановил беглого Донасьена (так звали маркиза) и его слугу подвергнуть на площади Парижа процедуре публичного покаяния, с последующим отсечением головы маркиза и повешением втянутого в это дело лакея. Уже в Италии маркиза арестовали, но в 1773 году де Сад бежал из крепости не без помощи мадам де Сад, которая все же его покинет.

Маркиз как насильник

Да, без насилия в судьбе маркиза не обошлось. Вернувшись из Италии в свое родовое французское поместье, маркиз возьмется за старое, и повторит «марсельский» трюк с обманом. Он похитит, запрет в замке и станет насиловать трех деревенских девушек. Не дожидаясь ареста — сбежит в Италию — через два года вновь вернется в свое имение — окружит себя, словно Вакх, юными девами в роли служанок, которые едва узнав, какая работа им предстоит, сбегут от коварного злодея — все, кроме Катерины Триле (маркиз называл ее Жюстин), ставшей героиней книг де Сада. В 1777 году Донасьен был арестован в Париже, бежал, но теща вновь выдала его местонахождение полиции.

Маркиз как литератор

В тюрьме его охватила волна писательства. Хотя фантазия маркиза развилась еще в далеком детстве, в подвалах старого мрачного замка-крепости, где любимым занятием Донасьена было укрыться за бочками громадного погреба и пребывать там долгими часами одиночества.

Итак, в тюрьме он раскрыл свой настоящий талант, особенно, когда в 1789 году маркиза перевели в Бастилию — он сотворил роман «120 дней Содома, или Школа разврата».

Но за «бортом» крепости вовсю бушевала революция. Обезумевшая толпа ворвалась в Бастилию, громя все на своем пути. Так были уничтожены рукописи маркиза. А его самого успели перевести за несколько дней до прихода революционеров в больницу для душевнобольных, на целый год.

В камере маркиза чудом уцелеет одна ценная, но «самая грязная из всех рассказанных историй», как называл ее маркиз, «120 дней Содома…». Рукопись была спрятана писателем в нише каменной стены. Он написал ее убористым почерком, на двенадцати метрах бумажного свитка. Легендарную находку продадут маркизу де Вильнёв -Трану. Она будет храниться в его семье более века, пока не попадет в руки к немецкому врачу-сексологу Ивану Блоху, и не будет опубликована в 1904 году. Франция со временем признает рукопись своим национальным достоянием.

…После освобождения, под именем Луи Сад, безо всяких титулов, наш герой жил у любовницы Мари Констанс Ренель, публиковал рукописи и ставил пьесы на театральных сценах..

Писательство в его судьбе стало успешно конкурировать с попытками флирта, хотя теперь он более обилен как драматург.

10 декабря 1814 года в десять часов вечера в Шарантонском приюте для душевнобольных скончается маркиз де Сад. Все его рукописи будут конфискованы жандармами. Часть наиболее крамольных, по мнению полиции, будет сожжена.

Итак, подведем небольшие итоги.

  • Бунтующий маркиз высказывал рискованные идеи, отказался от титула и учинил революцию нравов в раскрытии сексуальной и нравственной свободы.
  • Коварный маркиз совратил много беззащитных девушек, но кто тогда не баловал этим промыслом.
  • Любвеобильный маркиз завоевал многие трепетные сердца. Как писал де Сад: «..не существует недостатка, на который не найдется любителя».
  • Экспериментирующий маркиз шел на войну и пускался в приключения, рискуя своей жизнью и свободой.
  • Плодотворный маркиз написал тома сочинений: 14 романов, 6 исторических трудов, 2 эссе, 18 пьес и 9 политических памфлетов.

Кем же он был, маркиз де Сад — любивший, чтобы творить, и творивший, чтобы любить ?

Абсолютно случайно в голову мне пришла ассоциация с одним низким, не особо приметным цветком «Арабис»!

Его кисти покрыты разными по цвету белыми, розовыми или лиловыми цветками (а в маркизе сочеталось несочетаемое).

Лучше всего арабис чувствует себя на открытых участках с легким грунтом (на свободе маркиза несло в приключения).

Если его стричь — стрижка помогает продлить цветение (тюрьма шла маркизу на пользу).

Его цветение не завершается вплоть до самых заморозков (маркиз до конца был предан писательскому делу).

Ну что ж, метафора спасла меня в поисках секрета очарования маркиза. Маркиз — неприметный цветок — задумавший крамолу против камней, под которыми вырос. А женщины любят цветы.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/6794-markiz-de-sad.html
http://knife.media/de-sade/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7da2233dceb721f544712a/5d30ae5943863f00ae018988

Дачник
Добавить комментарий