Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
Начало творческого пути
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»».
С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.
Государственная служба. Зрелое творчество
С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».
С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.
Болезнь. Последние годы
С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).
1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
- Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
- Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
- Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.
Тест по биографии
Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина:
Фонвизин, Денис Иванович
знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии
Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон-Визин, фон Ви́зен 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Содержание
Биография
Фамилия Фон-Визен или, с русифицированным окончанием, Фон-Визин (нем. von Wiesen ) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина П. А. Вяземский. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX в. Н. С. Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русской».
Денис Иванович Фонвизин происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном, давшего России несколько поколений служилых дворян. Сын Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в своём произведении «Недоросль».
В 1755—1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра А. П. Сумароковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга. Всего Фонвизин перевёл 228 басен. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо. Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её персонажи — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
Читать еще: Сальса описание танца. Что такое сальса
Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице, автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение…» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений — комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре. Накануне смерти он познакомился с И. И. Дмитриевым, оставившим воспоминания о последнем вечере Фонвизина.
Значение
Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен [1] .
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Библиография
- Издания произведений Фонвизина:
- «Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина» (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова, с биографией, составленной А. П. Пятковским);
- «Первое полное собрание сочинений Фонвизина» (М., 1888);
- Материалы к биографии и творчеству:
- Кн. П. А. Вяземский, «Фонвизин» (СПб., 1848; «Полн. Собр Соч. кн. Вяземского», т. V, Факсимильное воспроизведение в pdf);
- Н. С. Тихонравов, «Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова» (СПб., 1894);
- A. И. Незелёнов, «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (СПб., 1889);
- С. А. Венгеров, «Русская поэзия» (т. 1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чортик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Фонвизину);
- И. Н. Жданов, «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная библиография).
- А. Л. Штейн, «Д. И. Фонвизин: 1745—1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).
- Станислав Рассадин. Умри, Денис, или Неугодный собеседник императрицы. (История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина). М., «Текст», Серия «Коллекция», 2008.
Читать еще: Чеченские адаты. Враждующие помирились
Адреса в Санкт-Петербурге
Лето 1773 — 11.1774 года — Большая Садовая улица, 26.
Увековечивание памяти
- В Москве имеется улица Фонвизина, названная так в честь драматурга. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.
Образ Фонвизина в литературе
- Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
- Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в строфе о русском театре:
- С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь.
- Старообрядцы полностью включили в свое сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 43).
Примечания
filolog/herzen/texts/htm/herzen07.htm
Об авторе
Денис Иванович Фонвизин [3(14).4.1743 или 1745, Москва — 1(12).12.1792, Санкт-Петербург] — русский драматург-сатирик екатерининской эпохи, автор первых выдающихся русских комедий, переводчик, журналист, эпистолярист и мемуарист.
Родился в богатой дворянской семье. Отец писателя, Иван Андреевич — потомок ливонских рыцарей, перешедших в русскую службу при Иване Грозном. Мать, Екатерина Васильевна, происходила из старинного знатного рода (дочь адмирала В. А. Дмитриева-Мамонова). При открытии Московского университета в 1755 г. Фонвизин поступил в Университетскую гимназию; вместе с ним учились его брат П. И. Фонвизин, И. Ф. Богданович, Н. И. Новиков, С. Г. Домашнев (будущий директор Петербургской академии наук).
Во время обучения в Университетской гимназии Фонвизин начал выступать как переводчик. Его первым печатным трудом стал перевод с немецкого языка прозаических «Басен нравоучительных» датского просветителя Л. Голберга (1761; 2-е изд., 1765, с прибавлением 42 басен). По-видимому, к 1761 г. следует также отнести начало работы Фонвизина над стихотворным переводом трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы» (завершен в 1763 г.). По совету своего гимназического преподавателя И.-Г. Рейхеля Фонвизин перевел популярный в Европе и вызвавший большой интерес масонов политический роман Ж. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» (М., 1762—1768. Ч. 1—4; первые три части переведены с немецкого, последняя — с французского). Второе издание перевода, предпринятое Новиковым в 1787—1788 гг., было конфисковано в 1794 г. «за свои новые и странные мысли».
В июне 1762 г. Фонвизин был произведен в студенты, а в июле того же года подал прошение о приеме на службу в Коллегию иностранных дел. В конце октября 1762 г. поступил на службу переводчиком с чином поручика; по рескрипту от 16 декабря 1762 г. был отправлен за границу с первым дипломатическим поручением.
Летом 1763 г. Фонвизин переехал в Петербург, где издал переведенную им с французского языка книгу Ж.-Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора» (СПб., 1763). Высочайшим указом от 7 октября 1763 г. Фонвизин, продолжая числиться при Иностранной коллегии, был определен секретарем к кабинет-министру И. П. Елагина и лоставался в этой должности до 1769 г. Сблизившись с литературно-театральным кружком Елагина, куда входили драматурги В. И. Лукин, Б. Е. Ельчанинов и др., Фонвизин стал сторонником «склонения на русские нравы» пьес иностранных авторов. Пьеса Фонвизин «Корион» (переделка драмы Ж.-Б. Грессе «Сидней») ставилась на Придворном театре 10 ноября и 29 декабря 1764 г.
Из сохранившихся стихотворных сатир Фонвизина, написанных в 1760-е годы и распространявшихся в списках, наиболее значительным было «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» — сатирическое произведение оригинального жанра, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры, а также западноевропейской ироикомической поэмы. Впервые «Послание к слугам моим. » было напечатано в составе книги Ф.-Т.-М. де Бакюлара д’Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (СПб., 1769), переведенной на русский язык Фонвизиным. Очевидно, к 1760-м годам относятся стихотворное «Послание к Ямщикову» и сатира «К уму моему» — не завершенные автором или дошедшие до нас в отрывках.
Переводу поэмы в прозе П.-Ж. Битобе «Иосиф» (1769) Фонвизин предпослал рассуждение о соотношении русского и церковнославянского языков. Ориентируясь на опыт В.К. Тредиаковского, Фонвизин заявлял, что «в переводе таких книг, каков “Телемак”, “Аргенида”, “Иосиф” и прочие сего рода, потребно держаться токмо важности славенского языка, но притом наблюдать и ясность нашего».
В конце 1760-х годов под влиянием общественного оживления, связанного с политическими спорами вокруг Комиссии для сочинения проекта нового уложения (1767—1769), Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия «Бригадир» (завершена в первой половние 1769 г., впервые поставлена 19 августа 1772 г., с 1780 г. регулярно представлялась в Санкт-Петербурге и в Москве, опубликована в 1790 г.). Н. И. Новиков писал, что в этой комедии «острые слова и замысловатые шутки рассыпаны на каждой странице. Сочинена она точно в наших нравах». Вместе с тем, создавая «Бригадира», Фонвизин следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в схематическом подчеркивании одной черты характера в каждом персонаже, а также в соблюдении единств времени и места.
По предложению графа Н. И. Панина, высоко оценившего комедию, в декабре 1769 г. Фонвизин перешел к нему на службу в качестве секретаря. По именному указу 24 декабря 1769 г. он был произведен в надворные советники, а 8 апреля 1771 г. — в коллежские советники (гражданский чин VI класса в Табели о рангах, соответствующий чину армейского полковника). Панин подарил Фонвизину часть полученных от Екатерины II имений в Полоцкой губернии вместе с более чем 1000 крестьян. Просветительскую политическую программу, связанную с деятельностью группы Панина, Фонвизин изложил в «Слове на выздоровление цесаревича и великого князя Павла Петровича» (1771).
Читать еще: Кот в сапогах рисунок цветной. Рисуем кота в сапогах
В ноябре 1774 г. Фонвизин женился на вдове Екатерине Ивановне Хлоповой, дочери купца Роговикова. В августе 1777 г. вместе с женой он отправился за границу. После путешествия по Германии и югу Франции весну и лето 1778 г. супруги провели в Париже. Письма из Франции, адресованные брату Н. И. Панина графу П. И. Панину Фонвизин собирался включить в свое собрание сочинений (опубликованы только после смерти писателя). Написанные в традиции просветительских «путешествий», письма давали целостную картину политической и культурной жизни предреволюционной Франции, ее быта и нравов.
Вернувшись в Россию осенью 1778 г., Фонвизин продолжил службу в Коллегии, 5 мая 1779 г. был произведен в канцелярии советники. В первой половине 1781 г. Фонвизин, назначенный в чине статского советника (V класс в Табели о рангах) членом правления Почтового департамента, который был образован при Коллегии, занимался составлением плана почтового устройства. Переводы с французского, сделанные Фонвизиным во второй половине 1770-х годов, идейно связаны с его «Словом. » Павлу Петровичу: в «Слове похвальном Марку Аврелию» А.-Л. Тома (1777) начертан идеальный образ гуманного и справедливого государя. В древнекитайском сочинении «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию», переведенном Фонвизиным с французского перевода-посредника П.-М. Сибо (1779) обсуждаются отношения государя и подданных. 7 марта 1782 г., вскоре после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал прошение об отставке. 10 марта 1782 г. Екатерина II подписала указ о его увольнении. После смерти Н. И. Панина (31 марта 1783 г.) Фонвизин написал о нем биографический очерк, в котором создал идеальный образ государственного деятеля.
Вершина творчества Фонвизина — комедия «Недоросль», представленная в первый раз 24 сентября 1782 г. в Петербурге в театре К. Книппера в бенефис друга Фонвизина, актера И. А. Дмитревского. Успех пьесы был столь велик, что публика, по свидетельству Дмитревского, «аплодировала пьесу метанием кошельков» на сцену. 14 мая 1783 г. комедия впервые была поставлена в Москве, а впоследствии, несмотря на едкие замечания завистников и неприятелей автора, с большим успехом шла в обеих столицах и в других городах. Первая печатная публикация комедии также состоялась в 1783 г. Ознакомившись с пьесой, князь Г. А. Потемкин, забыв былую ссору с Фонвизиным, сказал ему: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе». Фонвизин мастерски представил темные стороны российской общественной жизни (невежество, алчность и жестокость помещиков по отношению к их крепостным, фаворитизм и т. д.), создав сатирические образы, характерные для своего времени и вместе с тем воплощающие общечеловеческие пороки. Имена персонажей «Недоросля» стали нарицательными.
В 1783 г. княгиня Е. Р. Дашкова привлекла Фонвизина к сотрудничеству в «Собеседнике любителей российского слова», где он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей» и др. Наиболее смелым выступлением Фонвизина в журнале были «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», напечатанных вместе с раздраженными ответами Екатерины II, которая увидела в этой статье непозволительное «свободоязычие».
21 октября 1783 г. Фонвизин одновременно с Г. Р. Державиным, М. М. Херасковым и др. стал членом Российской Академии и принял деятельное участие в работе по созданию ее словаря. На заседании 11 ноября он читал «Начертание» для составления Словаря Академии Российской. После нескольких обсуждений основные положения «Начертания» были приняты большинством членов Академии.
В 1784—1785 г. Фонвизин вместе с женой совершил поездку по Германии и Италии. Впечатления от поездки он описывал в письмах к П. И. Панину и Ф. И. Аргамаковой. В последние годы жизни писатель был тяжело болен (29 августа 1785 г. его разбил паралич). Наиболее значительным его произведением этого периода является философкая повесть «Каллисфен» (1786). В 1787 г. была опубликована басня «Лисица-Казнодей» — вольный стихотворный перевод басни Х.-Ф. Шубарта («казнодей» значит «проповедник»; принятое в современных изданиях написание «кознодей» ошибочно).
В сентябре 1787 г. Фонвизин стал готовить к изданию свой журнал «Друг честных людей, или Стародум», не пропущенный к печати цензурой. Произведения, написанные для журнала, распространялись в списках. Следуя традициям сатирической журналистики, Фонвизин обратился к жанру «писем», авторами которых были вымышленные персонажи, в том числе герои «Недоросля». Цензурному запрету подверглось также собрание сочинений и переводов Фонвизина, на которое он объявил подписку (1788). В последние годы жизни Фонвизин работал над незаконченным «Чистосердечным признанием в делах моих и помышлениях», отразившим его восприятие «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо. «Признание» служит важным источником биографии Фонвизина и содержит яркие зарисовки российского быта и нравов.
30 ноября 1792 г. Фонвизин привез к Державину свою комедию «Гофмейстер» («Выбор гувернера»). На следующий день первый великий русский комедиограф умер.
Об издании
РВБ представляет электронное издание двухтомного Cобрания сочинений Фонвизина, подготовленное к печати Г. П. Макогоненко (М.; Л.: ГИХЛ, 1959). Это наиболее значительное и точное из существующих изданий, аккумулировавшее результаты тщательной текстологической работы с рукописным наследием писателя и широким кругом печатных источников (журналов, газет и редких книг второй половины XVIII в.). Композиция двухтомника выстроена в соответствии с проспектом собрания сочинений, составленного Фонвизиным в 1788 г.
В оформлении использована картина: А.-Ш. Карафф. Портрет драматурга Д.И. Фонвизина. Рим, 1784-1785. Хранится в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
Источники:
http://obrazovaka.ru/alpha/f/fonvizin-denis-ivanovich-fonvizin-denis-ivanovich
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25413
http://rvb.ru/18vek/fonvizin/