Пешки краткое содержание. Жанр и структура сочинения

Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих запасов кусок жареной говядины и пьет кофе с сахаром.

В это время хозяйка отправляет мальчика попросить немного угощения. Его угощают кусочком сахара, между взрослым и ребенком завязывается разговор о трудностях невольной жизни, голоде и способах зарабатывания денег. Мальчик говорит о том, что пока бояре наслаждаются сахаром, простые дети и их бедные родители мрут от голода. Был неурожай, и хлеб теперь низкого качества.

Укоризна из уст хозяйки и ее сына придала ощущение грусти и скорби. Барин как будто новым взглядом посмотрел на быт крестьян, разглядел их более чем скромную домашнюю утварь, прочувствовался их невзгодами и переживаниями. Богатые дворяне отнимают у народа все, что могут, исключением является только воздух, который просто невозможно отнять. Забирают землю, воду, не оставляя даже частицы света. Этим объясняется посягательство на право жизни крепостных, судьба которых находится полностью во власти хозяина. Недаром Александр Николаевич Радищев прибегает к сравнению жизни русских простолюдинов с пешками, которые выполняют самую малозначительную роль в шахматной игре, и пешкой часто жертвуют ради удачного хода.

Помещики в целом обвиняются автором в том, что отбирают у крестьян даже еще не сотканное полотно, из которого можно пошить только рубище, годное для утирания скота. В это же время дети крепостных ходят без одежды, страдая от холодов зимой и палящего солнца летом. Радищев призывает дворянство вспомнить о своей совести и представить, что она является их судьей. Правда, он уверен, что совести уже не осталось места в душе помещиков, равнодушных к беде ближнего. Автор считает ,что в жизни ничего не случается безвозмездно ,за все придется отвечать содеятелям, когда они останутся наедине со своим стражем — совестью.

В главе «Пешки» очень жестко для тех времен затрагивается народная проблема, за что Радищев претерпел гонения и не получил признания власть имущих. Писатель был на стороне народа, видя его страдания и мучения, мечтал о том, чтобы жизнь простых людей стала легче. Тогда детям не придется просить у приезжих кусочек сахара и еду. Важно ,чтобы каждый человек научился слышать голос своей совести, тогда он попросту не сможет творить злодеяния и отнимать последнее у бедняков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сегодня темы

Человечность… Что означает это слово? Найти ответ на этот вопрос совсем не трудно. Достаточно выделить корень, и все станет понятно. Люди должны быть человечными. Это непременное условие существования нашего общества

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала

Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное

1924 – будущий писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая в маленькой деревушке Овсянка Красноярского края.

Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным

Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

В данной главе своего самого известного произведения Радищев описывая быт крестьян, выносит свой приговор государству и господствующему сословию – дворянству.

Путешественник, от имени которого ведется повествование заходит пообедать в первую попавшуюся крестьянскую избу. Делая своего героя обеспеченным человеком, автор создает контраст, который должен показать ужасную нищету, в которой живет большинство населения страны.

Выбор для роли рассказчика именно социально близкого читателям персонажа должен был, по мысли Радищева, вызвать невольную ассоциацию читателя с ним, помочь ему увидеть образ жизни крестьян своими глазами. Повествование от имени представителя простого народа выглядело бы как экзотическая сказка о неведомых странах.

Путешественник, разумеется, не желает объедать бедных людей, поэтому ест собственную говядину, запивая ее кофе с сахаром. Здесь писать умышленно допускает несколько неправдоподобную ситуацию. По обычаям того времени, особенно крепким в крестьянской среде, хозяева должны были предложить пущу гостю, а он поделиться с ними. Здесь же крестьянский мальчик просит сахара. Общая трапеза не дала бы возможность им завести разговор о социальном неравенстве.

Читать еще:  Пол макартни. Пол Маккартни и Линда Маккартни

Из беседы следует, что крестьяне сахар не едят, а дворяне, употребляя его и прочие заморские яства, делают это, выжимая деньги из своих крепостных, обрекая их на голод. В тот же ряд хозяйка избы ставит и разнообразное начальство.

Радищев описывает убогую обстановку в крестьянском доме: печь без трубы, закопченные стены, упоминает, что зимой рядом с людьми для тепла живут домашние животные. Это должно было вызвать удивление и жалость у читателей, имеющих сострадание, но мало знакомых с бытом низших классов.

Писатель не вкладывает в уста крестьянки и ее сына призывов к бунту, лишь осуждение обездоленных и угнетенных. Цель «Путешествия из Петербурга в Москву» вызвать ужас и сострадание у представителей образованного и обеспеченного общества, а не дополнительные репрессии по отношению к недовольным. Автор от своего имени произносит монолог, обращенный к помещикам, предсказывая им кары, но лишь со стороны своей совести.

Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву

Несколько интересных сочинений

С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев — Степаном Трофимовичем Верховенским.

«Золотой петух» — это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр

Каждый из нас имеет увлечение или хобби. Мое любимое занятие — математика. На первый взгляд, может показаться что математика — это сухая и неинтересная наука. Но это одна из древнейших и занимательных наук

Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники

Любовное произведение Ивана Гончарова «Обломов» — одно из тех творений, которое максимально правдоподобно изображает всеобщую картину 19 столетия, делая особый акцент на общественные и философские проблемы.

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом. Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы. Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки. Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Читать еще:  Дорохов в войне и мире. Сочинение на тему Долохов

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким:
  • Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например:
  • Объем данной части – от 4 до 7 предложений.
  • Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например:
  • Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, — ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника.
  • Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику.

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Читать еще:  Шарлотта бронте грозовой перевал. Грозовой перевал

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов. Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения. Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против. Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность. Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана. Например:

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло. Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд. Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда. Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-glavy-peshki-iz-proizvedeniya-radishcheva-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-glavy-peshki-iz-proizvedeniya-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu
http://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi

Дачник
Добавить комментарий