Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань

Глава «Тамань» является первой частью дневников Печорина. Она же и дает начало приключениям героя на Кавказе, хотя расположена в середине романа. Главы «Героя нашего времени» расположены в нелинейном порядке, с целью ярче продемонстрировать характер главного героя.

В Журналах Печорина все происходившие с ним события описываются от его лица, позволяя проследить его личное отношение к каждому приключению, случившемуся с ним. В Тамань он прибыл проездом, город он сразу невзлюбил. Герой вынужден остановиться в захудалом домишке, вызвавшем в нем недобрые предчувствия. Впрочем, Печорин сам отмечает свою предрасположенность настороженно относиться ко всему, отличающемуся от обычного. Не понравился ему и слепой мальчишка, встретивший его в домике.

Дурное предчувствие не позволило ему заснуть. Из-за чего Печорин силою своего любопытства оказался втянут в неприятную ситуацию. Желая разгадать тайну мальчишки, он стал свидетелем работы контрабандистов. Ими оказались еще необычная девушка-русалка и татарин Янко. Из чистого самолюбия, он пытается смутить девушку, сообщая, что знает о ее тайных делах и доложит обо всем коменданту. Эгоизм не позволяет Печорину сразу понять, чем это может грозить ему самому.

Пригласив его на свидание, девушка пытается утопить героя. Однако в минуты опасности, он находит в себе силу и ловкость выйти победителем из смертельной ситуации.

Отойдя от шока, Печорин сам понимает, что своими безрассудными действиями, не только сам мог лишиться жизни, но и сломал судьбу других людей. Он будто впервые понимает, что может влиять на окружающих. Сравнивает себя с камнем, который оставляет круги на воде. И это сравнение оправдано, поскольку он действует импульсивно, грубо, не заботясь о себе или ком-либо другом. Им движет одно лишь слепое желание узнать чужую тайну.

Может показаться, что Печорин даже жалеет тех, на чью судьбу он так разрушительно повлиял. Однако он довольно быстро забывает об этом. Чужие заботы пусть останутся при них. Выводы Печорина из ситуации касаются только его самого. Он осознал способность менять жизнь остальных, но последствия его мало заботят.

Вариант 2

Лермонтов написал роман, получивший название «Герой нашего времени», который получил мировую огласку. Привлекательной является и композиция произведения, составленное из повестей, оно привлекает внимание читателя. Все главы расположены не в хронологическом порядке, они рассказывают то о жизненном укладе главного героя, то о том, что происходит в его внутреннем мире. Таким образом, Лермонтов передает тонкость психологического состояния Печорина.

В произведении отсутствует единый сюжет. В каждой отдельной повести есть свои герои, которые попадают в разные ситуации. Единым связующим становится только главный герой – Печорин. Он то служит на территории Кавказа, то отдыхает в пригороде Пятигорска на минеральных водах. Герой не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому часто попадает в неприятности.

«Тамань» — это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе он приезжает в небольшой городок под названием Тамань, где вынужден коротать время у достаточно странных людей. Он разделяет дом с девушкой-ундиной и мальчиком, который лишился зрения. Он видит в их поведении загадку, которую старается всеми силами разгадать.

Когда он приближается к разгадке, то чуть не лишается собственной жизни, ундина фактически чуть не утопила его.

В этом месте читатель начинает понимать, какие внутренние качества автор будет развивать на протяжении всего повествования. Он еще не может составить полный облик и внутреннюю философию персонажа, но примерно понимает, в какую сторону будет сделан уклон. Читатель уже понимает, что Печорин жить не может без острых впечатлений и настоящих приключений. Это заставляет его ввязываться в различные ситуации, которые порой заканчиваются достаточно неприятным образом.

Герой преследовал одну единственную цель – найти разгадку, сложившейся ситуации. Его не волнует, на какие жертвы ему придется пойти, чтобы найти ответ. Он не думает не только о себе, но и об окружающих людях, вмешивается в привычное течение жизни без зазрений совести и с особым любопытством. В конце главы он сам размышляет, мне стало скучно, когда он смог найти ответ на поставленный вопрос, жизнь потеряла смысл, и Печорин решает отправиться на поиски дальнейших приключений.

В романе тонко переплетаются реализм и романтизм, которые трудно разделить. Автор описывает внешние пейзажи, придавая им нотки романтизма. При этом все события полны реализма, мы понимаем главного героя в полной мере, все его трудности и переживания, которые наполняют его душу.

Читать еще:  Рассказ об одинцовой. Сочинения

Лермонтов смог точно передать, какие чувства появляются в душе героя регулярно, а какие вспыхивают и молниеносно пропадают. Ключевой мыслью личного дневника становится то, что Печорин живет за счет собственного авантюризма, который толкает его на необдуманные поступки и вмешательство в личную жизнь окружающих людей, которую он может рушить, не думая о последствиях.

Тамань — анализ 3

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеет необычное построение произведение как по сюжету, так и по построению. Каждая глава по-своему самостоятельна, связывающим звеном во всех повестях является Григорий Печорин. Именно ему посвятил название книги Лермонтов.

В школе было принято считать Печорина лишним человеком в обществе начала девятнадцатого века. А себя он сравнивал с матросом, привыкшем плавать на пиратском судне и которому не интересна жизнь на материке. Характер молодого человека необычен. Зачастую он впадает в апатию и наоборот — проявляет недюжинное любопытство и сноровку. Последнее особенно заметно в рассказе про контрабандистов.

Многие осуждают Григория Алексеевича, но необходимо считаться с его молодостью, нетерпеливостью, любопытством ко всему необычному. Он ищет приключения, поэтому попадает в непростые ситуации.

Глава под названием «Тамань» необычна. Вначале она «пахнет» морем, «нечистыми» образами, русалкой и так далее. Главному герою не понравился сам город, в котором он чуть не погиб. Необычная девушка, похожая на ундину, заинтересовала его. Молодой человек поразился «породистой» внешности той, которая не назвала своего имени.

Жила она вместе со слепым мальчиком и старухой. Красивым зычным голосом она поет старинную песню, постоянно хихикает и крутится вокруг молодого офицера, но при этом ускользает от него. Если бы не ее серьезный взгляд, главный герой произведения подумал бы, что она немного безумна.

Слепой мальчик также подозрителен. Выследив его, Печорин понимает, что он и девушка, а также другой человек по имени Янко занимаются контрабандой. Об этом он намекает девушке, отчего та решается на отчаянный поступок.

Притворившись, что влюбилась в него, «русалка» назначает свидание Печорину. Они плывут в лодке и внезапно девушка нападает на него, силясь сбросить в воду. Она так ловка и сильна, действует внезапно, что чуть не добивается своего. Только схватив ее длинные волосы, он выигрывает в состязании на жизнь, ведь молодой человек не умеет плавать.

С силой выбросив ее за борт, он кое-как доплывает до берега и слышит разговор контрабандистов. Девушка благополучно добравшись вплавь, рассказывает Янко о происшествии. Вместе они желают уплыть в другой город, оставив ни с чем слепого мальчика, старуху и обокрав Печорина.

Во всем рассказе чувствуется грубость и эгоизм этих людей, но не только. Они свободны и Печорин жалеет, что вмешался в их жизнь. Себя он сравнивает с камнем, встревожившим спокойствие «честных» контрабандистов и который сам чуть не пошел ко дну.

Его увлечение девушкой понятно, Возможна она и старуха пользовались какими-то заклинаниями, ведь видавший виды офицер легко попался в ее сети. Так или иначе, Лермонтов показывает, что Печорин везде приносит одни несчастья, хотя сам не желает этого. Таков был герой того времени.

4 вариант

В романе «Герой нашего времени», состоящем из пяти частей, пяти повестей, М.Ю. Лермонтов раскрывает сложный и противоречивый характер главного героя. В двух повестях мы узнаем о жизни Печорина из рассказов других персонажей, а последние три объединены в «Журнал Печорина», в котором он сам выступает в качестве рассказчика.

«Тамань» — первая повесть «Журнала Печорина». Действие в ней происходит в южном провинциальном «городишке», куда Григорий Печорин прибывает по делам службы. Здесь начинаются его приключения на Кавказе.

Мы видим человека, влюбленного в жизнь, стремящегося разгадать тайны судеб других людей, даже готового рисковать жизнью. Устроившись на ночлег у странных людей, Печорин замечает их необычное поведение, начинает следить за слепым мальчиком. Наблюдая за девушкой, голос которой он слышал ночью, а утром увидел на крыше хаты, Печорин увлекается ею и даже идет на свидание. И едва не погибает – загадочная девушка хочет его утопить, потому что он может выдать их тайну. Из разговора девушки и Янко Печорин понимает, в чем эта тайна заключается.

Зачем Печорин решился на это приключение? С единственной целью –разгадать их тайну. Он не думает о других. Бесцельно растрачивает силу, отвагу, волю, применяя эти качества не там, где надо. Действия героя приносят несчастье людям: контрабандисты вынуждены скрыться, боясь, что Печорин на них донесет. Он восхищается их смелостью и сожалеет, что потревожил их жизнь, спугнул «честных контрабандистов. Наш герой сочувствует слепому мальчику, хотя этот мальчик обокрал его.

События происходят ночью на фоне природы: луна, море, волны. Романтичен и загадочен образ девушки-контрабандистки, а также Янко, который действует смело, рискуя своей жизнью. Но эти люди жестоки, когда делят деньги. Слепому дают только одну медную монетку.

Когда же тайна контрабандистов раскрыта, Печорин понимает, что силы потрачены без цели. И снова скука… В конце дневниковой записи он говорит, что ему нет никаких дел до «бедствий и радостей человеческих». Этой фразой Печорин ставит себя в противовес всему белому свету, лишний раз доказывая свою эгоистическую сущность.

Читать еще:  Оружие боба фетт. Изменчивое прошлое бобы фетта

Повесть «Тамань», представляющая собой дневник главного героя, помогает понять внутренний мир Печорина, его душевные переживания.

Анализ главы Тамань

Несколько интересных сочинений

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.

Произведения Г. Х. Андерсена, предназначенные для детей, это мир героев с разными характерами, судьбами, взаимоотношениями. Но они, как правило, имеют счастливый конец.

Произведение относится к лирико-романтическому творчеству поэта и представляет собой форму путевого личного дневника, в котором отражаются авторские размышления о жизненном смысле, социальных общественных конфликтах

Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.

Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» — первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » — с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Читать еще:  Карл юнга человек и его символы. Карл Густав Юнг

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, — две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

Анализ главы “Тамань”

Глава «Тамань» – это отдельный эпизод из жизни автора. Здесь на глазах у читателя Печорин чуть не гибнет от рук девушки. Анализ главы «Тамань» «Герой нашего времени» позволяет увидеть разницу в поведении героя, когда не он руководит событиями, а ему пытаются оказать сопротивление.

  1. Автобиографичность сюжета
  2. Контрабандист «Тамани»
  3. Русалка «Тамани»
  4. Художественные приемы

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Автобиографичность сюжета

История, описанная в романе, взята из жизни. Встреча с контрабандистами имеет реальную основу. Конечно, в жизни все было иначе. Что взял в сюжет Лермонтова? В жизни была старуха, но это другой образ – Царицыха. Старая казачка, даже имя доказывает, что ничего общего с нищей старухой здесь нет. Казачка приняла Лермонтова шпиона (соглядатая).

Ундина боится, что Печорин их сдаст. Она решается на убийство. Сколько силы в хрупкой девчонке, практически сумевшей сбросить сильного офицера с лодки. Только хитрая уловка помогла Печорину справиться с русалкой. В жизни Ундина – это соседка Царицыхи – красавица татарка, муж которой занимался контрабандой. Был в реальной истории и слепой мальчик Яшка. Персонажи в романе стали совершенно другими. В этом мастерство классика – увидеть в реальной жизни тех, кто станет основой для литературных персонажей.

Контрабандист «Тамани»

Янко – человек опасной профессии. Его образ реалистичен. Автор не преувеличивает достоинства контрабандиста. В некоторых деталях он даже смешон: нож за поясом, татарская шапка на голове с казацкой стрижкой. Удаль и смелость Янки предстают не в его описании, а на фоне моря, волн и ветра. Ничего неизвестно о промысле контрабандистов, но в этом и суть их дела. Все должно быть покрыто тайной, неизвестностью. Автор только намекает: «груз был велик», «богатые товары». Создается ощущение опасности, тревоги, риска. Реалистичен образ слепого мальчика. Он первый замечает вдали идущую лодку, верит в Янко: «…не боится бури». Тем страшнее становится расставание. Янко бросает слепому мелкую монету. Скупость подтверждает, что контрабандист рискует только ради наживы. Риск и подвиги сопровождают нечестный труд.

Русалка «Тамани»

Ундина ведет себя как хозяйка побережья. Ее дикий нрав схож с характером коркой княжны – Бэлы. Но здесь ярче проявляется женская суть: она рассмотрела в Григории опасного врага, который может разрушить ее жизнь. Пламенное дыхание страсти отвлекает, и Печорин остается безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и изворотливого. Битва с ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин дерется не с хрупкой девушкой, а умелым Янко.

Описание поведения Ундины сравнимо с кошачьим. Она ходит мягко, неслышно, передвигается резко, незаметно. Умеет девушка пользоваться своей внешностью, она завлекает гостя, уводит лодку с ним в открытое море. Все пролетает перед Печориным в одно короткое мгновение. Даже пение Ундины необычны. Слова песни о воли и прекрасной жизни слышатся на берегу с нищей лачугой.

Художественные приемы

Глава построена на противопоставлении. Анализ «Тамани» придется строить на изучении композиции. Происходит соединение возвышенного и низменного, романтизма и реальности. Контрабандист живет грабежом, Печорин ворует покой бедных людей. Таинственность Ундины превращается в буйство морской русалки. Слепой видит лучше зрячих, причем он видит души тех, кто его предает. Мир моря меняется на нищету и убогость домика на берегу. Пейзаж будто выступает против грязи в обществе, заставляющем людей жить грабежами.

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/analiz-glavy-taman-9-klass
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4357-analiz-glavy-taman-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-glavy-taman.html

Дачник
Добавить комментарий