Памятники России. Великие памятники России

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Прежде всего следует пояснить, что ставрография — это сложившаяся историческая дисциплина, связанная с изучением иконографии и истории христианского Креста как одного из основополагающих религиозных символов. В настоящее время в России существует немало ученых, религиозных деятелей и просто исследователей-коллекционеров, которые занимаются развитием ставрографии, пишут на эту тему образовательные статьи и даже издают книги-каталоги.

Мы решили рассмотреть с точки зрения ставрографической науки некоторые известные российские монументы, посвященные выдающимся историческим личностям и событиям, и нашли немало занимательных несоответствий.

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве

Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.

На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.

Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам.

Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор.

Памятник Ивану Грозному в Орле

Памятник Иоанну Васильевичу, открытый недавно в Орле, вызывал бурные споры общественности еще до момента установки, несмотря на это большинство жителей Орла одобрило установку скульптуры. Не обсуждая политические и социальные вопросы, связанные с фигурой царя Ивана Грозного, рассмотрим монумент с точки зрения ставрографии, тем более что памятник украшен сразу двумя выразительными крестами.

За время правления Ивана Грозного площадь российского государства выросла почти в два раза. Вслед за расширением границ страны расширялись и границы христианского влияния. Крест в поднятой правой руке царя изображает Иоанна Васильевича, как крестителя новых земель. К сожалению, создатели монумента отнеслись к изображению этого символа весьма вольно, вручив царю крест, датируемый примерно 19-20 вв. с разницей во времени не менее 300 лет.

Известно, что при всей своей противоречивости Иван Грозный был очень набожным человеком. Вероятно по этой причине, другой нательный крест висит поверх одежды царя. Но авторы памятника промахнулись и с ним, изобразив распространенный тип креста 17-18 веков, именуемый у коллекционеров «штурвалом». На этот раз разброс во времени составил 150-200 лет.

Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области

В 2017 году на территории музейного комплекса в Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт монумент Великому князю Иоанну III. Хотя для официальной истории он долгое время находился в тени своего внука Ивана Грозного, в последние годы происходит переоценка важности деяний Иоанна III, приведших к объединению разрозненных княжеств и возвышению Московской Руси, фактически заложивших основу для будущего развития единого сильного государства.

Авторы монумента украсили фигуру Великого князя красивым наперсным крестом, но. современным. В 15 веке нательные кресты выглядели иначе, а подобных массивных крестов не существовало. Ошибка в 500 лет.

Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде

Своим появлением современный Белгород во многом обязан последнему из династии Рюриковичей царю Федору Иоанновичу, который в конце 16 века повелел создать засечную черту из русских крепостей на пути набегов крымских татар. В 2016 году на бульваре в центре города был установлен памятник, изображающий государя, который сидит на троне с символами власти в руках и зорко вглядывается в даль.

Идея монумента красивая и символичная, но и тут не обошлось без ставрографической ошибки. На шее Федора Иоанновича висит наперсный крест, не имеющий точных исторических аналогов. Вероятно это плод авторской фантазии, возможно созданный по мотивом модерновых крестов 19-20 вв.

Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве

В России установлено минимум тринадцать монументов князю Владимиру, а в мире их насчитывается порядка двадцати с учетом сборных скульптурных композиций. На большинстве из них вопросы ставрографии трактуются весьма вольно, но сегодня мы рассмотрим только два из них — в Смоленске и Москве.

Дело в том, что на обоих памятниках князь Владимир, несмотря на разницу в возрасте, держит в руке очень похожие кресты. Доподлинно известно, что во время правления Владимира на рубеже 10-11 веков кресты выглядели по-другому. Авторы обеих скульптур вложили в руку князя кресты, созданные по мотивам изделий 19-20 веков.

К вопросу, поднятому в статье, можно относиться по-разному. С одной стороны, расхождения в датировках и визуальных образах крестов, которые визуально являются незначительными деталями монументов, никак не сказываются на общем авторском замысле, да и подавляющее число граждан эти расхождения просто не замечают.

С другой стороны, Крест на Руси всегда был важным символом Веры, очень значимым предметом для русского человека. Присутствие креста на каждом из памятников обусловлено смысловой нагрузкой, раскрывающей идею монумента. Авторы скульптур вполне могли бы обратиться за консультацией к научному сотруднику любого доступного музея.

Автор: Юрий Арбузов

Читайте ещё материалы по ставрографии на Культурологии:

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читать еще:  Короткие гифки. Прикольные гифки

10 самых известных монументов

Шутят, что в современном искусстве разбираться легко: что висит на стене – живопись, что можно увидеть сзади – скульптура. А вот выбрать из сонма скульптур и памятников самые-самые – задачка непростая. Но мы попробовали.

1. Памятник Минину и Пожарскому

Самый первый скульптурный памятник Москвы поставили на Красной площади – таким образом благодарная Россия руками скульптора Ивана Мартоса отплатила Минину и Пожарскому за спасение Москвы в 1612 году. Место выбирал сам скульптор, он настоял, чтобы двухфигурная композиция располагалась по центру тогдашних классических по архитектурному стилю Верхних торговых рядов, то есть прямо посредине площади. На открытии монумента в 1818 году присутствовала вся императорская фамилия. Видимо, именно с высочайшего разрешения пьедестал украсила надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Памятник и сейчас стоит на площади, только место поменял – «переехал» в 1931 году к Собору Василия Блаженного, освобождая место под стенами ГУМа транспорту, который тогда ходил по Красной площади. Кстати сказать, на памятнике изображён и его автор: скульптурный портрет Ивана Мартоса мы можем рассмотреть среди фигур на одном из украшающих постамент барельефов. Он там единственный из известных лиц и единственный без бороды.

2. «Медный всадник»

«Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою поддерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян, в полукафтане, облечённый багряницею, имеющий главу, лаврами венчанную и десницу простёртую. » Так описал «Медного всадника» знаменитый писатель Александр Николаевич Радищев. Эти строчки известны мало, зато все помнят Пушкина:

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

«Кумира на бронзовом коне» изваял француз Этьен Морис Фальконе – поручить ему скульптуру Екатерине II посоветовал философ Дени Дидро. В мастерской Фальконе выстроили высокий помост, из дворцовых конюшен выделили жеребцов – Бриллианта и Каприза. Полковник Петр Мелиссино, к тому же похожий на царя Петра внешне, бессчетно вскакивал на помост, удерживая вздыбленного коня. Всадник однако рисковал остаться без головы, поскольку она у мастера не выходила. Шерше ля фам, то есть ищите женщину – дело спасла ученица Фальконе Мари-Анн Колло, она создала голову. Но и без русского скульптора не обошлись: Федор Гордеев по замыслу Фальконе вылепил змею – символ вражеских сил, попираемых русским самодержцем и, одновременно, третью точку опоры памятника.

Позже на Сенатской площади возвели Исаакиевский собор, а перед ним, лицом к собору поставили памятник Николаю I. Остроумные петербуржцы немедленно сложили поговорку: «Дурак умного догоняет, а Исакий не пускает».

3. Статуя Свободы

США, как известно, – страна приезжих. В ней есть специальный музей, посвященный иммиграции. Находится он в самом подходящем для этого месте – внутри маяка для судов, входящих в бухту Нью-Йорка. Маяк на острове Либерти – это Статуя Свободы.

История о том, как французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди создал и подарил Америке ее будущий символ, довольно длинная. Вот лишь несколько фактов.

Сначала Бартольди хотел ваять монумент, исполняющий роль маяка, для Суэцкого канала, но не нашел понимания. И идею начали воплощать в Новом Свете. Если вы думаете, что обошлись без России, то вы не правы. Наша страна тоже внесла свой вклад, и был он для России типичен. Россия дала сырье – нижнетагильскую медь. Каркас 46-метровой дамы с факелом свободы конструировал сам Александр Густав Эйфель. К берегам постоянной прописки будущую статую доставили на французском военном фрегате «Изэр» в 214 ящиках.

Верхняя точка факела находится в 93 метрах от земли, что делает статую одной из самых высоких в мире. В основание монумента замуровали экземпляр Декларации независимости, так что можно сказать что Статуя Свободы поставлена на законном основании.

4. Монумент на горе Рашмор

История монумента на горе Рашмор началась в 1924 году. Историк и публицист Доун Робинсон придумал создать в горах Южной Дакоты что-нибудь, способное привлечь туристов. Энтузиаст пригласил скульптора Джона Гутзона де ла Мот Борглума, а тот решил создать бюсты четырех американских президентов. Считается, что выбор места предопределила правильная ориентация горы Рашмор: она повернута к юго-западу, то есть, президенты весь день освещены солнцем. Динамит, зубило и молоток, а еще редкостная энергия и дерзость скульптора, а еще почти миллион долларов, большую часть которого выделила американская казна, а еще каторжный и опасный труд помощников скульптора и рабочих – вот составляющие этого памятника. Сложностей хватало, погода не баловала, а деньги выделяли с боем, но все же в 1930 году была закончена голова Джорджа Вашингтона. В 1936 году завершили Томаса Джефферсона, в 1937-м – Авраама Линкольна, а в 1939 году закончили трудиться над головой Теодора Рузвельта. А что же иные части тела, объединенные термином «бюст»? К ним и не приступали, разумно решив начать с главного. Оказалось, поступили правильно: в 1941 году Борглум скончался. Сын скульптора хотел было продолжить дело отца, но помешала Мировая война. Недоделанным монумент не кажется, напротив, при взгляде на него возникает ощущение полной гармонии – ни убавить, ни прибавить – столь характерное для шедевров.

5. «Тысячелетие России»

«Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра Второго лета 1862». Эта надпись славянской вязью опоясывает гигантскую державу на памятнике, что высится напротив Софийского собора в Новгородском детинце. Исполинский шар-держава воздвигнут на постамент, который издали смотрится колоколом. Так и задумано: памятник «Тысячелетие России» был «призван благовестить потомкам о героическом прошлом России». На конкурс подали 52 проекта, победил художник Михаил Микешин. Памятник венчают две фигуры: ангел с крестом символизирует церковь, коленопреклонённая женщина олицетворяет Россию. Ниже, вокруг шара-державы, высятся семнадцать колоссальных фигур, тематически собранные в шесть групп, знаменующих этапы становления Государства Российского. В нижнем ярусе памятника располагается фриз с изображением 109 исторических деятелей. Их тоже расклассифицировали: 31 просветитель, 26 государственных людей (Ивана Грозного не включили – из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году), 36 военных людей и героев, 16 писателей и художников. Список великих правили долго и тщательно: в итоговый вариант не вошел, например, флотоводец Фёдор Ушаков, нынче канонизированный православной церковью. Справочники уверяют, что на памятнике изображено 128 фигур. Это распространённая ошибка – при учете обычно забывают младенца. Мать протягивает его Владимиру Святославовичу – Крестителю Руси.

Читать еще:  Какое время поле чудес. Призы для победителя

6 . «Рабочий и колхозница»

В соответствии с выделенной площадкой советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже получался длинным и узким. Тогда архитектор Борис Иофан решил сделать его «похожим на несущийся корабль, по классическому образцу увенчанный носовой фигурой». Кого должна изображать эта фигура? Никто не сомневался: только-только в Кремле прошло Первое Всесоюзное совещание стахановцев, и у всех на слуху были рабочие и колхозницы. Что до композиции и образа, то архитектор вдохновлялся Никой Самофракийской и скульптурой Антенора «Тираноборцы Гармодий и Аристогитон», изваянной в 477 веке до нашей эры. Среднеарифметическое из двух древнегреческих скульптур создала выбранная по конкурсу Вера Игнатьевна Мухина. Можно бы сказать «изваяла», но тут нужны другие глаголы, поскольку для композиции выбрали довольно необычный материал – хромоникелевую сталь. Скульптура вышла такой удачной, что Большая советская энциклопедия назвала ее «Эталоном социалистического реализма». В 2009 году отреставрированный эталон вернулся на место, которое занимал с 1939 года – перед северным входом бывшей ВДНХ, ныне ВВЦ. Скульптура осталась прежней, а постамент изменили: нынче это укороченная копия павильона Иофана 1937 года.

7. «Родина-мать»

Двести дней Сталинградской битвы похоронили гитлеровские планы завоевания нашей страны, и переломили ход войны в пользу Красной Армии. А Высота 102, то есть Мамаев курган, стала символом героизма и стойкости защитников города. В память
всех, кто защищал Сталинград, в самом конце 50-х годов на Мамаевом кургане начали возводить мемориальный ансамбль. Его сооружение поручили самому знаменитому советскому скульптору-монументалисту тех лет Евгению Вучетичу. Много позже он рассказывал: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит – «За Родину!» . – заткнулись». Евгению Викторовичу вторит волгоградская пенсионерка Валентина Изотова: «Ребята настаивали: «Валя, ты должна звать за собой людей!». И я звала, за что мне платили три рубля в час». Спустя пять лет после открытия статую пришлось перевооружить. В первом мече от ветра возникали незатухающие колебания, поэтому новое оружие выполнили по рекомендациям академика Келдыша и испытали в аэродинамической трубе.

Свое самое крупное произведение Евгений Викторович Вучетич закончил в 1967 году. Получилась самая высокая статуя в мире: скульптура «Родина-мать» внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» именно по разделу «Самая высокая статуя в мире». Монумент, изваянный из напряженного железобетона, имеет высоту 82,3 метра от основания до кончика меча.

8. Статуя Иисуса Христа

Вошедшая ныне в список новых семи чудес света (по версии Интернета) статуя Иисуса Христа, что высится на скале Корковаду в Рио-де-Жанейро, – родная сестра Статуи Свободы. У них общая родина – и ту, и другую создали в Париже и перевезли по частям за океан. И масса сходства в биографиях: и та, и другая – символы города и страны, где установлены, обе поражают величественностью и привлекают туристов. О туристах в Рио-де-Жанейро как будто позаботились заранее: к вершине холма Корковаду еще в 1884 году проложили железную дорогу, которую позже электрифицировали. В середине 20-х годов следующего века она пригодилась: созданную во Франции по эскизу художника Карлоса Освальда и окончательному проекту бразильского архитектора Эйтора да Силва Кошта скульптуру (в разобранном, естественно, виде) и разные строительные материалы, необходимые для постройки монумента, доставляли как раз по этой дороге. От конечной остановки к смотровой площадке ведет извилистая лестница в 220 ступеней, метко прозванная «улиткой». И вот она перед вами 30-метровая скульптура на 8 метровом пьедестале. Фигура Иисуса по силуэту похожа на крест – Христос широко (на 28 метров) раскинул руки, будто хочет обнять город и мир. По правую руку Христа пляжи Копакабана и Ипанема, по левую – знаменитый стадион «Маракана» и международный аэропорт.

9. «Граждане Кале»

Ключами от Кале на севере Франции называют дорогую вещь, которую жалко отдать кому-нибудь. Здесь твердо помнят историю времен Столетней войны: победив в битве при Креси в 1346, английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и голод вынудил город начать переговоры о сдаче. Мстительный король потребовал жертв: шесть самых именитых горожан – нагие и с повязанными вокруг шеи веревками – должны были вынести ему ключи от Кале. И погибнуть: король обещал их казнить в назидание строптивым. Пять с половиной веков спустя граждане Кале увидели своих предков – нагими и с веревками вокруг исхудалых шей. Эсташ де Сен-Пьер – старейший и богатейший, Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн, исполненные гениальной рукой Огюста Родена, встали на городской площади. По недостатку средств, Родену заказали одну фигуру – де Сен-Пьера, но скульптор за те же деньги изваял всех шестерых. Драматизм сюжета и мастерство скульптора потрясали – и в ХХ веке копии «Граждан Кале» встали в музеях Парижа, Лондона, Филадельфии, Сеула – всего 12 городов мира Далеко не всем потрясенным известно, что граждан Кале не казнили: милосердная королева Филиппа на коленях вымолила у супруга жизни мужественных изможденных людей.

Читать еще:  Слава кпсс реальное имя. Гнойный (Соня Мармеладова)

10. «Мыситель»

И снова великий Огюст Роден! В 1880 году он первый раз получил государственный заказ: в Париже решили выстроить новый Музей декоративного искусства, и Родену поручили создать для него скульптурный портал. Ваятелю представились «Врата ада» – многофигурная и многосюжетная композиция, навеянная образами из «Божественной комедии» Данте, из сборника «Цветов зла» Шарля Бодлера, с фрески «Страшный суд» Микеланджело. Роден не уложился в срок, а музей так и не был создан. Но работу над «Вратами ада» Роден продолжал до конца жизни и не успел завершить: отливали «Врата» уже после кончины ваятеля. А многие фигуры с «Врат ада» обрели отдельную жизнь, и в их числе самые знаменитые скульптуры Родена «Поцелуй» и «Мыслитель». Знаменитейшее изваяние в истории, «Мыслитель» задумывался, как портрет Поэта, то есть Данте. Потом Роден раздвинул рамки, и вылепил творца во всей его интеллектуальном могуществе. Мощь мыслителя он передает через мощь физическую: Роден писал, что его «Мыслитель» «думает каждой мышцей спины, всеми мускулами ног и рук, сцепленными пальцами и сжатым кулаком». Нынче скульптурное изображение боксера Жана Бо украшает сад музея Родена в Париже. Копий «Мыслителя» много: самые известные на могиле Родена в Мёдоне и на территории Колумбийского университета в Нью-Йорке.

ТОП-10 самых известных памятников России

Россия славится своими памятниками, среди которых есть по-настоящему подлинные произведения искусства. Редакция журнала Eurasia Plus представляет ТОП-10 самых известных и впечатляющих памятников России, по мнению портала.

Памятник Петру I — Москва

Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300−летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м.

Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.

Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров.

Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров

Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Памятник мамонтам в Ханты Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульпутура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/201218/41705/
http://scientificrussia.ru/articles/10-samyh-izvestnyh-monumentov
http://eurasia.press/TurKaleudoskop/2015/08/11/TOP-10-samyh-izvestnyh-pamyatnikov-Rossii.phtml

Дачник
Добавить комментарий