Отношение автора в романе евгений онегин.

А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы — роман в стихах «Евгений Онегин». И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, — настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе «Евгений Онегин». В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение «Образ автора в романе «Евгений Онегин».

Кратко о главном герое

Евгений Онегин — это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?

Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.

Но у читателей может возникнуть вопрос: «А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?». И это была одна из причин, почему образ автора в романе «Евгений Онегин» выступает как отдельный персонаж.

Отличия между поэтом и главным героем

Образ автора в романе «Евгений Онегин» противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин — друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.

Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе «Евгений Онегин» имеются и общие черты с его другом.

Сходства рассказчика и центрального персонажа

В сочинении «Образ автора в романе «Евгений Онегин» следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.

В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.

Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение — не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.

Отношение к Ленскому

В написании сочинения «Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский — молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.

Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он — человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.

Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.

Читать еще:  Ф и куприн краткая биография. Возвращение в Россию

И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.

Отношение к Татьяне

Образ автора в романе «Евгений Онегин» в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине — Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины — не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой — ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.

А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного — он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

Рассказчик как герой произведения

Автор в романе «Евгений Онегин» является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.

Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

Виды лирических отступлений

Раскрытие образа автора в романе «Евгений Онегин» происходит благодаря отвлеченным размышлениям и воспоминаниям поэта. В произведении достаточно много различных авторских отступлений:

  • воспоминания поэта о своей жизни;
  • рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
  • размышления философской направленности;
  • об общественной жизни и социальных проблемах;
  • путешествии;
  • темы дружбы и любви.

Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

Особенность стиля повествования

Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.

Для Александра Сергеевича «Евгений Онегин» — это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. «Евгений Онегин» — одно из великих произведений русской литературы.

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я — со вздохом признаюсь —
За ней ленивей волочусь.

В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

Читать еще:  Пословица кто не. Пословицы о Родине

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Читаю с тайною тоскою,
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, нет человека в России, который бы не знал этого имени. Он входит еще в детстве в нашу жизнь и остается в ней до конца: для кого-то – друг, для кого-то – учитель. Каким человеком был Пушкин? Он всегда стремился к справедливости и свободе, осуждал произвол помещиков, мстительность, эгоизм. Самым известным произведением поэта, безусловно, является роман «Евгений Онегин». По окончании его написания Александр Сергеевич о самом себе воскликнул: «Ай да Пушкин!» Автор понял, что создал шедевр. И правда, произведение получилось изящным, легким, но в то же время безгранично глубоким и многогранным. «Евгений Онегин» отразил всю российскую горькую действительность «золотого века». Роману до сих пор нет равных ни в отечественной, ни во всей мировой литературе.

Создание «энциклопедии русской жизни»

Произведение в целом писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке – это были годы декабристского восстания. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино, когда после разгрома декабристов царила обстановка строгого режима Николая Первого. Именно в это время у Александра Сергеевича наблюдался небывалый творческий подъем. Известный критик Белинский назвал «Онегина» наиболее задушевным произведением Пушкина. С этим трудно не согласиться, ведь в своем творении поэт воплотил не только собственные рассуждения о жизни, чувства и мысли, но и себя в целом. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», пожалуй, можно назвать одним из центральных.

Пушкин как герой произведения

Творя особый мир, Александр Сергеевич и сам выступает в нем действующим лицом. Он – не только сочинитель и повествователь, но и герой произведения. Насколько важен сей персонаж? Образ автора и его роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» трудно переоценить. За счет постоянного присутствия поэта на страницах книги описываемым событиям придается необыкновенная достоверность и особенный лиризм. Александр Сергеевич в своем произведении – полнокровный живой персонаж, имеющий свой характер, свое мироощущение, свои идеалы. Вместе с тем образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не превалирует над остальными, его вторжение в ход повествования вполне оправдано и органично. Субъективный взгляд поэта на те или иные вещи позволяет читателю глубже осмыслить происходящие события, понять, как автор оценивает многие исторические факты и явления действительности, характерные для того времени.

Пушкин и Онегин: различия

Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты – любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе — создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».

Читать еще:  Аллегория викисловарь. Аллегория: пример

Пушкин и Онегин: сходство

И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему — наряду со светской бесцеремонностью — присущи утонченность и глубина чувств.

Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.

Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вырисовывается в оценках героев произведения и их поступков. Александр Сергеевич симпатизирует всем персонажам, но главным образом Татьяне Лариной. Не случайно он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою!» У автора с ней много общего – это отношение к свободе, к природе… Поэту близка задумчивая мечтательность Татьяны, глубина ее чувств, душевная напряженность. Для духовно повзрослевшего Пушкина она – идеал женщины и даже муза.

Доброжелательно относится Александр Сергеевич и к Ленскому — свободолюбивому и романтически восторженному молодому человеку, который верит в силу настоящей дружбы. Автор и сам таким же был в юности, но уже давно пережил увлечение романтизмом — теперь это литературное течение он иронично называет высокопарным и оторванным от действительности. Хотя к иронии подмешивается и горечь того, что ушедшее время уже не вернуть.

Авторские отступления и образ автора

В романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений, в которых Пушкин или возвращается в свою юность, или говорит о волнующих его проблемах общества. Поэт много внимания уделяет Москве – городу, который он очень любит. Кому не известны его строки: «Москва! Как много вэтом звуке…»!

Но больше всего образ автора в романе «Евгений Онегин» раскрывается, когда Александр Сергеевич пишет о любви, рассказывает, как следует относиться к женщинам. Ведь именно в этом произведении Пушкиным сделан вывод: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», которому в наши дни стараются следовать все мужчины.

В лирических отступлениях поэт вспоминает о прожитых годах, главных событиях своей жизни, радостных и грустных. Под пером глубокого мыслителя и тонкого лирика оживает все пережитое им в Царскосельском лицее, в Михайловском, в Петербурге.

Роман о молодежи

В произведении Александр Сергеевич показал жизнь разных слоев общества: и деревни, и города, и провинции, и столицы. Особенно ярко он рассказал о российской молодежи того времени. В романе все герои – молодые люди, полные жизни, чувств, надежд, страстей. Пушкин жалеет о том, что его юность быстро прошла, и призывает читателя дольше оставаться молодым, не поддаваться лени и хандре.

Вообще нельзя не сказать о том, как поэт относится к читателю. Он для автора – лучший друг, готовый понять и выслушать. «Мои друзья», «милые мои», «мой читатель» — так Александр Сергеевич обращается к своим адресатам. Конечно, с самого начала повествования это располагает читателей к Пушкину. Вместе с тем поэт то приближает их к себе, то отдаляет. Для автора читатель – критик, с которым он делится своими планами.

Чему учит произведение

Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует расширению границ произведения. Повествование ведется как бы от нескольких перебивающих друг друга лиц, одни из которых непосредственно сами вовлечены в текст, другие – знакомы с героями романа, а третьи находятся вне событий. Все они соединяются в авторе, составляют гамму его всевозможных проявлений, и оттого появляется ощущение богатства и сложности личности поэта. Произведение написано в тоне светлой печали, грусти, но в то же время оно наполнено верой человека в будущее. Роман отвергает крепостничество, учит ненавидеть бессодержательную и пустую жизнь, самовлюбленность, эгоизм, черствость сердца.

В заключение

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» старался уйти от шаблонных художественных приемов, избежать условностей. Поэтому он намеренно соединил мир автора и героев, специально нарушил сюжетные линии и ввел в роман черты современного ему быта. Это позволило поэту создать поистине реалистичное произведение, настоящую «энциклопедию русской жизни».

Источники:

http://www.syl.ru/article/351653/obraz-avtora-v-romane-evgeniy-onegin-kratkoe-sochinenie
http://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin.html
http://fb.ru/article/165171/obraz-avtora-v-romane-evgeniy-onegin-pushkina

Дачник
Добавить комментарий