Особенности раскрытия характеров героев.

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;

— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;

— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;

— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;

— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

3. Использование приема контраста и сопоставления:

— монолог Феклуши — монолог Кулигина;

— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.

А.Н. Островский «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме

Мир, в котором живёт героиня.Выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друг к другу. В религии находила высшую правду. Её мир наполнен поэзией и красотой. Они — в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату.

Характер героини.Натура сильная, страстная, свободолюбивая. «Я ещё лет шести была. Обидели меня чем-то дома. я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!». «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!» — признаётся она. — А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой».

В чём трагедия героини.Катерина светлая, искренняя, но там, где ей приходится жить (в доме Кабановых), эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по законам «тёмного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои.

Читать еще:  Выдающиеся ингуши. ● Древние ингуши

Любовь в жизни героини.Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность в любви живёт в ней — она ищет любви самозабвенной, жертвенной. Тихон по-своему её любит, но боится этой любви. Во всём подчиняясь матери, он не может защитить жену. Вспыхнувшая страсть к Борису лишила героиню воли — родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Брак, освящённый в церкви, свят для неё, и она хорошо осознаёт последствия своей греховной любви. Борис единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Ради любви она готова на всё, даже преступить те понятия о грехе и добродетели, которые для неё святы.

Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Критики о драме «Гроза»

«Гроза» явилась поводом для бурной полемики, развернувшейся между двумя революционно-демократическими журналами: «Современник» и «Русское слово». Но критиков более всего занимала революционная ситуация в России, её возможные перспективы, а не литературные вопросы.

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Пьеса оставляет самое отрадное впечатление, которое вызывается концом, в котором дан страшный вызов «тёмному царству», самодурной силе.

В Катерине мы видим протест против Кабановской нравственности, она «луч света в тёмном царстве». Если женщина — самое бесправное существо — выражает протест, это значительно.

Катерину можно сравнить с пружиной (чем больше гнёт, тем больше «отдача», когда пружина от гнёта избавится).

«Гроза» — самое решительное произведение А. Н. Островского.

Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина — «полоумная мечтательница» (она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и не знает, что будет делать завтра. Она на каждом шагу путает и свою жизнь, и чужую, и, наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшийся узел самым глупым средством — самоубийством).

Оценивает «стихийный протест» Катерины как глупую бессмыслицу, она в лучшем случае «болотный огонёк», а «лучом света» называет Евгения Базарова. Критик не верит в революционную возможность крестьянства (Катерина невежественна и суеверна), а верит в естественные науки как в революционную силу, способную просветить народ.

Читать еще:  Сообщение на автора оноре де бальзак. Бальзак

А. А. Григорьев «После „Грозы“ Островского»

Увидел в пьесе поэзию «народной жизни»: «Это создано так, будто не художник, а целый мир создавал».

Средства раскрытия характера героев в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения. В пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и т.д.

Для раскрытия характеров своих героев в «Грозе» драматургом взяты следующие виды средств.

Монологи героя

Которые позволяют узнать о его прошлом

(» жила, точно птичка на воле», «работать не принуждала», «до смерти я любила в церковь ходить»);

Самохарактеристика героя

(«Такая я уж зародилась горячая!», «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «обманывать-то я не умею»);

Характеристика персонажа другим персонажем

Кулигин о Кабанихе:

«Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»,

Кабаниха о Диком:

» А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», «А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?»);

Речевая характеристика персонажей

  • поэтический язык Катерины

(монолог «Отчего люди не летают, как птицы?» );

  • сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи

(«Ох, грех тяжкий!» «Что ты выскочила в глазах юлить-то!», «Экая важная птица!», «Да рехнулся ты что ли?» «Дурак! Что с дураком говорить!») ;

(«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион»… );

  • научные слова, цитаты в речи Кулигина

(«И в рубище почтенна добродетель!», «громовые отводы», «электричество» );

  • повтор обращения «маменька» в речи Тихона;

Также к художественным средствам драматурга, которые он использует в изображении своих героев, можно отнести:

Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать удивительный мир — мир купечества, который позволяет нам увидеть воочию достоверные характеры России второй половины ХIХ века

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Задачи урока — выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.

Группа 1. История создания пьесы. (Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес». Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». (Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)

Читать еще:  Рэп словарь — все понятия и жаргон Rap.

Группа 3. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис). Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

Вопросы для обсуждения

— Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

— Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?

— Как понять такое определение — «зеркальные» образы?

— Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.

Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;

— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;

— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;

— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;

— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.

2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

3. Использование приема контраста и сопоставления:

— монолог Феклуши — монолог Кулигина;

— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;

Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Урок 83. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе. »[80]

«Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Задачи урока — дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди, ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 550 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://mykonspekts.ru/2-102619.html
http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sredstva-raskryitiya-haraktera-geroev-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza
http://studopedia.net/8_379_drama-groza-istoriya-sozdaniya-sistema-obrazov-priemi-raskritiya-harakterov-geroev-svoeobrazie-konflikta-smisl-nazvaniya.html

Дачник
Добавить комментарий