Основные черты очерка. Очерк и его особенности

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

«Очерк и его особенности. Виды очерка».

Студентка 4 курса

1. Виды очерка
Понятие «очерк» имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного.
1. Социологическое — направленность на исследование общественных отношений и проблем.
2. Публицистическое — опора на факт. Художественное — стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка:
1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.
2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
Портретный очерк. Предмет — личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.
Проблемный очерк. Предмет отображения — проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.
Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).
2. Дополнительная классификация очерка
путевой (передает впечатления от путешествия или раскрывает события на фоне произошедших событий в пути, причем центральное место сюжета всегда занимает путешествие);
научно-популярный (раскрывает суть происходящего явления);
событийный (афиширует важное событие из жизни общества);
социологический (представляет собой социальное исследование в центре которого стоит общественная деятельность человека);
проблемный (очерк посвящен ходу развития проблемной ситуации);
очерк нравов;
судебный очерк;
по видам средств массовой информации очерки могут быть газетными, телевизионными, радио — и киноочерками.

очерк жанр путевой портретный

Очерк всегда можно отличить от рассказа в художественном стиле тем, что в нем автор описывает события, которые происходят в жизни на самом деле.

Очерк — жанр, привлекающий читателя. Согласно исследованиям, наиболее популярны такие очерки, как:

а) очерк — портрет об интересных людях с максимальной передачей их уникального духовного мира;

б) путевой очерк об интересных местах;

в) научно-популярный очерк об интересных явлениях.

Необходимо отметить, что сумбурное выражение мыслей на листе бумаги не приемлемо называть очерком. Самое важное для очерка — это наличие сценария и композиции, основанных на реальных фактах, часто с использованием дат, временного промежутка и места произошедшего события.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и разновидности очерка. Исследование особенностей структурной организации очерков различных видов. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика. Лексические, морфологические, синтаксические особенности жанра.

курсовая работа [60,7 K], добавлен 07.12.2008

Система жанров в журналистике, структура портретного очерка и его место в системе жанров. Анализ журнала по содержанию, отбору персоналий и рубрикам; анализ стилистических средств, используемых в журнале. Специфические художественные элементы очерка.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 07.12.2009

Фактографический, аналитический и наглядно-образный способ отражения в журналистике. Очерк как жанр художественно-публицистического стиля. Композиционная структура очерка. Образ Виктора Цоя, ценности, отображенные в очерке. Образ Константина Райкина.

курсовая работа [79,6 K], добавлен 24.02.2013

Понятие наглядно-образной журналистики. Сущность очерка как жанра, его исторические предпосылки. Виды очерка и особенности его структурной организации. Анализ и сравнение образных ценностей, отображенных в российских и латвийских портретных очерках.

курсовая работа [74,4 K], добавлен 06.03.2013

Изучение своеобразия философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина». Художественные особенности очерка. Анализ цикла философско-критических статей о русской поэзии. Воплощение философских взглядов в литературном творчестве критика.

курсовая работа [57,0 K], добавлен 12.01.2015

Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике «Репортаж». Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

курсовая работа [63,9 K], добавлен 06.01.2016

Творчество Мариэтты Шагинян в послереволюционный период. Мариэтта Шагинян — публицист и писатель. Роль дневников Мариэтты Шагинян в ее творчестве. Сравнение дневника Мариэтты Шагинян «В Армении» и очерка «Путешествие по Советской Армении». Отклики прессы.

дипломная работа [69,0 K], добавлен 08.11.2002

Определение понятия и характеристика основных видов жанра «заметка». Выделение основных особенностей публицистического стиля «заметка». Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты «Северная правда» за 2007 год издания.

курсовая работа [56,7 K], добавлен 07.03.2011

История формирования публицистического стиля как функциональной разновидности литературного языка. Характеристика специфических черт газетной речи. Функции публицистики и требования культуры речи, вытекающие из них. Общественная роль газеты и журнала.

реферат [29,4 K], добавлен 14.01.2016

Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

дипломная работа [119,9 K], добавлен 18.08.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Очерк как жанр публицистического стиля. Понятие очерка и его основные виды

Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)

Очерк – 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь)

То есть, характерной особенностью очерка является достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем нет места вымышленным именам и фамилиям изображаемых лиц, присутствуют только действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построенный по законам драматургии и основанный на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, анализирует или комментирует факт, но и воплощает его в творческое сознание автора. «Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.»[1]

Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

«Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней».[2]

Разновидности очерка

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие.

Классифицируя очерк, исследователи придерживались различных принципов, ведь видовое многообразие очерка обуславливается спецификой формы, предметной основы, содержания, а также задач, стоящих перед автором произведения. Очерк насчитывает более пятидесяти жанровых разновидностей. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные классификации, но единой типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

· По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

· По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

· По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

Рассмотрим некоторые классификаций этого жанра. В первом случае (по способу исследования действительности) очерк делится на: портретный, проблемный и путевой.

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки. Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует. Важную роль здесь играет способность к эмпатии.Автор сосредоточит свое вни­мание на внутреннем мире героя, на особенностях его лично­сти, на стиле, линии общественного поведения, старается показать, как складывал­ся характер человека.

Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портрет­ном очерке автор дает не только портрет самого человека, но и описа­ние обстановки, в которой он живет и работает, рассказы­вает о его интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру­жаю­щим миром. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. На­стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана­лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон:

В создании портретных очерков авторам помогают индуктивный и дедуктивный методы. Так, от одного положительного качества или человеческого порока автор движется к созданию целостного портрета:

«Я люблю энергичных людей. Не любить их нель­зя. Верьте слову. Посмотрите, посмотрите, вот идут двое. Один — рыхлый тридцатилетний мужчина с сонным лицом, в мягкой шляпе и с дурацкой кляк­сой волос под нижней губой. Посмотрите, как вяло он передвигает ноги, какая зверская скука перекоси­ла его гладкую морду. Вглядитесь — ему скучно есть, скучно спать, скучно работать, скучно жить. Но зато рядом с ним несется, подпрыгивая, лич­ность, при виде которой даже грудному ребенку ста­новится ясным, что личность эта — энергия, порыв, смерч. Посмотрите, как небрежно съехала кепка на затылок личности, посмотрите — ведь это падающее с носа пенсне, этот победно развевающийся галстук, эти острые колени — это сама жизнь, жизнь кипучая, полная порывов и ошибок, великих открытий и заблуждений, жизнь чертовски прекрасная во всех — многогранных проявлениях.

Я люблю энергичных людей.

Товарищ Терпейский — мой сослуживец. Мы еже­дневно сталкиваемся с ним в темном редакционном коридоре, жмем руки и расходимся по своим комна­там. В течение дня мы видимся не менее десяти раз. И каждая новая встреча все более и более убеждает меня в том, что Терпейский не что иное, как большой умело организованный, базисный склад энергии.

Терпейский — отличный журналист. Его фелье­тоны — резки, сжаты, образны и остры. Диалог — само совершенство. Быстрота работы — сногсшиба­тельна.

Если бы меня разбудили ночью после товарище­ской вечеринки и спросили бы: «Скажите, может ли Терпейский перевернуть гору?» — я бы ответил: «Кто? Терпейский? Гору? Конечно, может!»[3]

Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания. Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными. Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

В проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро­во­ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке. Проблемный очерк является самой распространенной разновидностью жанра в публицистике Ильфа и Петрова. Это произведения – «Разговоры за чайным столом», «Собачий холод», «Разносторонний человек», «Сказочка для очень маленьких детей», «Даровитая девушка», «Улица на просмотре» и многие другие.

Вторая классификация подразделяет очерк на: социологический, публицистический и художественный.

Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.

Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения. Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению. Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.

Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей. Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты). Главная задача здесь – это эмоциональное воздействие.

Композиция очерка

Композиционно очерки достаточно различны, они могут состоять:

· из эпизодов, изображающих разговоры, встречи, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью;

· из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы;

· из рассуждений о них.

Чтобы придать единство столь разнородным компонентам, важна активность обобщающей мысли автора, колоритность и выразительность его речи. Даже введение рассказчика, передающее наблюдения автора, впечатления, описывающее встречи и разговоры с основными героями, может сыграть большую роль.

Из преимущественно описательного характера очерка вытекает и его композиционное построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он, во всяком случае, ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободно компоновать материал, возможность всевозможно сопоставлять и проводить различные аналогии.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.

Литературный жанр очерк. Как написать очерк

Здравствуйте! Мы уже подробно обсудили , выяснили, что из себя представляет , , полно определили, что такое . Продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». Сегодня мы поговорим об очерке.

Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.

  1. Малая повествовательная форма.
  2. Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
  3. В центре – актуальные общественные проблемы.
  4. Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
  5. Документальность.
  6. Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.

Существует несколько классификаций этого жанра. В первом случае очерк делится на портретный, проблемный и путевой.

Портретный очерк

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки. Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует. Важную роль здесь играет способность к эмпатии.

Путевые очерки

Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания. Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными. Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.

Проблемный очерк

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.

Социологический очерк

Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.

Публицистический очерк

Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения. Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению. Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.

Художественный очерк

Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей. Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты). Главная задача здесь – это эмоциональное воздействие.

Жанр очерк

Конечно, на этом разделение очерков не заканчивается, ведь их можно насчитать около полусотни. Наша задача с вами сейчас – это разобраться, как создать очерк самому и какие советы нужно принять к сведению.

Как написать очерк

Выбор темы

Пожалуй, — это один из самых сложных этапов. Как выбрать такую проблему, которая будет касаться не только автора и узкого круга лиц, но всего социума? На каких аспектах остановиться, чтобы заинтересовать публику, привлечь её к масштабному обсуждению и не оставить равнодушной? К счастью, тем таких крайне много. Посмотрите новости, покатайтесь в общественном транспорте или подождите очередь в сбербанке/поликлинике. Народ сам вам подскажет почву для исследования. Главное, будьте внимательны и наблюдательны, не проходите мимо живого материала для творчества.

За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак. Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем — тут и здесь.)

Сбор информации

Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность. Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления. Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.

План очерка

Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно. Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону. Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.

Герои

Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми. Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность. Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.

Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.

Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.

Контрастность

Затрагивая общественно значимую проблему, не забывайте, что у медали всегда есть две стороны. Каким бы ни было ваше мнение, вы обязаны показать все «за» и «против», все плюсы и минусы, чёрные и белые стороны. Пусть это приводит к неразрешимым противоречиям, в этом и заключается суть очерка: обрисовать предмет через призму диалектики. Никто не говорит, что в жизни всё просто и понятно. Вспомните древнегреческие трагедии, заставляющие переживать каждого зрителя сильнейший катарсис. Разве проблема царя Эдипа однозначна? Разве можно судить о нём, расставляя доминаты? Так и в очерке следует давать полную картину действительности, какой бы двуличной она ни была.

Оригинальность и наличие изюминки

Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Сейчас это называется рерайтинг. Или копирайтинг. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.

На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить. Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.

Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик. Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего. Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования. Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство – вот путь к успеху. И не надо бояться сделать что-то неправильно.

Субъективное мнение

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию. Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне. Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.

Наконец, хочется пожелать не терять веры в свои силы и возможности. В нашем урбанизированном мире явно не хватает подлинности и красоты. А с помощью литературы человек может не только подняться сам, но и потянуть за собой других. Думаю, что очерк, который является отличным зеркальным отражением жизни и мира, очень этому поможет. (И не забудьте прочитать статью о важности пополнения словарного запаса — здесь). До новых встреч, друзья!

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв о статье. Впереди у нас много интересного. Не пропустите!

Источники:

http://revolution.allbest.ru/journalism/00623908_0.html
http://megaobuchalka.ru/7/40461.html
http://liter-rm.ru/literaturnyj-zhanr-ocherk-kak-napisat-ocherk.html

Читать еще:  Воронихин годы жизни. Другие работы архитектора

Дачник
Добавить комментарий