Определение слова очерк. Очерк и его особенности

1. Устар. Контур, очертание. [Я] устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Лермонтов, Княжна Мери. Ему казалось, что у нее есть сходство с ним в очерке лба. Мамин-Сибиряк, Без особенных прав. Утром третьего дня евпаторийцы увидели на рейде три миноносца —. Острый легкий очерк их корпусов слегка перекликался с далекими очертаниями Чатыр-Дага. Сельвинский, О, юность моя.

2. Устар. Словесное изображение, описание кого-, чего-л. Но нигде субъективность автора не проявилась так резко, так странно и так во вред комедии, как в очерке характера Молчалина. Белинский, Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова. — Если хотите, я сообщу вам легкий физиологический очерк этих господ, то есть Вахрушевых. Григорович, Неудавшаяся жизнь. — Да, надо тебе сделать очерк того общества, которое ты найдешь у нас, — начала она. Л. Толстой, Анна Каренина.

3. Изложение какого-л. вопроса, описание каких-л. материалов, дающее общее представление об описываемом. Следуя мнениям Белинского о русских литературных явлениях, г. Милюков составил тогда очерк развития русской поэзии. Добролюбов, О степени участия народности в развитии русской литературы. Автор очерка об этом [игрушечном] промысле, указывая на преобладание мелких мастерских и т. п., считает переход промысла в мануфактуру более вероятным, чем в фабрику, но все же маловероятным. Ленин, Развитие капитализма в России. || мн. ч. (, —). Название научного труда, 733 состоявшего из исследований по отдельным вопросам, которые имеют общую основу или связаны чем-л. между собой.

4. Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни. Военный очерк. Очерки Глеба Успенского.[Серегин] размышлял о предстоящей встрече с разведчиками и об очерке, который надо будет написать. А. Гончаров, Наш корреспондент.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Гра­ни­ца ме­ж­ду эти­ми дву­мя фор­ма­ми не все­гда оче­вид­на, так же как и гра­ни­ца ме­ж­ду раз­ли­чае­мы­ми по за­тро­ну­той те­ма­ти­ке ви­да­ми очерков: ли­ри­ко-фи­лософские, пу­те­вые, нра­во­опи­са­тель­ные, ме­му­ар­ные, эт­но­гра­фические и другие. Широко существует традиция объ­е­ди­не­ния очерков в цик­лы, свя­зан­ные не еди­ным сю­же­том, а общ­но­стью про­бле­ма­ти­ки.

О’ЧЕРК, а, м. (книжн.). 1. Контур, очертание. Не подходи: обведена волшебным очерком она. Бртнскй. Как нежны очерки лица и шеи белой. Мей. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-н. (лит.). Бытовой о. 3. Описание, изложение, исследование какого-н. вопроса, дающее общее представление о нем. Биографический о. О. русской грамматики. || только мн. Частое заглавие специального научного труда, состоящего из исследования ряда взаимно связанных вопросов. Очерки русской литературы. Очерки по русской истории.

Читать еще:  Доходный дом перцовых. Доходный дом перцовой

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

очерк

1. устар. контур, очертание, линия

2. небольшое литературное произведение, обычно с изложением фактического материала

3. устар. словесное изображение, описание кого-либо, чего-либо

4. изложение какого-либо вопроса, описание каких-либо материалов, дающее общее представление об описываемом

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вотчинник (существительное):

Очерк и его особенности. Виды очерка

Очерк как вид художественно-публицистического жанра. Соединение в очерке трех начал — социологического, публицистического и художественного. Особенности портретного, проблемного и путевого видов очерка, их разновидности. Отличие очерка от рассказа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

«Очерк и его особенности. Виды очерка».

Студентка 4 курса

1. Виды очерка
Понятие «очерк» имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного.
1. Социологическое — направленность на исследование общественных отношений и проблем.
2. Публицистическое — опора на факт. Художественное — стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка:
1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.
2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
Портретный очерк. Предмет — личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.
Проблемный очерк. Предмет отображения — проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.
Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).
2. Дополнительная классификация очерка
путевой (передает впечатления от путешествия или раскрывает события на фоне произошедших событий в пути, причем центральное место сюжета всегда занимает путешествие);
научно-популярный (раскрывает суть происходящего явления);
событийный (афиширует важное событие из жизни общества);
социологический (представляет собой социальное исследование в центре которого стоит общественная деятельность человека);
проблемный (очерк посвящен ходу развития проблемной ситуации);
очерк нравов;
судебный очерк;
по видам средств массовой информации очерки могут быть газетными, телевизионными, радио — и киноочерками.

очерк жанр путевой портретный

Очерк всегда можно отличить от рассказа в художественном стиле тем, что в нем автор описывает события, которые происходят в жизни на самом деле.

Очерк — жанр, привлекающий читателя. Согласно исследованиям, наиболее популярны такие очерки, как:

а) очерк — портрет об интересных людях с максимальной передачей их уникального духовного мира;

б) путевой очерк об интересных местах;

в) научно-популярный очерк об интересных явлениях.

Необходимо отметить, что сумбурное выражение мыслей на листе бумаги не приемлемо называть очерком. Самое важное для очерка — это наличие сценария и композиции, основанных на реальных фактах, часто с использованием дат, временного промежутка и места произошедшего события.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и разновидности очерка. Исследование особенностей структурной организации очерков различных видов. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика. Лексические, морфологические, синтаксические особенности жанра.

курсовая работа [60,7 K], добавлен 07.12.2008

Система жанров в журналистике, структура портретного очерка и его место в системе жанров. Анализ журнала по содержанию, отбору персоналий и рубрикам; анализ стилистических средств, используемых в журнале. Специфические художественные элементы очерка.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 07.12.2009

Фактографический, аналитический и наглядно-образный способ отражения в журналистике. Очерк как жанр художественно-публицистического стиля. Композиционная структура очерка. Образ Виктора Цоя, ценности, отображенные в очерке. Образ Константина Райкина.

курсовая работа [79,6 K], добавлен 24.02.2013

Понятие наглядно-образной журналистики. Сущность очерка как жанра, его исторические предпосылки. Виды очерка и особенности его структурной организации. Анализ и сравнение образных ценностей, отображенных в российских и латвийских портретных очерках.

курсовая работа [74,4 K], добавлен 06.03.2013

Изучение своеобразия философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина». Художественные особенности очерка. Анализ цикла философско-критических статей о русской поэзии. Воплощение философских взглядов в литературном творчестве критика.

курсовая работа [57,0 K], добавлен 12.01.2015

Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике «Репортаж». Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

курсовая работа [63,9 K], добавлен 06.01.2016

Творчество Мариэтты Шагинян в послереволюционный период. Мариэтта Шагинян — публицист и писатель. Роль дневников Мариэтты Шагинян в ее творчестве. Сравнение дневника Мариэтты Шагинян «В Армении» и очерка «Путешествие по Советской Армении». Отклики прессы.

дипломная работа [69,0 K], добавлен 08.11.2002

Определение понятия и характеристика основных видов жанра «заметка». Выделение основных особенностей публицистического стиля «заметка». Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты «Северная правда» за 2007 год издания.

курсовая работа [56,7 K], добавлен 07.03.2011

История формирования публицистического стиля как функциональной разновидности литературного языка. Характеристика специфических черт газетной речи. Функции публицистики и требования культуры речи, вытекающие из них. Общественная роль газеты и журнала.

реферат [29,4 K], добавлен 14.01.2016

Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

дипломная работа [119,9 K], добавлен 18.08.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Что такое очерк в литературе? Определение с примерами

Среди всего многообразия жанровых форм, очерк занимает важнейшее место. Поможет разобраться в том, что такое очерк в литературе, эта статья.
Очерк – жанр полудокументальный, однако не лишённый художественности. Очерком можно назвать «художественную публицистику», так как вымысел здесь неуместен, а вот эмоциональные описания, осуществлённые через призму субъективного мнения автора – одна из основных составляющих жанра.

Определение

Словари дают термину «очерк» такое определение: очерк – это разновидность малой формы эпической литературы – рассказа – отличающаяся от другой его формы – новеллы – отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Эти отличия зависят от проблематики жанра.

Проблематика очерка, в отличие от новеллы или романа, затрагивает не проблемы становления личности в условиях среды обитания, она касается проблем нравственного состояния самой «среды», которое воплощено в отдельных (типичных) личностях, нравоописательных проблем.

Очерк обладает следующими отличительными чертами:

  1. малой повествовательной формой;
  2. описанием реальных событий, реальных людей;
  3. описанием актуальных общественных проблем;
  4. социальной проблематикой;
  5. документальностью;
  6. образностью, эмоциональностью и красотой художественного стиля;
  7. имеет черты, присущие публицистике;
  8. ослаблением сюжета.

Различают 4 основных вида очерков в литературе

  1. Портретный очерк – это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
  2. Проблемный очерк характерен острым конфликтом. Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путём анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
  3. Путевой очерк – самая ранняя разновидность очерка. Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке. Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного – при описании волнующих событий, или портретного – при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
  4. Исторический очерк. Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора.

Классификация очерка

  • Социологический очерк – анализ крупной проблемы общественности. Такой очерк максимально документален, но не лишён художественных оборотов речи.
  • Публицистический очерк отличается от социологического тем, что здесь автор выражает свою позицию, своё мнение.
  • Художественный очерк. Здесь не столь важны описываемые события, сколько их эмоциональное воздействие на читателя.

Многообразие классификаций очерка возникает, потому что его жанровые особенности не остаются неизменными. Одновременно, очерк является как научно-документальным отражением действительности, так и эстетическим, эмоциональным её осмыслением.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA
http://revolution.allbest.ru/journalism/00623908_0.html
http://voprosblog.ru/chto-takoe-ocherk-v-literature-opredelenie-s-primerami/

Дачник
Добавить комментарий