Этот рассказ называется «Тоска», а не «Одиночество». Наверное, именно потому, что герой не один всё-таки. Вокруг него много людей, он в центре города, рядом с ним все время его верная лошадка. Но просто он никому не может рассказать о своей беде, вот почему он одинок.
В самом рассказе создана тяжелая атмосфера. И погода холодная, мрачная… Фигура ямщика, согнутая под тяжестью беды так, как только можно было согнуть человека. И он весь погружен в свою беду, почти ничего не слышит и не видит. Это чуть не приводит к аварии. Ему и кричат, куда ехать другие «водители» и пешеходы, клиент возмущается. Седоки думают, что он сонный, злятся. А он и работать вышел по привычке, скорее всего. Хотя и деньги ему, особенно в такой ситуации, нужны. Но людей в такой стрессовой ситуации сейчас обычно не пускают на работу. Все сейчас потеряло для него важность, он аварию устроит и не заметит.
Когда к нему садятся трое шумных и веселых, он даже не возмущается их поведению. Они громко спорят, кому стоять, а кому сидя ехать. И ругаются на извозчика! А он каждому своему клиенту хочет рассказать о смерти взрослого сына. О том, как всё это несправедливо, ведь он бы с удовольствием отдал собственную жизнь за него. Обо всех неприятных процедурах – бюрократии в больнице, о похоронах… Это такой момент, что ему просто надо выговориться. Ничего нельзя поменять, но хотя бы увидеть, что тебя слушают, хоть немного сочувствуют. Но никто, никто не слушает его. Все спешат по своим делам. Кроме того, он ведь обслуживающий персонал. Кому интересно, что там у него на душе? Он как часть своей повозки, никто не хочет брать на себя лишние заботы, только возмущаться готовы.
Но ведь мы все люди. Сочувствие, доброта ещё что-то должны значить. Никто ведь даже не заметил, в каком извозчик состоянии! Все думают, что он или сонный, или пьяный. Никому разбираться не хочется!
Но я думаю, что сама ситуация не располагала к нормальному разговору. И ещё женщина бы больше посочувствовала… Да, герой точно одинок, но и ситуация не самая лучшая для душевных разговоров. Но, конечно, это показатель общего сочувствия в обществе. Если б у кого-то из седоков случилась беда, стали бы их слушать?
2 вариант
Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество — трудный период в жизни любого, и не все могут пережить это время без вреда себе. Тема одиночества была и будет актуальной всегда.
Антон Павлович Чехов — не только великий русский прозаик, но и всемирно признанный драматург. Несмотря на лаконичность, его произведения заставляют каждого человека задуматься о важных вопросах жизни. Одним из главных и лирических рассказов в творчестве Чехова является «Тоска». Именно в этом произведении автор дает возможность читателю прочувствовать такие чувства, как боль утраты, печаль и одиночество.
В произведении «Тоска» Антон Павлович Чехов рассказывает о непростой судьбе извозчика Ионы Потапова. У главного героя погибает сын. После произошедшего события в своей жизни Иона ищет поддержки и сострадания у окружающих, но не получает этого. Окружающий мир жесток и безразличен к горю старого извозчика. В маленьком и хрупком теле героя живет огромная душевная боль утраты. Даже сам Антон Павлович поражается объему чувств, которые испытывает Иона, и сам проявляет сочувствие к извозчику.
Единственным верным другом для главного героя является его старая лошадь. Именно она становится опорой и поддержкой для потерянного и убитого горем извозчика Ионы. В своем верном друге герой находит отклик души.
Духовный мир Ионы очень богат, несмотря на серьезную потерю своего сына. Он не винит судьбу за смерть близкого, хотя сам Иона был готов умереть вместо своего сына. Тем не менее, главный герой остается добрым и открытым миру человеком, который всегда готов выслушать. Злость и безразличие окружающих не делает старого извозчика грубым и черствым. Таким образом, Антон Павлович Чехов противопоставляет Иону другим жителям городка, делая его одиноким и лишним человеком в обществе.
Читать еще: Фамилии авторов 18 века. Русские поэты XVIII века
Антон Павлович Чехов заставляет читателей не только узнать историю извозчика, проникнуться к нему состраданием и прочувствовать его душевную боль, но и задуматься над отношением к людям. Ведь какое большое количество людей равнодушны к чувствам других.
Каждому из нас знакомо чувство одиночества. Но Антон Павлович Чехов раскрыл данное чувство по-новому, позволяя читателю вновь задуматься над этим вечным вопросом. Этот рассказ мало кого может оставить равнодушным.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема одиночества в произведении Тоска
Популярные сегодня темы
Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич
Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.
Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.
Автор романа знаком с Онегиным. Называет его «добрым приятелем». И тут же сетует, что климат Петербурга вреден для него. Пушкин упоминает, что они познакомились в то время, когда ещё был жив отец Онегина.
Минуты перемены нужны, чтобы переключить внимание с одного действия на другое. Немного насладиться отдыхом. Зарядиться энергией на будущее занятие.
Сочинение: «Рассуждение на тему одиночества среди людей» в рассказе «Тоска» А.П. Чехова
Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.
Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого маленького человека нет никакого дела.
Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека – сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.
И вроде бы вот он выход – рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?
Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.
Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.
Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…
Читать еще: Венок из лавры. Лавровый венок
А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагог: Бекяшева Раиса Борисовна
Дата: 17 февраля 2015 год
Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
- Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
- Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь
ближнему в трудную минуту.
- Проектор, экран, компьютерная презентация.
- Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
- Карточки для работы в группах.
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:
«Однажды мудрую певчую птицу спросили: «Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?» На что птица ответила: «У меня так много песен, я должна поведать их миру».
Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».
Откройте тетради, запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).
II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.
Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.
Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).
Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.
III. Работа над содержанием рассказа.
Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.
Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.
— Что значит быть одиноким?
— Может ли человек быть одиноким среди людей?
— Ощущаете ли вы себя одинокими?
Каково лексическое значение этого слова?
Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
В каком значении использовано это слово в рассказе?
Назовите синонимы к этому слову ( горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).
Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.
Фронтальная беседа по вопросам:
— Каково начало рассказа? Зачитайте.
(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
— Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
— Какова роль данного описания?
(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
— А как чувствует себя главный герой Иона?
(Ему тоскливо, плохо).
— А почему ему плохо? (У него умер сын.)
— Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?
(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).
— А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)
Читать еще: Уроки рисования в стиле аниме.
(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
— Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.
Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.
1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
— Итак, сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.
— Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
Выполним это задание в группах.
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер — от чего?…поезжай; сын помер — все помрем, погоняй; сын помер — …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
— Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
— Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
— Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
— Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
— Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)
(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)
— Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.
— Как вы объясните многоточие?
— Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей — надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко — просто лень сочувствовать, понимать…
— Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
— Как вы понимаете смысл эпиграфа?
(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).
— Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)
— Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.
— Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною — пустота,
Но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
Варлам Шаламов 1938 год
— Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?
(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
— Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.
Накрывает, поглощает, гнетёт
Некому рассказать о своём горе
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
V. Задание на дом.
Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/tema-odinochestva-v-proizvedenii-toska
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/27/a-p-chehov-rasskaz-toska-tema-odinochestva-cheloveka-v-mire