Образы в рассказе антоновские яблоки. Рассказа И

Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе “Антоновские яблоки”, который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается (“. Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу заметал. ”) нетрадиционно. Образуется своеобразное “кольцо” – интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель.

В начале первой главы описан удивительный сад, “большой, весь золотой, подсохший и поредевший”. И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот – символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые “. ещё со времён дедушки славились богатством”, и стариков и старух, которые “жили. очень подолгу”, и большой камень около крыльца, который хозяйка “сама купила себе на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой жизни, которая “всё громче и сердитее” проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в “тёмно-синюю глубину” неба, “переполненную созвездиями”, и думает: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: “Ядрёная антоновка – к весёлому году”, с добрых предзнаменований, с описания урожайного года – осени, которая была порой престольных праздников, когда народ “прибран, доволен”, когда “вид деревни совсем не тот, что в другую пору”. Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что “запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, “наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И далее автор пишет, что “хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: “. распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом. ” Видит он, как “сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной”; замечает он и “свежие, пышно-зелёные озими”.

Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма : слышится, “как осторожно поскрипывает. длинный обоз по большой дороге”, раздаётся “гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится “приятный шум молотьбы”, и “однообразный крик и свист погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной удалью”.

Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства . С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба – это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир – часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд. И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово “вспоминается”. В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

Необычна и организация времени . Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: “съезжаются мелкопоместные друг к другу” и “по целым дням пропадают в снежных полях”. И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: “А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля”. И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.

Читать еще:  Объяснение десяти заповедей, данных моисею.

И завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством.

Почему Бунин именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне трезво сознавал, что “белым снегом” заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок . Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки – это богатство (“Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась”). Антоновские яблоки – это счастье (“Ядрёная антоновка – к весёлому году”). И наконец, антоновские яблоки – это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с “запахом дёгтя в свежем воздухе” и с твёрдым сознанием того, “как хорошо жить на свете”. И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе “Антоновские яблоки” отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.

Краткий анализ

Год написания – 1900.

История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Сам рассказ был написан только спустя 9 лет.

Тема – В повести можно выделить две темы: осень в деревне, вольная жизнь помещиков, наполненная романтикой деревенских просторов.

Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нем очень слабо представлена событийная канва. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, основой для которых служат пейзажи.

Жанр – Рассказ-эпитафия.

Направление – Сентиментализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл эпитафий.

Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. И. Бунин продолжал шлифовать свое творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки. Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте, это единственное, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой – помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Читать еще:  Биография Pink Floyd. Pink Floyd — Биография группы

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а несюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, в наборе которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными несюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – рассказ-эпитафия. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвленная. Исследователи считают рассказ эпитафией, так как в нем идет речь об «умершем» помещичьем духе.

Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Рассматривается одно из программных произведений И.А. Бунина в аспекте организации концептуального пространства и анализа его ведущего мотива.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Текст научной работы на тему «Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки»»

РОЛЬ КЛЮЧЕВОГО ОБРАЗА В СОЗДАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ ПОВЕСТИ И.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

Повесть «Антоновские яблоки» была напечатана впервые под заголовком «Картины из книги «Эпитафии». В это время тема прошлого особенно занимает писателя, и он намеревался посвятить ей ещё рассказы.

«Антоновские яблоки» -это одно из первых произведений, где четко проявилось стилевое самосознание писателя. В частности, это выявляется в необычной сюжетной структуре произведения: Бунин впервые сознательно прибегает к построению, основанному не на хронологической последова-

тельности, а на технике ассоциаций, свойственной обычно поэтическому тексту. Особенность произведения проявилась и в том, что писатель дает широкий спектр сравнений (звуковых, вкусовых, обонятельных, осязательных).

Анализ повести «Антоновские яблоки» показал, что основанием данного произведения являются две главные темы: тема прошлого, жизни богатой дворянской усадьбы, и тема настоящего, жизни нищенского мелкопоместного дворянства,

где настоящее понимается как момент авторских воспоминаний, переживаний.

Как отмечает Н. Кучеров-ский, «Автор «Антоновских

яблок» не скрывал как своего пристрастия к «старопомещичьему быту», так и грустного умиления жизнью дичавших в разорении «мелкопоместных». «Ты ведь знаешь. — писал он

В. В. Пащенко, — как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе со старым домом, старым гумном и боль-

шим садом с соломенными валами. Право я желал бы пожить прежним помещиком!» [1,

В «Антоновских яблоках» перед читателем предстают

именно картины, пейзажные зарисовки дворянской сельской жизни, ушедшей в прошлое, которые сменяют одна другую во временной перспективе от прошлого к настоящему. В этот период творчества И.А. Бунин осмысливает дворянское разорение как историческую трагедию России: «распалась связь времен», Россия отброшена в «дикарское состояние первобытности.» [1, С. 57]. В «Антоновских яблоках» историческую трагедию России автор стремится привести в соответствие с вечным природным круговоротом жизни (богатая дворянская жизнь крепостной усадьбы уступает место разорению и мелкопоместным утехам), а также поставить в один ряд со сменой времен года (богатой жизни прошлого соответствует временной отрезок плодородия, сытости и изобилия -конец лета — начало осени, период бабьего лета, а жизни обедневших мелкопоместных -поздняя осень, покров). По наблюдениям А.А. Волкова,

«Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем» [2, С. 66].

Тема настоящего раскрывается автором как момент происходящих событий, воспоминаний о прошлом и сравнения прошлого и настоящего. Прошлое показано через воспоминания лирического героя. Важную роль в раскрытии этих тем играет мотив памяти, определяющий характер эмоциональ-

ного фона произведения, память хранит живой облик ушедшего, поддерживая тем самым единство мира и гармоничное мироощущение самого автора.

Мотив памяти звучит уже в первом предложении: «Вспоминается мне ранняя погожая осень» и поддерживается на протяжении всего повествования: «Помню раннее, свжее тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, . «Вспоминается мне урожайный год», «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою.».

Повесть «Антоновские яблоки» — одно из прозаических произведений И.А. Бунина, которое строится как лирический монолог, монолог-

воспоминание. Мотив памяти вызывает в сознании автора образы и картины прошлого (образы сада, дома, стариков, помещиков Арсения Семёновича и Анны Герасимовны; картины охоты, сбора яблок, молотьбы, ночного сада, ярмарки). При описании этих образов автор использует многочисленные тропы, в том числе оценочные эпитеты, отражающие авторское отношение к этим реалиям.

Центральным образом прошлого является образ сада, благодаря которому раскрывается основной мотив повести — мотив памяти, — и который становится образом, формирующим основные эмоции автора, так как с воспоминаниями о саде связаны те же чувства и переживания, что и с воспоминаниями о всей дворянской жизни в целом. Память способна оставлять воспоминания, разные по оценке, либо положительные, либо отрицательные. Отрицательные эмоции в повести И.А. Бунина отсутствуют, а по-

ложительные, вызваны воспоминаниями об ушедшем, исчезнувшем укладе жизни дворянской усадьбы, её былом богатстве, о целом поколении людей со своими традициями, своей культурой и составляют атмосферу самого повествования.

Н. Кучеровский первым отмечает доминирующее в повести «Антоновские яблоки» чувство «великой грусти»: «Но прошлое уходило и Бунин провожал с «великой грустью» жизнь, где он искал «сочетаний прекрасного и вечного», где всё свершалось по единым законам мироздания под «покровом Богородицы» [1, С. 55]. Среди эмоций преобладают тихая светлая грусть, печаль, тоска по давно ушедшему; ностальгические нотки появляются каждый раз, как только автор начинает восхищаться образами прошлого, в особенности, картиной сада. А.А. Волков пишет об авторских эмоциях «Антоновских яблок» следующее: «Тепло разлито в этих строках, но, может быть, в них где-то не хватает пылающего накала страсти. В этих строках разлита грусть, но, быть может, эта грусть не достает глубин скорбной печали» [2, С. 67].

Читать еще:  История языка: кто придумал русский алфавит.

Изучение эмоционального фона «Антоновских яблок» дает нам основание выдвинуть предположение, что эмоциональная тональность повести состоит из положительных эмоций, а эмоциональной доминантой является чувство ностальгии, которое тесно связано с мотивом памяти. Чувство ностальгии (от греч. «возвращение домой»; «боль, страдание») понимается как «тоска по родине, по родному» [ МАС, Т. 2, С. 511]. Из этого определения следует, что в произведении чувством ностальгии вызываются эмоции грусти, тоски по прошлому, тому, что дорого сердцу, что было связано с детством и юностью, тоска и боль о родном, но уже далеком.

Образ сада как ключевой образ повести присутствует не только в произведениях

И.А.Бунина. В 1903 г. А.П. Чехов заканчивает работу над пьесой «Вишневый сад», где сад также является ключевым образом, вызывающим у всех героев чувство ностальгии о прошлом и стимулирующим воспоминания о благополучной жизни до эмиграции. Сад у А.П.Чехова «вишневый» (цветущий), а не «вишневый» (плодоносящий).

Такая особенность не случайна, так как сад вырубают до появления плодов и он остаётся в памяти вечно цветущим и благоухающим. «Благолепие», —

говорит одна из героинь пьесы. У Бунина сад как символ прошлого показан в период осени -время урожая. Настоящее для Бунина и Чехова связано с грустными воспоминаниями о саде. У Чехова сад вырубают, у Бунина — «запах антоновских яблок исчезает» из поместья и жизни дворян навсегда. В произведениях двух авторов сад окружают усадьбы: в дом, в жизнь, в сердца героев приходят краски, звуки и запахи, доносящиеся из сада, который окутывает жизнь людей атмосферой любви, тепла, гармонии. Образ вырубленного сада в пьесе Чехова — разрушение этой гармонии. У Бунина гармония присутствует везде: и в прошлом и в настоящем: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь», «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Чеховский сад по характеру растительности исключительно вишневый, у Бунина — это чаща сада, густо разросшаяся, богатая своим разнообразием: здесь

кленовые и березовые аллеи, поляна с шалашом, коралловые рябины, а также многочисленные яблони.

Позднее в своем творчестве И. А. Бунин продолжает раскрывать образ сада. В рассказе «Первая любовь» (1930) из сборника «Темные аллеи» сад представлен как место отдыха и спокойствия, это отдаленный уголок природы, густая непроходимая чаща. Как и весь уклад русской жизни, сад по-

степенно дичает, превращается в лес, бор, но продолжает оставаться для автора предметом поклонения и восхищения: «Бор вдоль них величаво громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучьё в гнили и еще в чем-то, что висит подобно зеленоватым космам лесных чудищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность». Как отмечает Л.А. Ка-чаева, пейзажи и образы Бунина в гораздо большей степени одушевлены, чем образы и пейзажи Тургенева, Куприна, Чехова. «В них создается «эффект присутствия» человека, потому что, несмотря на недосягаемость природы для людей, жизнь их все-таки не может быть отдалена от нее. Такое «объединение несоединимого» достигается у Бунина в результате использования самых разнообразных языковых средств для воплощения картин природы» [ 3, С. 11]. Описания элементов природы, в том числе образа сада, сопровождается высокой, торжественной, яркой лексикой. Сад в «Антоновских яблоках» отличается своей живописностью благодаря языку автора. Бунин словами, словно маслом или акварелью, рисует картины ярмарки, ночного сада, сада в непогоду. Бунин словно художник улавливает все оттенки, в повести великолепная палитра самых разнообразных красок: «бирюзовое небо»,

«свинцовые тучи», «золотой

позумент», «трепещущий золотистый свет низкого солнца», «коралловые рябины». Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, та акварельная прозрачность светлых, серебристых красок, те легкие, чуть пряные запахи, которые исходят из многих ранних рассказов Бунина, слагаются в прекрасную, волнующую живопись.

Образ сада в повести «Антоновские яблоки» и поддержи-

вающие его парадигматические ряды эпитетов передают эмоции радости, восторга, восхищения дворянской жизнью, какая бы она ни была, богатая или мелкопоместная. Доказательством данному наблюдению послужит анализ эпитетов, составляющих парадигматические ряды ассоциативно-семантического поля «сад». Анализ парадигматических рядов проводился с учетом того, что все реалии, которые описывает писатель, их постоянные и временные признаки, ситуации художественного мира последовательно изображаются с конкретной пространственно-временной точки зрения повествователя или персонажа, который носит динамический характер, при этом учитываются различные аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоня-

ние. Хотелось бы обратить внимание на то, что в повести повествование строится с учетом обострения зрения, слуха автора, с учетом всех оттенков его мыслей и чувств, отсюда особое внимание к деталям, особая образная и цветовая «изобретательность», сгущение или разнообразие тонов, гибкость интонации, что так сближает прозу с поэзией. То есть автор или лирический герой передает эмоции, возникающие в результате восприятия ощущений органов чувств: зрения, слуха,

обоняния, осязания. Образ сада возникает как картина прошлого, которая представлена по-разному — в зависимости от изменений в природе (сад ранней и поздней осенью). Однако способ изображения этой картины и способ передачи эмоций не

изменяется. Парадигматические ряды эпитетов возникают на основе передачи чувственных ощущений.

Анализ позволяет выделить следующие ряды эпитетов, эмоционально поддерживающих образ сада: а) зрительные (цвет, свет, форма, объем); б) слуховые (звуки); в) осязательные (тактильные, вкусовые); г) обонятельные (запахи); д) оценка состояния сада и оценка состояния лирического героя.

Таким образом, эмоциональной доминантой, основным стимулом авторских эмоций, ключевым образом произведения является образ сада, который аккумулирует две главные темы произведения — тему прошлого и тему настоящего, которые связаны мотивом памяти.

1. Кучеревский Н. Иван Бунин и его проза. — Тула, 1980. — 158 с.

2. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. — Москва, 1969. — 447 с.

3. Качаева Л. А. Мастер живописания природы // Русская речь. — 1980. — № 5. — С. 10-16.

Грунина Людмила Петровна — доц. каф. отечественной истории, теории и истории культуры

Источники:

http://lit.1sept.ru/article.php?ID=200102507
http://obrazovaka.ru/sochinenie/antonovskie-yabloki/analiz-proizvedeniya-bunina.html
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-klyuchevogo-obraza-v-sozdanii-emotsionalnoy-dominanty-povesti-i-bunina-antonovskie-yabloki

Дачник
Добавить комментарий