О. Лебедева — История русской литературы XVIII века

В учебнике литературный процесс эпохи рассмотрен как история возникновения, развития, взаимодействия и смены жанровых моделей русской литературы. Каждое литературное явление представлено в контексте общих тенденций литературного процесса. Дается общая периодизация русской литературы XVIII века, культурной эпохи Петра I. Отдельные главы посвящены творчеству Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Державина, Радищева. В учебнике представлен целостный анализ текстов,входящих в список обязательной литературы по курсу. Для студентов-филологов университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников школ, колледжей и лицеев.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение в историю русской литературы XVIII в.
• Особенности философской картины мира в рационалистическом мировосприятии
• Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества
• Рационалистический тип эстетического сознания и его приоритеты: мысль, разум, идеал
• Периодизация русской литературы XVIII в.

Литература первой трети XVIII в.
• Общественно-политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований
• Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
• Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы

Классицизм как художественный метод
• Понятие классицизма
• Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма
• Эстетика классицизма
• Своеобразие русского классицизма
• Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова
• Регламентация жанровой системы русской литературы в эстетике А. П. Сумарокова
• Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова

Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д. Кантемира (1708—1744)
• Место сатиры в творчестве Кантемира
• Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров
• Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия
• Типология художественной образности и особенности вещного мирообраза сатиры
• Сатира как жанр и как эстетическая тенденция русской литературы XVIII в.

Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова (1711—1765)
• Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова
• Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
• Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением
• Типология художественной образности и особенности понятийного мирообраза торжественной оды
• Духовная и анакреонтическая оды как лирические жанры

Творчество В. К. Тредиаковского (1703—1769)
• Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики Тредиаковского. Силлабические стихи
• Силлабо-тоника индивидуального метра. Стихи ломоносовских метров
• Переводы западноевропейской прозы. «Езда в остров Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств»
• «Тилемахида» как жанровая модель политико-государственного воспитательного романа-эпопеи.

Драматургия и лирика А. П. Сумарокова (1717—1777)
• Жанровый универсализм литературного наследия Сумарокова и его эстетические тенденции
• Основы жанровой типологии трагедии и комедии
• Поэтика жанра трагедии в его преемственных связях с одой. Стилистика, атрибутика, пространственная организация текста
• Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии
• Поэтика жанра комедии в его генетических связях с сатирой и трагедией
• Каламбурное слово и функция двоящихся понятий в комедийном конфликте
• Типология художественной образности: люди — вещи и люди — идеи
• Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова
• Жанровый состав лирики Сумарокова. Поэтика жанра песни: песня и трагедия
• Поэтика жанра басни: басня и комедия
• Место литературной пародии в творчестве Сумарокова и в русском литературном процессе

«Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина (1737—1794)
• Идеология и эстетика «прелагательного направления» драматургии в теоретических работах В. И. Лукина
• Поэтика комедии «Мот, любовью исправленный»: амплуа говорящего персонажа
• Поэтика комедии «Щепетильник»: синтез одо-сатирических жанровых формант

Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. как индикатор жанровых тенденций в литературе переходного периода
• Общественно-политическая и культурная ситуация первых лет царствования Екатерины II
• Спор о сатире и крестьянский вопрос как идеологическая и эстетическая категории сатирической публицистики
• Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца»

Повествовательная проза 1760—1770 гг.
• Пути развития русской художественной прозы
• Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф.А. Эмина
• Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха»

Читать еще:  Время странствий. Реферат: История Хамовники

Лиро-эпическая поэма 1770—1780 гг.
• Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества
• Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Пародийный аспект сюжета
• Условно-фантастический и реально-бытовой планы сюжетосложения
• Формы выражения авторской позиции как фактор эстетики и поэтики повествования
• Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька». Эстетический смысл интерпретации «чужого» сюжета
• Миф и фольклор в сюжете поэмы
• Эстетика бытописания
• Ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции. Автор и читатель в сюжете поэмы

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)
• Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир»
• Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»
• Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
• Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»

Поэтика стихотворной высокой комедии: «Ябеда» В. В. Капниста (1757—1823)
• «Ябеда» и «Недоросль»: традиция прозаической высокой комедии в стихотворной разновидности жанра
• Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»: характерологическая, действенная, жанрообразующая, миромоделируюшая
• Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина (1743—1816)
• Контрастность и конкретность образно-стилевых структур в лирике Державина 1779—1783 гг.
• Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»
• Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790—1800 гг.
• Эмпирический человек в «домашней» поэзии. Бытописательные мотивы лирики
• Человек в контексте социальных связей. Сатира Державина
• Человек — современник своей исторической эпохи. Батальная лирика
• «Тайна национальности». Анакреонтическая поэзия
• Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах

Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова (1769—1844)
• Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
• Традиции русской сатирической публицистики в «Почте духов»
• Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
• Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет

Жанровая система русской сентименталистской прозы в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802)
• Сентиментализм как литературный метод
• Своеобразие русского сентиментализма
• Идеологические позиции раннего Радищева
• Типологическая структура повествовательной прозы Радищева. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»
• «Житие Ф.В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа
• «Путешествие из Петербурга в Москву». Струкгура повествования как модель процесса познания
• Проблема автора и героя
• Особенности композиции и сюжетосложения
• Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
• «Дневник одной недели». Проблема художественного метода Радищева

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826)
• Повествование в «Письмах русского путешественника»: очерковый, публицистический, художественный аспекты как прообраз романной структуры
• Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор — герой»
• Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
• Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» и «Марфе-посаднице»
• Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»
• Поэтика романного повествования в «Рыцаре нашего времени»

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

История русской литературы XVIII века

Скачать книгу в формате:

Аннотация

История русской литературы XVIII века

Учебник для вузов

Предлагаемый учебник по истории русской литературы XVIII в. ориентирован на программу высшего гуманитарного образования, принятую и используемую в практике преподавания истории русской литературы в высших учебных заведениях Российской Федерации. От существующих учебников, используемых в настоящее время в педагогическом процессе, он отличается тем, что историю русской литературы XVIII в. автор попытался последовательно интерпретировать в аспекте исторической поэтики, уделяя преимущественное внимание своеобразию жанровых моделей и жанровой системе.

Подобный подход к изучению и преподаванию истории русской литературы XVIII в. наметился в научных трудах русских филологов еще в 1920-1930-х гг.

Достаточно упомянуть хотя бы классическую работу Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр», статьи Л. В. Пумпянского и целый ряд исследований Г. А. Гуковского, начиная от статьи «О су.

Отзывы

Популярные книги

  • 77982
  • 2
  • 18

Впервые знаменитый российский писатель Сергей Лукьяненко решил написать книгу в популярном жанре зом.

Кваzи

  • 34886
  • 1
  • 2

Рэй Бредбери И грянул гром Объявление на стене расплылось, словно его затянуло пленкой скользящей.

И грянул гром.

  • 41693
  • 3
  • 1

Остановив машину у заправочной станции, перед которой был расчищен снег, Клерфэ посигналил. Над тел.

Жизнь взаймы

  • 35918
  • 7
  • 10

В книге привычным для мужчины понятным и логичным языком описаны и объяснены природа женщин, особен.

Женщина. Учебник для мужчин

  • 30594
  • 9
  • 9

Читать еще:  Город за эти апрельские дни стал чист. Бунин И

Если вы хотите научиться программировать первоклассные игры, вам просто необходимо изучить язык С++.

Изучаем C++ через программирование игр

  • 68177
  • 2
  • 6

«Подсознание может всё!» Д. Кехо В 1975 году Джон Кехо ушел жить в леса, чтобы в течение трех лет.

«Подсознание может все!»

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «История русской литературы XVIII века» Лебедева О. Б. не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Встречающиеся истории, аргументы и факты достаточно убедительны, а рассуждения вынуждают задуматься и увлекают. Обращает на себя внимание то, насколько текст легко рифмуется с современностью и не имеет оттенков прошлого или будущего, ведь он актуален во все времена. «История русской литературы XVIII века» Лебедева О. Б. читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 18

Мир планеты Эдем напоминает фэнтезийную компьютерную игру, и здесь невозможно умереть насовсем. Ра.

Прокачаться до сотки 2

Мир планеты Эдем напоминает фэнтезийную компьютерную игру, и здесь невозможно умереть насовсем. Ра.

  • 42

Анастасия, принцесса свергнутой династии, бежит из замка. Новый правитель объявляет ее свихнувшейс.

Записки злой ведьмы. Последняя из Алых Маков

Анастасия, принцесса свергнутой династии, бежит из замка. Новый правитель объявляет ее свихнувшейс.

О. Лебедева — История русской литературы XVIII века

История русской литературы XVIII века

Предлагаемый учебник по истории русской литературы XVIII в. ориентирован на программу высшего гуманитарного образования, принятую и используемую в практике преподавания истории русской литературы в высших учебных заведениях Российской Федерации. От существующих учебников, используемых в настоящее время в педагогическом процессе, он отличается тем, что историю русской литературы XVIII в. автор попытался последовательно интерпретировать в аспекте исторической поэтики, уделяя преимущественное внимание своеобразию жанровых моделей и жанровой системе.

Подобный подход к изучению и преподаванию истории русской литературы XVIII в. наметился в научных трудах русских филологов еще в 1920-1930-х гг.

Достаточно упомянуть хотя бы классическую работу Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр», статьи Л. В. Пумпянского и целый ряд исследований Г. А. Гуковского, начиная от статьи «О сумароковской трагедии» (1926) до монографии «Русская поэзия XVIII в. (Л., 1927), проблематика которых отчасти отразилась в его учебнике по истории русской литературы XVIII в.

В современном литературоведении эта тенденция нашла свое продолжение в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Н. Д. Кочетковой и др. И именно она, характеризующая основное направление современной историко-литературной науки, оказалась менее всего отражена в существующих учебных пособиях по истории русской литературы XVIII в.

Стремление приблизить содержание учебника, адресованного преподавателям и студентам высшей школы, к основной тенденции современной филологической науки, очевидно тяготеющей в своем развитии к культурологическому знанию и методологии исторической поэтики, продиктовало основной аспект изложения историко-литературных фактов, которого автор предлагаемого учебника стремился во всех случаях придерживаться.

Не отступая от традиционно сложившихся представлений об историко-литературной парадигме XVIII в. и общепринятого хронологического принципа ее развертывания, автор попытался последовательно интерпретировать историю русской литературы XVIII в. в аспекте исторической поэтики, то есть представить литературный процесс изучаемой эпохи как историю возникновения, развития, взаимодействия и смены продуктивных жанровых моделей русской литературы, считая, что этому аспекту в существующей учебной литературе уделено несравненно меньше внимания, чем идеологически-мировоззренческому, проблемному и социологическому.

Таким образом, в предлагаемом учебнике русская литература XVIII в. представлена не как совокупность исчерпывающего описания творческого наследия отдельных писателей, а как динамичная жанровая система. Именно эта исходная позиция определила основные принципы отбора литературного материала и его композиции.

Читать еще:  Кто такой сэм. Плакаты с пальцем

Прежде всего предлагаемый угол зрения заставил автора отказаться от общепринятого принципа фактографического энциклопедизма, как определяющего тематический состав учебника, в частности – опустить биографические сведения о писателях, исторический комментарий вводить только в отдельных случаях, необходимых с точки зрения эстетических факторов интерпретации данного текста, а также произвести целенаправленный отбор текстов из общей совокупности творческого наследия русских писателей XVIII в.

Как правило, биографическая эмпирия жизни писателя XVIII в. мало связана с его литературной личностью, представленной ведущими жанрами его творчества и масштабами функционирования его авторских жанровых моделей в литературном сознании эпохи. Напротив, именно литературная личность явилась принципиальным эстетическим новшеством, отличающим авторскую русскую литературу XVIII в. от анонимной книжности русского средневековья. Исключения в общей закономерности разрыва между биографической и литературной личностью писателя очень редки.

Так, для разговора о литературной позиции Ломоносова, например, важны сведения о его научной деятельности, а для анализа жанровой модели торжественной оды они в принципе неприменимы, поскольку личность автора оды выступает в ней в подчеркнутом обобщенно-общечеловеческом срезе. Для характеристики сатиры Кантемира совершенно неважно то, что он был дипломатом; стилевое своеобразие лирики и эпоса Тредиаковского никак не соотносится с его академической деятельностью. С другой стороны, экстраординарная биография Эмина прямо обусловила эстетику и поэтику его романов, автобиографизм лирики Державина является эстетически определяющим ее своеобразие фактором, а жизнестроительство Карамзина требует соотнесения его текстов с фактами его биографии. В этих и всех подобных, эстетически мотивированных, случаях автор стремился давать необходимые биографические сведения, опуская их в других случаях, не столь принципиальных.

То же самое можно сказать о мотивировках введения исторических очерков эпохи. Несмотря на то что русская история XVIII в. была весьма бурной на всем протяжении столетия, эстетической насыщенностью обладают только два ее периода, оба – переходные эпохи в развитии русской ментальности, русской государственности и русской словесности. Это эпоха государственных преобразований начала века, связанная с именем Петра I, и первые десятилетия царствования Екатерины П. Первая породила новый тип личности и массового эстетического сознания, определившие общее направление литературного процесса, вторая – новый тип соотношения идеологии и эстетики. Поэтому очерк общественно-политической и духовной атмосферы дан только для этих двух культурно-исторических периодов. Новое качество русской словесности у истоков нового времени русской культуры и в момент первого глубокого кризиса просветительского мировоззрения в этих случаях глубоко мотивировано внелитературной реальностью, вступающей в непосредственный контакт с эстетической деятельностью. Разумеется, исторические факты, реалии русской и европейской жизни, необходимые для понимания того или иного художественного текста, постоянно присутствуют на страницах учебника, но акцентируется характер их эстетического преломления.

Наконец, критерии отбора литературного материала обусловлены очевидной неравноценностью жанровых моделей в пределах совокупности литературных текстов одного писателя: при общем разнообразии этих моделей для каждой творческой индивидуальности, литературную личность писателя определяют лишь отдельные жанровые структуры – а именно те, которые имеют перспективу дальнейшего бытования не только в литературе XVIII в., но и за его хронологическими пределами. В случае с Кантемиром, чье имя стало синонимом жанра сатиры, с Ломоносовым, чья литературная личность изоморфна жанру торжественной оды, с Богдановичем – «певцом Душеньки», с Чулковым – автором первого оригинального русского романа, Фонвизиным – «сочинителем Недоросля» и т. д. , подобный подход, вероятно, не нуждается в специальной мотивировке.

Теми же самыми критериями автор руководствовался, представляя творчество Ф. Прокоповича жанром проповеди-слова, ограничивая разговор о творчестве Сумарокова (бывшего принципиальным жанровым универсалистом) его драматургией и лирикой, выбирая из совокупности текстов Фонвизина его комедии, в которых формируется продуктивнейшая жанровая модель «высокой комедии», представляя Капниста как автора комедии «Ябеда», сосредоточиваясь на формировании жанровой системы русской сентименталистскои прозы в творчестве Радищева и Карамзина, и т. д.

Как представляется, особой мотивировки требует и сквозная мысль предлагаемого учебника – а именно, акцент на бытовании традиции старших жанров сатиры и торжественной оды и исследовании их функций в русском литературном процессе XVIII в. Еще Ю. Н. Тыняновым показана исключительная роль ораторской торжественной оды, исчерпавшей свое жанровое существование в творчестве создателя этой модели, М. В. Ломоносова, но ставшей подспудной тенденцией русского литературного процесса не только XVIII, но и первой трети XIX в. То же самое можно сказать и о закономерностях бытования жанра сатиры, переросшей в тенденцию развития русской литературы уже за пределами творчества Кантемира, где сатира бытует исключительно в своем жанровом качестве.

Источники:

http://alleng.org/d/lit/lit128.htm
http://readli.net/istoriya-russkoy-literaturyi-xviii-veka/
http://www.litmir.me/br/?b=248545&p=1

Дачник
Добавить комментарий