О чем говорится в эпосе урал батыр. Урал-батыр

Эпос «Урал-батыр»- это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.

А в самом эпосе говорится о семье, которая жила на нетронутых землях. У Янбирде была жена Янбике, а у мне них было два сына младший Урал и старший Шульген. Младший сын был послушным и воспитанным, а старший наоборот никогда не слушался и всегда перечил отцу. Была обычная семья которое занималось охотой и рыболовством, как у них проходила жизнь не спеша.

Но однажды отец поведал своим сыновьям историю о Смерти, который может побороть только живительная вода. Тогда старик сказал парням, что обязательно нужно найти эту воду. Он дал каждому по льву и отправил их в путь.

Тогда,так как братья были очень разными, они разошлись и пошли разными дорогами. Шульген пошёл в край под названием Самрау, а Урал направился в земли Катила, который каждый год приносил в жертву людей. Урал сразу же решил покончить со смертью и поэтому вступил в бой с царством быком. У них была жестокая схватка, но Урал всё-таки выиграл её. При этом Младший сын не убил быка, а даровал ему жизнь. В знак благодарности теперь все бутики находятся на службе у человека, при этом у них загнутые рога и раздвоенные копыта. Правитель этих земель с ужасом покинул их, а Урал поженился на его дочери.

А Шульген на своём пути встретил змеиного правителя, которой был в дружбе со злыми силами. Этот правитель подчинил себе Шульгена и настроил его против младшего брата. Именно поэтому Шульнген постоянно мешал Уралу. Младший брат сражался с различными мифическими существами и выигрывал бои. На местах, на которых оставались тела этих существ, вырастали Уральские горы.

В следующей части эпоса говорится о смерти Великого Батыра, который оставил после себя предков таких же добрых и порядочных. Именно они продолжают род, занимаются хорошими делами, открывают новые реки и горы, которые теперь носят их имена.

Всё-таки Урал нашел ту самую живую воду. Но при этом он не отнес её людям,а вылил на землю. Потому что Батыр считал, что только природа может быть великой и бессмертной.Поэтому предки были очень благодарны Уралу, так как их окружала красивая и величественная природа.

Эпос «урал-батыр» очень интересный, так как в нём много ведуется о происхождении государства, о самоотверженности и преданности, о благородности и умении думать о будущем в нужный момент.

Также читают:

Рассказ Эпос Урал-батыр

Популярные сегодня пересказы

Даниэль Пеннак, французский писатель, создал поистине замечательное творение под названием «Глаз волка». В нем идет повествование о старом одноглазом волке.

Главный герой произведения – Селиван, мещанин из Кромы. Особенность его внешности – красное родимое пятно на лице. За такое пятно его люди и боялись, говорили, что можно ждать от него подвох, так как это метка дьявола

Над этим произведением Некрасов работал долго и кропотливо. Автор перепроверял данные, обращался к истоку времени восстания декабристов. Всем этим он хотел показать читателю

Читать еще:  Александр блок в белом венчике из роз.

История, которую рассказывает Фитцджеральд, относится к сфере так называемого потерянного поколения. Эта тематика была популярна в тот период и соответствовала социальной ситуации, когда после войны появилось довольно много молодых людей

Урал-батыр

«Ура́л-баты́р» (башк. Урал батыр ) — башкирский народный эпос. Принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии — кубаир (песнь-восхваление, героическая песнь). Состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.

«Урал-Батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя. [1]

Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Конгур буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылыу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

Содержание

Сюжет

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т.д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни – Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами [2] .

Сыновья Урал-батыра

  • Яик,
  • Нугуш,
  • Идель,
  • Хакмар.

История

Эпос передавался устно из поколение в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита (≈1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из Аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

Впервые эпос «Урал-батыр» был издан с сокращениями на башкирском языке в журнале «Агидель» в 1968 году. [3] В 1972 году впервые состоялась полная публикация на башкирском языке. [4]

Эпос «Урал-Батыр» переведён на многие языки мира. Существуют переводы на русском, английском, немецком и турецком языках.

На сегодняшний день существует несколько переводов эпоса на русский язык — как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Популярным среди русскоязычных читателей является прозаическое переложение эпоса уфимского писателя, журналиста и поэта Айдара Хусаинова, однако оно грешит некоторой вольностью. Среди поэтических переводов наиболее известен перевод, выполненный известным башкирским поэтом Газимом Шафиковым. По устным отзывам специалистов, и перевод Г. Шафикова неточный и очень вольный. Интересно, что автором первого поэтического перевода «Урал-батыра» на английский язык является однофамилец Газима Шафикова — Сагит Шафиков, профессор, заведующий кафедрой английского языка в Башкирском государственном университете. [5]

Читать еще:  Гранж группы. Образ и звучание в стиле grunge

В 1975 году был опубликован первый перевод на русский язык. [6] В дальнейшем были опубликованы полный академический вариант на башкирском и русском языках. [7] , русский перевод писателя Г. Г. Шафикова. [8]

В 2003 году «Урал-Батыр» был переведён на английский язык. В Уфе вышло подарочное издание эпоса на трёх языках (башкирский оригинал, русский перевод Г. Шафикова и английский перевод С.Шафикова).

В 2006 году был издан «Урал-Батыр» на немецком языке в переводе доктора филологии из Германии Алии Тайсиной. [9]

В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра». [10] Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.

Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. [11] . Подлинник (рукописная запись) не сохранился.

В настоящее время выпущено множество исследований об «Урал-батыре». Продолжается углубленное изучение эпоса на стыке археологии, этнографии, лингвофольклористики.

В Башкортостане многое делается для популяризации эпоса. В Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата», разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса «Урал-батыр». Ежегодно проводится конкурс на лучших чтецов эпоса.

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана» [12] , включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». [13]

«Слушайте, дети, вам говорю,
Слушай, страна моя, тебе говорю:
И львом храбрейшим будучи мира,
С рожденья имея имя батыра.
Все же, страну свою не обойдя.
Вброд ее горе и кровь не пройдя,
Сердце свое нельзя закалить;
Чтоб заодно с врагами не быть.
Без совета дела не вершите!
Дети, словам моим внемлите:
На земле, очищенной мною.
Людям добудьте счастье земное;
Будьте мудрыми на войне.
Чтобы славу добыть стране,
Сами стремитесь батырами стать;
Старших умейте почитать.
Их советом не пренебрегайте,
Но н тех, кто младше, не забывайте —
Вам растить их и поднимать.
Коль в чьи-то глаза угодила соринка,
Которая может их сделать слепыми,
Станьте ресницами глаза для них вы,
Сор тот смахните руками своими,
Акбузат мой, алмазный меч
Тому перейдут в моей стране,
Кто, богатырски держась в седле,
На этом яростном скакуне
Сечь врагов будет на войне;
Тому же, кто на путь предательства ступит,
Меч этот будет вовек недоступен.
Сыны! Матерям передайте своим:
Пусть за все Урала простят.
Пусть каждая скажет: „Был он мужем моим“.
А всем вам вместе напомню о том:
Пусть станет добро лишь вашим конем,
Пусть имя будет вам — человек,
Злу не давайте дорогу вовек.
Пусть мир и добро пребудут вовек!»

Читать еще:  Коренные народы Сибири: Хакасы. Б1.В1

— из эпоса «Урал-батыр» (перевод Г. Г. Шафикова)

Краткая информация для учащихся про эпос «Урал батыр»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Эпос Урал Батыр «Ура́л-баты́р» ( башк. Урал батыр ) — башкирский эпос ( кубаир ), памятник башкирской словесности.

«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много [ сколько? ] тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя [1][2] .

Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах (« Заятуляк и Хыухылу », « Кунгыр-буга », « Алпамыша », « Кузыйкурпяс и Маянхылу »), а эпосы « Акбузат » и « Бабсак и Кусэк », продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал , что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем) , которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки Хумай (дочь Самрау ), спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни — Яншишмы . Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героем врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы [

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Нуриева Зинира Фаритовна
  • Написать
  • 1236
  • 30.07.2019

Номер материала: ДБ-656594

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 30.07.2019
  • 39
  • 30.07.2019
  • 35
  • 30.07.2019
  • 41
  • 30.07.2019
  • 42
  • 30.07.2019
  • 53
  • 30.07.2019
  • 142
  • 30.07.2019
  • 163
  • 30.07.2019
  • 101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/ural-batyr
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/410804
http://infourok.ru/kratkaya-informaciya-dlya-uchaschihsya-pro-epos-ural-batir-3801788.html

Дачник
Добавить комментарий