Немые жесты. Немой язык жестов глухонемых

Мало кто сталкивался с проблемой общения с глухими людьми. Еще меньше людей понимают, на чем основана такая речь. Одним из заблуждений считается то, что язык жестов глухонемых был придуман только слышащими людьми, и что он зависит от обычной речи. На самом деле это не так. Вторым заблуждением является то, что к жестовым языкам относят дактилирование букв, то есть изображение букв руками.

Дактилология показывает слова по одной букве, а жестовые знаки показывают их целиком. В словарях для глухих таких слов-жестов более 2000. Некоторые из них достаточно быстро запоминаются и легко изображаются.

Понятие «жестовый язык»

Язык жестов глухонемых – это самостоятельный язык, возникший естественным путем, или созданный искусственно. Состоит он из комбинации жестов, которые производятся руками и дополняются мимикой, положением тела, движением губ. Применяют его чаще всего с целью коммуникации среди глухих или плохослышащих людей.

Как возникли жестовые языки?

Большинство из нас склонны считать, что язык жестов глухонемых возник на самом деле среди людей со слухом. Они применяли жестикуляцию для беззвучного общения. Как бы то ни было, пользуются им люди с дефектом речи и слуха.

Интересным фактом является то, что в мире только 1,5% людей являются полностью глухими. Наибольшее количество жителей с дефектами слуха встречается в Бразилии, среди племени урубу. В нем на каждые 75 рожденных детей один глухой. Именно это стало причиной того, что все представители урубу знакомы с языком жестов.

Во все времена стоял вопрос о том, как научиться языку жестов глухонемых. Тем более что в каждом регионе он свой. Проблема появления общего языка на значительных территориях начала рассматриваться с середины 18 века. В это время во Франции и Германии стали появляться учебно-воспитательные центры, рассчитанные на детей с проблемами слуха.

Задачей педагогов было научить детей письменной форме родного языка. Для объяснений были взяты за основу жесты, использовавшиеся среди глухонемых. На их базе постепенно возникла жестовая интерпретация французского и немецкого. То есть жестовая речь во многом является искусственно созданной. Понимать и использовать такую речь может каждый.

Обучение языку немых в прошлом

Язык жестов глухонемых в каждой стране свой. Это связано с тем, что жесты, взятые за основу, могли по-разному интерпретироваться в разных государствах. Так, например, в США для создания собственной школы для глухих были приглашены преподаватели из Франции. Именно учитель Лоран Клерк в 18 веке развил в Америке это направление. А вот Великобритания не стала брать готовый язык, переняв лишь методы сурдопедагогики. Именно это стало причиной того, что американский для глухих схож с французским, а с английским не может иметь ничего общего.

В России дела обстояли еще сложнее. Первая школа для глухих здесь возникла в самом начале 19 века. В Павловске были использованы знания и практика французских педагогов. А спустя полвека в Москве открылось учебное заведение, которое перенимало опыт немецких специалистов. Борьба этих двух школ прослеживается в стране и сегодня.

Жестовая речь не является словесной калькой. При этом долгое время ее структура и история никем не изучались. Только во второй половине прошлого века появились ученые, которые доказали, что язык для глухих является полноценной лингвистической системой. И у нее есть свои морфологические и синтаксические признаки.

Жестовое общение

Для того чтобы понимать немой язык, жесты которого различаются в зависимости от государства, следует определиться, где он будет необходим. В частности, русская дактилология насчитывает 33 дактильных знака. Книга Г. Л. Зайцевой под названием «Жестовая речь. Дактилология» подойдет, чтобы изучить для России язык жестов глухонемых. Обучение словам займет время и потребует продолжительной практики.

Для примера можно привести несколько описаний жестов и их значений:

  • руки, поднятые до уровня подбородка и согнутые в локтях, соединенные между собой мочками пальцев, означают слово «дом»;
  • круговые вращения одновременно двумя кистями рук в области бедер означают «здравствуйте»;
  • сгиб пальцев одной руки, поднятой до уровня груди и согнутой в локте, означает «до свидания»;
  • сложенная в кулак правая рука, которая прикасается ко лбу, означает «спасибо»;
  • рукопожатие на уровне груди означает «мир»;
  • плавные движения двумя параллельными ладонями, смотрящими друг на друга слева направо, следует понимать как извинение;
  • прикосновение тремя пальцами руки к краю губ и отвод руки в сторону означает «любовь».

Читать еще:  Секреты ставок на собачьи бега.

Для понимания всех жестов лучше ознакомиться со специальной литературой или просматривать видеоуроки. Однако и тут следует понимать, какому именно языку лучше выучиться.

Язык жестуно

Проблема понимания среди глухих во всем мире встала очень остро только в прошлом веке. В 1951 году, после возникновения Всемирной федерации глухих, было принято решение создать универсальный немой язык, жесты которого будут понятны участникам всех стран.

Работа над этим вопросом получила свои плоды лишь в 1973 году в виде первого словаря упрощенного жестового языка. Спустя два года была принята международная жестовая речь. Для ее создания использовались языки Англии, Америки, Италии, России. При этом совершенно не были приняты во внимание способы общения среди представителей африканского и азиатского континентов.

Это привело к тому, что в мире помимо официального существует и неформальный язык жестов.

Алфавит дактиль

Жестами можно показывать не только слова, но и отдельные буквы. Это не совсем язык жестов глухонемых. Слова состоят из отдельных жестов-букв, что затрудняет общение, делая его более долгим. С помощью дактильной азбуки, именно так называется подобный метод, обозначаются имена нарицательные, научные термины, предлоги и тому подобное.

Такой алфавит имеет свои отличия в разных жестовых языках. Изучить его довольно просто, поскольку он состоит, как уже было сказано, из 33 дактильных знаков. Каждый из них соответствует изображению соответствующей буквы. Для понимания русской речи следует изучать соответствующую дактильную азбуку.

Язык глухих в картинках: как сказать «спасибо», «извините» и «любовь»

День сурдопереводчика был учреждён в январе 2003 года по инициативе Центрального правления Всероссийского общества глухих. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) — самая многочисленная и старейшая в России общественная организация инвалидов по слуху, образованная ещё в 1926 году.

Цель Дня сурдопереводчика — обратить внимание общества на проблемы глухих. Для сравнения — если в Финляндии на каждую тысячу глухих человек приходится 300 сурдопереводчиков, то в России — всего три. И со временем количество сурдопереводчиков становится только меньше. При этом работа сурдопереводчика в социальном плане для общества глухих бесценна, потому что он нужен в суде, полиции, налоговой инспекции, для социальной защиты, на приёме у врача и так далее.

Обычно сурдопереводчиками становятся дети глухих родителей, выросшие в «глухой» среде. Получить образование по этой специальности можно в учебных центрах Санкт-Петербурга и Москвы.

Язык, на котором «разговаривают» сурдопереводчики с экрана или со своими клиентами, — жестовый, и во всём мире на нём общаются несколько миллионов людей. В некоторых странах он давно признан официально и используется для адаптации новостных программ и различных передач для людей с проблемами слуха.

Кстати, 24 октября Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, повышающий статус русского жестового языка. Благодаря поправкам в законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ» русский жестовый язык определяется теперь как язык общения при наличии нарушений слуха или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ.

Особое значение этого законопроекта в том, что официальное признание статуса русского жестового языка позволит создать необходимые условия в образовательных учреждениях для получения образования инвалидами по слуху с использованием жестового языка, выстроить систему подготовки и переподготовки преподавателей на базе средних и высших профессиональных учебных заведений, сообщается на сайте ВОГинфо.ру.

Как же объясниться с человеком на языке глухих?

Жестовый язык

Во-первых, одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они зависят от словесных языков (звуковых и письменных) или произошли от них и что эти языки были придуманы слышащими. Это не так. Во-вторых, часто за жестовые языки принимается дактилирование букв — то есть когда буквы «изображаются» руками.

Разница между дактилологией и языком жестов, на котором общаются глухие между собой, в том, что дактилология используется в основном для произнесения имён собственных, географических названий или специфичных терминов, то есть каждое слово «показывается» руками по буквам. При этом жестовые знаки представляют целые слова и всего в словаре глухих насчитывается более 2000 жестов. Показать некоторые из них не составит большого труда.

Например:

Изучить более подробно язык жестов можно по известной книге Г. Л. Зайцевой «Жестовая речь. Дактилология».

Ознакомиться с азами дактилологии проще — существует устоявшийся алфавит, и, произнося слово жестами по буквам, вы сможете объясниться с глухим человеком. В русской дактилологии 33 дактильных знака, каждый из которых соответствует начертанию соответствующей ему буквы.

Читать еще:  Классные фразочки. Смешные фразы пожелания

Русская дактильная азбука с сайта deafnet.ru:

Отметим, что глухой или слабослышащий человек, скорее всего, поймёт, что именно вы хотите ему сказать и без языка жестов, потому что в большинстве своём они очень хорошо читают по губам.

Глухонемые и Язык жестов

«Глухонемые» или ошибки в общении с неслышащими

О том чего я такая зануда и почему пришла выпендриваться — здесь Здравствуйте, меня зовут Вася и я алкоголик.

НАЗЫВАТЬ НЕСЛЫШАЩЕГО «ГЛУХОНЕМОЙ»
Я понимаю что все так привыкли, но у меня, честно, дёргается глазик от таких фраз. У глухих есть свой язык, они поют песни, разговаривают и даже громко ругаются! Оооочень громко! Ну вот никак они НЕ немые. Многие глухие даже обижаются, это звучит неуважительно по отношению к их культуре и, в последнее время, приравнивается к оскорблению.
P.s. надеюсь это первый и последний пост, в котором я поставлю распространенный здесь хештег)

ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ АРТИКУЛЯЦИИ
Да, той самой основы основ — С чего начать? (пост — не пришей кобыле хвост)
Практически все неслышащие читают по губам. В этом есть свои нюансы, и я о них расскажу, даже если никому не интересно))) *патамушта я зануда*

КРИК
Незачем повышать голос, если Вас об этом не просят. Обычно, когда человек говорит громко — забывает об артикуляции и это выглядит, мягко говоря, забавно. А уж толпа оборачивающихся на ваш крик зевак совсем не располагает к дружелюбной беседе.

ГОВОРИТЬ СО СПИНЫ ИЛИ ОТВЕРНУВ ГОЛОВУ
Даже если у человека высокая степень слуха или хорошие слуховые аппараты, ему будет крайне сложно сосредоточиться и разобрать с какой стороны вообще звук. Так что говорим только при зрительном контакте.

ДЕРГАТЬ ИЛИ ТОЛКАТЬ
Странная тема, да?) А теперь представим ситуацию как вы в забитой маршрутке 15 раз спросили парня, стоящего к вам спиной, выходит ли он, и на эмоциях пихнули его в плечо. Потому что он Вас игнорирует, а «у меня ноги — мне домой».
Теперь ситуация со стороны парня — он спокойно себе едет и тут его толкают. Обернувшись, он видит ваше эмоционирующе-разъяренное лицо, и понимает что затевают драку. Далее разное случается)
Поэтому, если Вам кажется что вас игнорируют, похлопайте легонько по плечу, возможно человек просто не слышит.

Интересный вопрос

Глухонемой певец

Никарагуанский жестовый язык.

Еще три десятилетия назад в Никарагуа не был развит язык глухонемых. Отсутствие языка жестов не давало глухим жителям страны возможности свободно общаться между собой, с семьей и другими людьми. На данный момент в стране формируется свой язык жестов, отличающийся от общепринятых подобных языков других стран. Как в этой стране появился язык жестов, если никакой образовательной базы здесь никогда не существовало?

Никарагуанский язык глухонемых развивался без помощи других стран. Совокупность жестовых обозначений не смогли придумать ни преподаватели обычного, устного языка, ни взрослые глухонемые люди, ни родители неслышащих детей. Язык жестов возник постепенно, благодаря желанию подростков и молодых никарагуанцев общаться между собой. Так одно поколение любознательной, интересующейся жизнью молодежи помогло изменить негативную ситуацию в целом государстве, касающуюся неустроенности жизни людей с ограниченными возможностями.

1970-е, 1980-е и 1990-е: от разобщенности к организованному обучению

В 70-х годах положение людей с нарушением слуха в маленьких поселениях и даже больших городах было достаточно плачевным — взрослые редко контактировали с детьми, а глухие дети и подростки могли встретиться только в школе или в больнице. К отдельной группе, которой стоит организовать социально-культурную помощь, людей с нарушением слуха не относили. Естественно, что несколько детей или взрослых, редко собирающихся вместе, эффективную стратегию развития понятной и удобной жестикуляции организовать не могли. Даже если кому-то удавалось наладить эффективную коммуникацию с помощью жестов, то, как правило, другим глухим людям такая полезная информация не передавалась. Фактически, каждый ребенок, родившийся глухим, или человек, потерявший слух в результате несчастного случая, не имел представлений о языке жестов и вынужден был налаживать общение с окружающим миром с нуля. Обычно дальше изобретения нескольких наиболее важных обозначений дела не шло — неслышащих и слабослышащих людей могли понимать только родные, и только в общих смыслах. Те поколения, чье детство пришлось на такой период, в котором официального языка жестов в стране не существовало, вспоминают, как им было сложно общаться и организовывать свою жизнь.

Изменения начались с конца 1970-х. В это время в пригороде Манагуа начала свою работу первая школа для глухих детей, которая собрала под своей крышей огромное количество школьников с ослабленным слухом со всей страны. Позже открылся центр профессионального образования, в котором взрослые глухие люди также могли собираться, обучаться языку жестов и передавать свои знания другим людям. Множество разобщенных малышей, школьников, молодых и взрослых людей получило возможность знакомиться, общаться, ходить друг к другу в гости. Позже появилась ассоциация глухих, при содействии которой был построен центр, где глухие люди могли получать помочь, делиться опытом, обучаться и обучать других.

Читать еще:  Да ней намек добрым. Сказка — быль, да в ней намёк

Конечно, становление общепринятого языка жестов в стране проходило непросто. Первые представители молодежи, которые постигали язык глухих — пионеры — отказывались от привычных обозначений, перестраивали свое общение, испытывали трудности при переходе от старых жестов и знаков к новым. Им удалось исключить из общей совокупности жестов наиболее малоэффективные и сложные варианты, постепенно они стали использовать новые слова и строить речь по-иному. За несколько лет их словарный запас вырос в несколько раз, они научились воспроизводить сложные предложения и максимально полно доносить свои мысли до окружающих.

К середине 1980-х уже можно было сделать выводы о появлении нового языка — никарагуанского жестового. Дальнейшее его распространение было связано с передачей знаний пионеров следующим поколениям. Десятилетие спустя ученики, приходящие в специализированную школу, попадали в совершенно иную образовательную обстановку. Новичкам предоставлялась разработанная база знаний и им не приходилось изучать язык десятилетиями — так, современная программа обучения глухих детей состоит из двухгодичного курса, в ходе которого ученики без особых трудностей осваивают язык с нуля. Современные школьники и не подозревают о тех трудностях, с которыми сталкивались их предшественники при разработке языковой системы. В юном возрасте они легко и непринужденно осваивают язык и находят новых друзей повсюду — глухие люди могут общаться между собой в школе, на работе, в специальных центрах и дома. К тому же, язык жестов до сих пор меняется — вместе с постоянно меняющимся миром. Новые слова и выражения пополняют жестовый язык практически ежедневно. Современный никарагуанский язык жестов становится доступен и для слышащих людей — они получают возможность организовать общение со слабослышащими и глухими людьми с помощью сурдопереводчиков или специальных бюро устных переводов.

Как происходил процесс становления единого языка жестов в Никарагуа?

Так как никарагуанцев с нарушениями слуха никто не обучал, а разговорный испанский они не могли освоить, первые создатели языка глухих брали за основу жесты, которые могли наблюдать в мире слышащих людей. Поэтому некоторые жесты, на которых общаются глухие, могут показаться условно знакомыми. Но простые знаки, которые пионеры заимствовали от общепринятых разговорных традиций, многократно менялись и в итоге теряли свое значение и обретали новое. Так из отдельных, незначительных в целом жестов смог образоваться новый, сложный язык. Построение предложений в никарагуанском языке глухих кардинально отличается от разговорного и письменного испанского, но в целом схоже с остальными языками жестов, принятыми в мире. Так, никарагуанский язык глухих имеет особенное сходство со шведским, американским и костариканским жестовыми языками, но представители общины неслышащих людей из Никарагуа практически не имели связи с глухими жителями других государств, поэтому заимствования из других языков, даже если они и имели место, не нашли широкого отражения в жестикуляции никарагуанцев. Все заслуги по созданию и постоянным преобразованиям языка можно отнести только к детям и подросткам Никарагуа, которые были заинтересованы в простом и интересном общении и смогли создать свой собственный, уникальный язык, изменивший жизнь людей с ограниченными возможностями в этой стране.

Почему язык жестов стал развиваться именно в 1980-х?

Решающую роль в процессе становления языка сыграли не только активность и находчивость молодых жителей Никарагуа, но и появление в 1980-х первого специализированного заведения для детей с нарушениями слуха. Впервые за всю историю страны под одной крышей собралось большое количество глухих детей, которые хотели наладить коммуникацию между собой. Если раньше общение глухих детей происходило в группах 5-10 человек, то теперь были объединены около 200 человек одновременно. В школе для глухонемых могли находиться и совсем маленькие детки — от 4 лет. В обычной жизни школьники нечастно имели возможность пообщаться с совсем маленькими детьми. Теперь же они сосуществовали вместе на протяжении нескольких лет, а по окончании школы могли общаться дальше, не теряя связи. Именно эффективная практика взаимодействия дошкольников и детей дошкольного возраста в процессе их взросления помогла им создать свой собственный язык жестов за несколько лет.

Источники:

http://www.syl.ru/article/204493/new_nemoy-yazyik-jestov-gluhonemyih
http://aif.ru/health/life/37523
http://pikabu.ru/tag/%D0%93%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5,%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

Дачник
Добавить комментарий