Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Появление человека на Урале
Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.
Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.
Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.
Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.
Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.
Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.
Рисунки пещеры Шульган-таш были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.
Коренные народы Урала
Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой».
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».
Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.
После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромным местам, им по-прежнему приносили жертвы.
Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.
Читать еще: Царь Итаки Одиссей. Мифология Древней Греции
С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.
Данный народ обитал на территории таежной зоны. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар.
В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В 1557 году Башкирия вошла в состав России после взятия русскими Казани.
В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – Уфа.
Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.
Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.
Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень.
Культура народов Урала
Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.
Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.
Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.
Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.
Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.
Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.
История и культура народов Южного Урала в древности
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Выбранный для просмотра документ 04_Narody_naselyayuschie_Ural_1417172520_45719.pptx
Читать еще: Карма россии. Жить в России
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народы, населяющие Урал
Повторение предыдущей темы: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1.От какого тюркского слова произошло название древнего уральского поселения «Аркаим»? 2.С каким славянским богом связано название Аркаима? 3.Когда был основан Аркаим?
Аркаим – древний город 1.Название произошло, возможно, от названия сопки и урочища от тюркского «арка» — «хребет», «спина», «основа». 2.Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк — медведь). Велес – славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян – Рода 3.Аркаим, основанное в XVII — XVIII в. до н. э. — 3600-3900 лет тому назад. Проверь себя!
НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ УРАЛ!
Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад. Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.
Древнее население Урала Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь — Нижний Тагил -Тобольск.
Коренные народы Урала Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары. Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.
Коренные народы Урала Ханты, манси
Ханты (остяки). Манси (вогулы)
Идолы, которым поклонялись предки коренных жителей
Торговля коренных жителей с европейцами
Башкиры Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Башкиры. Фотография М. Букаря, 1872 год
Башкиры Советский филолог и историк античности С. Я. Лурье считал, что «предшественники современных башкир» упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев. О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть».
Башкиры Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).
Башкиры В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.
Башкиры Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой.
Башкиры В XV веке Башкирия вошла в состав России, и начался активный приток русского населения в этот район. Сегодня Башкирия – важный экономический, торговый и промышленный регион Урала.
Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Татары После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса Джучи (Золотой Орды), северная граница которого в пределах Среднего Урала проходила опять же по линии заселения Урала тюрками (Пермь-Тобольск). Татарка в национальном костюме. XVIII век
Татары После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские государства: Астраханское, Казанское, Крымское, Касимовское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. Южный и Средний Урал отошли к последней. Северная граница совпадала с границей Золотой Орды, то есть доходила до Перми.
Коми Коми – народ финно-угорской ветви. Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе.
Коми Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей.
Коми-пермяки Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами. Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей.
Коми-пермяки В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией. Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.
Удмурты Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V века до н.э. Довольно рано удмурты разделились на южных и северных.
Удмурты На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира
Удмурты Современная территория Удмуртской Республики занимает западную часть Среднего Урала. Костюм крестьянки северной Удмуртии. Начало XX века. Зуевский р-н, д. Березник, Кировская область
Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
Традиционное жильё ханты, манси
1.Какие народы из населяли Урал в древности? 2.Что общего у всех народов, населяющих Урал?
Домашнее задание: Записи в тетрадях
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Читать еще: Итоги 250 тиража жилищной лотереи. Жилищная лотерея
Выбранный для просмотра документ разработка урока.docx
Выбранный для просмотра документ тесты.docx
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Самонова Елена Викторовна
- Написать
- 3006
- 30.03.2018
Номер материала: ДБ-1378816
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 29.03.2018
- 609
- 29.03.2018
- 499
- 29.03.2018
- 202
- 29.03.2018
- 854
- 27.03.2018
- 472
- 25.03.2018
- 700
- 04.03.2018
- 227
- 27.02.2018
- 353
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ УРАЛА: ОТ КОШКИНЦЕВ ДО ЧУДСКИХ ПЛЕМЕН
Уральский край всегда отличался значительным этнокультурным разнообразием. Достаточно сказать, что по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в Свердловской области были зафиксированы представители более чем 120 национальностей. Некоторые ученые считают, что древнейшие люди появились на Среднем Урале примерно 10 тысяч лет назад…
В 1982 году около Верхнего Тагила было обнаружено святилище середины 3 — начала 2 тысячелетия до нашей эры, открыт уникальный археологический памятник специалистами по этнокультурной истории Урала.
Кроме этого святилища, впоследствии было обнаружено еще несколько стоянок, относящихся к одной и той же культуре, которая получила название «кошкинской» либо «козловской».
археол. культура раннего неолита (V — нач. IV тыс. до н.э.), названа по стоянке Кошкино V на лев. берегу р. Тобол, у дер. Кошкино (Кург. обл., Белозерский р-н). Выделена В.Т.Ковалевой. Сформировалась в результате миграции нас. из юж. обл. в лесостепную и степную зоны Зауралья и адаптации к новым условиям. Ареал — лесостепное и степное Зауралье. Стоянки «кошкинской культуры» были небольшими поселениями с жилищами в виде полуземлянок овальной формы.
Во 2-м тысячелетии до нашей эры произошел переход от эпохи камня к эпохе металла. Тогда люди на Урале стали часто селиться в районе верховьев рек Тагил и Нейва. Часть финно-угорских племен в то время мигрировала с территории Поволжья и Предуралья на Урал. Здесь финно-угры частично ассимилировали носителей «кошкинской культуры».
Следующим этапом развития людей на Урале стала «иткульская культура», относящаяся к угорской группе.
Городища иткульцев находились на возвышенных местах, так как им нужен был ветер для технологического процесса изготовления металла. После иткульцев были обнаружены шлак, руда, медные слитки.
Оказывается, представители «иткульской культуры» добывали медь в районе знаменитых Гумешек (нынешний Сысертский район), воспетых в сказах Бажова. Позднее иткульцы добывали еще и железо, а также занимались охотой и рыболовством. Они поклонялись солнцу, но при раскопках иткульских поселений было найдено немало и птицевидных идолов.
Затем Урал подвергся нашествию сарматов, после которых остались следы кочевой «прохоровской культуры». Изначально сарматы шли на Урал за медью и железом, но вскоре численность населения этого племени увеличилась, и сарматы стали жить на Урале, вытеснив иткульцев на север. Граница между сарматами и иткульцами тогда проходила примерно по рекам Исети и Чусовой. В XIX веке около Ревды были обнаружены три кургана с захоронениями сарматов.
В течение 1-го тысячелетия до нашей эры сарматы покинули Средний Урал. Возможно, скотоводы-сарматы исчерпали доступные им природные ресурсы. Не исключено, что они решили переселиться в Поволжье, где местные племена уступали сарматам и в организации, и в вооружении.
После ухода сарматов угорские племена снова стали хозяевами Урала. При первом знакомстве с новгородскими русскими дружинами в XIV—XV веках угры получили прозвище «чудь» — то есть «чудные люди». Новгородцы называли так своих соседей (эстов, ливов и других), ну и перенесли название одних иноземцев на других.
Угры обычно селились на возвышенных местах с природными преградами, выкапывали рвы и насыпали валы для дополнительной защиты. Позднее, после прихода русских на Урал, угорские племена мигрировали на север и северо-восток, став народами ханты и манси. Угры подверглись христианизации, но сохранили и многие традиции язычества и шаманизма. Поэтому теперь в жилищах манси могут спокойно соседствовать православные иконы и языческие идолы. В то же время наряду с русскими на Урале стали селиться марийцы, татары, башкиры. Жил здесь и такой народ, как терсяки. Они платили русским ясашный налог, но в переписях терсяков записывали почему-то в число татар и башкир, хотя терсяки сильно отличались от обоих этих народов. Терсяки жили в районе современного Первоуральска и Ревды, а пришли они на Урал откуда-то из района реки Уфа (по одной версии), либо с Алтая (по другой).
Источники:
http://xn--80adiweqejcms5i.xn--p1ai/news/6/28579/
http://infourok.ru/istoriya-i-kultura-narodov-yuzhnogo-urala-v-drevnosti-2799637.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59bfa0444ffd130a97539397/59d26c519d5cb378fbd69fb8