Национальные обычаи адыгов. Традиции Адыгов

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.

Читать еще:  Гелевой ручкой на бумаге. Не нужно быть художником

Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа — дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак «оседлец», подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова «коса». Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать — в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната — кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску — длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, — башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины — черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства — сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды — чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку — только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило — первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Национальные обычаи адыгов. Традиции Адыгов

Летним утром старый Кадыр сидел на лавочке возле своего дома. Сегодня он провожал сына и четырех внуков в Джамбечи навестить бабушку (нану) детей по матери. Дети в предвкушении путешествия и встречи с наной уже радостно взобрались на подводу. Кадыр знал, что его сын, Юсуф, высадит детей у дома своей тещи, но сам в дом не зайдет. Никто из женатых мужчин в Черкесии с запада на восток никогда не встречался со своими тещами и не разговаривал с ними. Так делали дед Кадыра, его отец и он сам. Так гласил обычай. Когда Кадыр приезжал в Екатеринодар по делам, он встречался с кунаками и любил рассказывать о черкесских обычаях. Обычай избегания между зятем и тещей вызывал неизменный восторг. Один из кунаков Кадыра как-то пошутил: «Знаешь, Кадыр, я хотел бы родиться черкесом только ради этого обычая!»

Читать еще:  Тв программа на 31 декабря. Вам, оливьеды

Несколько версий

О семейном быте черкесов известно с древности. Античные географы, арабские путешественники, итальянские купцы, французские искатели приключений, английские политические агенты и русские кавказоведы писали об иерархии уровней и ролей в пространстве большой семьи, о разделении мужского, женского, детского, о многочисленных обычаях избегания, в том числе и между зятем и тещей.

В увлекательных описаниях прошлого есть мощные образы мудрых седовласых стариков, главных мужчин в семье, есть старшие женщины, матери семейств, от всевидящего ока которых не уйдет ничего, особенно когда это касается молодых невесток. Есть и дети, окруженные вниманием и заботой, но уже воспитываемые в строгой системе поведенческих табу. В этих описаниях нет (или почти нет) только одной фигуры — тещи. Где черкесская теща? Ее просто нет — ни в качестве бледной тени, ни в качестве едва заметного пунктира.

Впервые более-менее внятно о тещах напишет этнограф Ярослава Смирнова в статье «Семья и семейный быт народов Кавказа» (1968 г.). В 1960-е гг., пишет автор, «совершенно новое явление современной семейной организации северокавказских народов представляют случаи включения в состав семьи тещи». А потом теща так же не­ожиданно исчезает… Во всяком случае, со страниц этого и аналогичных исследований…

Почему возник обычай избегания между зятем и тещей? Версий несколько. Например, антрополог Б.Бгажноков отмечает, что обычаи избегания — это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу…» Есть и бытовая версия: в традиционном обществе иногда теща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для возможных фривольных отношений между зятем и тещей.

Она есть, но ее как бы нет

Данная статья написана на основе интервью с мужчинами и женщинами из Майкопа, Нальчика и Черкесска, а также из других городов Северного Кавказа. Оказалось, что в отношениях с тещей всех мужчин Кавказа можно разделить на две группы: «традиционалисты» — это черкесы и ингуши, у которых зять и теща не видятся всю жизнь. На другом полюсе самые большие «демократы» — народы Дагестана, у которых зять почти что «ходит к теще на блины».

Черкес Тимур, адвокат из Майкопа, говорит, что «в Адыгее все по-прежнему, без перемен. Теща есть, но ее как бы нет». Мадина из Черкесска вспомнила случай, когда ее брат пробирался огородами, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с тещей.

«Только в исключительных случаях, когда в семье нет сыновей, дочка может со своим мужем жить в доме своих родителей. Теща и зять в таком случае могут жить в одном доме. Я знаю одну семью, где теща вынуждена по состоянию здоровья жить у дочери, но у нее отдельная комната, и с зятем они не пересекаются, — дополняет Аслан из Нальчика. — Иногда по состоянию здоровья пожилые родители жены, особенно если она — единственная дочь, живут в доме зятя. Знаю семью, где они все вместе живут в одном частном дворе, но в разных домах. В одном дворе находятся два дома — один меньше, другой больше. Дом, который поменьше, занимают дочь со своим мужем, а родители супруги живут в большом доме. Но они не избегают друг друга, правда, за один стол не садятся».

Из всех, с кем я беседовала, только один человек сказал, что это ненужный и отживший обычай. Молодой мужчина живет с семьей в Москве и всегда рад теще, которая приезжает в гости, чтобы помочь с детьми. Все остальные решительно выступили за сохранение этого обычая. Даже мамы совсем маленьких девочек, то есть будущие тещи, не хотели бы общаться со своими будущими зятьями

К этому нужно добавить, что роль примака считается у адыгов унизительной. Разные шутливые притчи, реплики, оценки это подтверждают. Антрополог Б.Бгажноков приводит такие примеры: когда волку, с которого сняли шкуру, сказали: «Тебе не позавидуешь», тот, усмехнувшись, ответил: «Все же мое положение лучше, чем положение примака». Если, выражая сочувствие, кого-то назовут беднягой, тот шутил: «Да, но моя участь все же не настолько горька, как участь примака».

Читать еще:  Моруа романы. Андре моруа — письма незнакомке

Однако среди черкесской диаспоры такого обычая нет: «В диаспоре видятся с тестем и с тещей. Исходя из религиозных соображений. Ислам предписывает зятю посещать родителей и родственников своей жены», — рассказал репатриант из Косово.

«У восточных черкесов (кабардинцев) есть обычай — малъхьэтешэ («знакомство с зятем»): через полгода после свадьбы зять приходит в гости к родителям невесты первый раз, без жены. И после этого они уже могут видеться. Само знакомство длится минут 15, не более. Я считаю этот обычай замечательным», — ответил на мой вопрос о теще Азамат из Нальчика.

В Кабарде избегание между зятем и тещей традиционно должно соблюдаться в течение многих лет со дня свадьбы, иногда 10–12 лет. Потом по инициативе родителей жены мог состояться обряд официального знакомства зятя с родителями жены, известный у кабардинцев как малъхъэишэ, малъхъэтешэ — «ввод зятя», малъхъэтехьэ «встреча с зятем» и др.

Однако и после официального знакомства зять держался от родителей жены на расстоянии, практически не заходя в их дом, избегая фамильярностей, не позволяя себе садиться за один стол с тестем и тещей и т.д. В обычном разговоре он не произносил даже имена тестя и тещи, а заменял их конструкциями типа: «отец той, что находится в доме», унэм щIэсым янэр — «мать той, что находится в доме».

У западных адыгов такого ритуала знакомства тещи и зятя не было, и зять должен был избегать тещу и тестя всю жизнь.

В семье моих друзей-кабардинцев, а они живут в Петербурге уже лет 30, принято, что когда из Баксана приезжает теща, мама моей подруги, то зять уходит на несколько дней пожить к своим друзьям.

На восточном Кавказе

Лезгинка Альбина рассказала мне, что уже на стадии знакомства и ухаживания за девушкой ее родители могут разговаривать с будущим мужем, что никаких ограничений в общении зятя и тещи у них нет. Официальное знакомство происходит уже после свадьбы — через неделю молодожены с родственниками со стороны жениха идут в гости к родителям невесты. Зятю дарят очень дорогие подарки — кольцо с бриллиантами, машину, квартиру.

Журналист Басира, аварка, подчеркнула, что в культуре народов Дагестана очень сильно влияние ислама, и поэтому, как и предписывает учение пророка Мухаммада, зять и теща видятся между собой. «К теще зять должен проявлять такое же уважение, как и к своим родителям», — говорит Басира.

У аварцев тоже существует обычай официального знакомства с зятем, значение которого можно перевести как «открыть дорогу». У лезгин он фактически превращается в мини-свадьбу, а у аварцев это просто семейное событие, размах которого зависит от размеров «кошелька».

Мои собеседницы из Дагестана сказали, что не припомнят ни одного из народов Дагестана, где бы между тещей и зятем существовал обычай избегания. В Дагестане часто зять живет в доме тестя и тещи, и в обществе это не вызывает осуждения. Никаких ограничений в общении зятя и тещи нет и у ногайцев.

Чеченские зятья общаются со своими тещами. У чеченцев есть поговорка: «Хороший зять (если необходима его помощь или в случае какой-то проблемы) приедет быстро, не будет задерживаться». Правда, у чеченцев не принято, чтобы теща ходила в дом своего зятя слишком часто. Да и зять не злоупотребляет посещением матери своей жены.

Отношения зятя и тещи вполне демократичны у осетин. На осетинской свадьбе ждут «прихода зятя». В определенный момент зять с другом должен выйти к женщинам, среди которых находится и его теща. Он преподносит женщинам конфеты, которые наутро раздаются соседям. После тостов с благодарностью молодые люди пьют за здоровье женщин и возвращают им бокалы, предварительно опустив в них деньги. Жених же возвращает свой бокал своей теще с предназначенным для нее подарком — каким-нибудь ювелирным украшением.

Надо сказать, что у всех народов Кавказа слишком активное участие тещи в жизни своей дочери осуждается.

Обычаи, сложившиеся веками и пережившие не одно поколение, не подлежат жестким оценкам современников. Ведь черкесы, даже не видя своих тещ, ежедневно видят их отражение в своих женах. Кто прав в своем отношении к теще — те, кто, согласно обычаю, держат дистанцию, или те, кто общаются с тещей и навещают ее?

В современных условиях глобализации избегание между зятем и тещей становится не только этикетной нормой, но и маркером этнической принадлежности. Сохранится этот обычай или вскоре падет? В каких семьях — городских или сельских, молодых или среднего возраста — он быстрее будет изменяться?

Источники:

http://adygea.ulcraft.com/traditsii
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%90%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html
http://www.sovetskaya-adygeya.ru/index.php/kolonka-naima-neflyasheva/17573-semejnye-traditsii-obychaj-izbeganiya

Дачник
Добавить комментарий