Музейные загадки. Музей, в который хочется вернуться

Музеи обладают огромным количеством удивительных сокровищ, у каждого из которых есть своя история, помогающая нам больше узнать о прошлом. Однако за обычными с виду экспонатами порой скрываются секреты, полные скандалов и интриг.

Храмовый комплекс из Дендура, Музей “Метрополитен”, Нью-Йорк

Нью-йоркский музей “Метрополитен” является одним из самых популярных в мире. Впереди него по посещаемости только парижский “Лувр”. Среди его экспозиции огромное количество великих произведений искусства, но, пожалуй, самым впечатляющим является Храмовый комплекс из Дендура. Он был построен в Египте в XV веке до н.э., а в 1965 Египет преподнес его в качестве подарка США. При его строительстве пытались максимально приблизиться к природе: колонны, установленные на входе в храм, выполнялись в виде высоких стеблей папируса, связанного с цветами лотоса. Над въездными воротами изображались образы солнца с крыльями Гора, олицетворяющего небо в Древнем Египте. Даже после его “переезда” музей “Метрополитен” постарался создать атмосферу природы Египта: было создано искусственное озеро, украшенное зарослями папируса и подлинными статуями богини Сехмет. Этот комплекс, как и многие другие египетские сооружения, был местом совершения многочисленных религиозных обрядов, и именно с этим связана история потайной комнаты, обнаруженной в храме. До сих пор неясно для чего она была сделана, но, согласно легенде, это было помещение для пророчеств. Египетские жрецы спрашивали вопросы и через какое-то время слышали чей-то голос с ответом.

Кинжал Топкапы, Дворец “Топкапы”, Стамбул

Дворец “Топкапы” по праву считался главным дворцом Османской империи до середины XIX века: из него правили страной 25 султанов. Он был построен после завоевания Константинополя в 1475-1478 годах по приказу султана Мехмеда Второго. Сперва во дворце жил сам султан, а в середине XVI века Сулейман I построил во дворце Гарем, где поселились женщины и дети. Сейчас в павильонах дворца Топкапы работает музей. Там находится богатая сокровищница султанов, среди которых можно выделить Кинжал Топкапы, отделанный тремя изумрудами, 12 большими и 124 маленькими алмазами. Однако прославило его не богатое обрамление — он был орудием убийства многих вероятных наследников на турецкий престол, а момент убийства фиксировали специальные небольшие часы, спрятанные в изумруде на рукоятке кинжала. В 1747 году кинжал был отдан в дар персидскому шаху Надиру в обмен на обещание о ненападении на Османскую империю, однако после смерти шаха кинжал был возвращен в Стамбул, где и находится по сей день.

Камень Солнца, Национальный музей антропологии, Мехико

Данный музей является одним из самых важных в Мексике, в его коллекции находятся уникальные археологические и антропологические экспонаты доколумбовой эпохи, найденные на территории страны, среди которых крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства, преимущественно культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков, миштеков и других народов древней Мексики, а также обширная этнографическая экспозиция, посвящённая народностям современной Мексики. Одной из жемчужин коллекции является Камень Солнца, представляющий собой монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа. Он является одним из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. На диске представлена ацтекская космология – они верили, что до нашей вселенной существовали и погибли ещё четыре вселенные. Сейчас его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире.

Берлинская Золотая шляпа, “Новый музей”, Берлин

Берлин заслуженно считается одной из мировых столиц современного искусства, однако и там можно отыскать великие и необычные исторические предметы. Для знакомства с одним из них следует отправиться в “Новый музей”, который находится на “Музейном острове” и входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его назвали “Новым” из-за того, что в другом, “Старом музее”, попросту не хватало места для всех экспонатов. Во время Второй мировой войны музей был разрушен, и только в 2009 году состоялось его торжественное открытие. Среди экспонатов музея представлено множество интересных объектов, среди которых и один из самых загадочных – “Золотая шляпа”. Данная шляпа представляет собой одну из четырёх известных к настоящему моменту конусообразных бронзовых золотых шляп, обнаруженных в XIX и XX веках на территории южной Германии и Франции. Существует много теорий о ее предназначении. Согласно одной из них, жрецы культа Солнца использовали ее для религиозных и культовых целей, что было широко распространено в Европе позднего Бронзового века. Согласно другой – это был своего рода календарь, и он использовался для астрономических работ.

Читать еще:  Радищев путешествие анализ по главам.

Проклятый аметист, Музей естествознания, Лондон

Музей естествознания является одним из крупнейших музеев Великобритании с более чем 70 миллионами экспонатов. Основной фонд музея составляют экспонаты по ботанике, зоологии, палеонтологии и минералогии. Несмотря на то, что наибольшую известность музею принесла его коллекция скелетов динозавров, в его запасниках есть куда меньший по размерам экспонат, вызывающий такой же, если не больший, интерес. “Проклятый аметист”, как и множество других драгоценных камней, был привезен в Англию из Индии. Это произошло в 1857 году, и с тех пор началась его загадочная история. Первой его жертвой стал Уильям Феррис, привезший его в страну. После его смерти камень перешел в наследство его сыну, который не захотел испытывать судьбу и отдал его сотруднику Музея естествознания Эдварду Герону Аллену. Поначалу Аллен не всерьез воспринимал рассказы о несчастьях, которые приносит камень, но вскоре изменил свой взгляд, почувствовав, что в его жизни начинает происходить что-то странное. Однако первая попытка избавиться от камня оказалась неудачной: он выбросил его в канал, но через какое-то время его нашли рабочие и отнесли в Музей естествознания, отдав сотруднику музея Эдварду Герону Аллену. Отчаявшись, Аллен предпринял последнюю попытку – запаковал его в 7 коробок и отдал в банк с условием, что камень достанут только через 3 года после его смерти. Аллен умер в 1943 году, а через несколько лет его дочь передала камень Музею естествознания, где он сейчас и представлен.

Благодарим телеканал Travel Channel за подборку самых необычных и захватывающих музейных экспонатов по всему миру. Ну а те, кто хочет узнать еще больше, могут посмотреть новый сезон телешоу “Музейные загадки”, премьера которого состоится 11 июня на телеканале “Travel Channel”.

Загадки быта

Вещи, которые смешат

15 июня 2018 — 25 декабря 2018

Предметы быта – это особый мир. Мы все говорим об истории страны и о великих свершениях. А между тем история начинается у нас дома: с простых вещей, которые мы привыкли не замечать.

Эти вещи отражают приметы времени. Музей смеха собрал те из них, которые уже давно не используются в быту, чтобы вы попробовали отгадать их назначение. Удивительные деревянные конструкции из деревенского обихода соседствуют здесь с изящными вещами дворянского быта, кухонные принадлежности наших бабушек — с непонятными предметами мужского туалета. Все это будит воображение и вызывает умиление при отгадывании.

Быт, исчезнувший из наших домов. Сколько нужно проявить смекалки, чтобы догадаться о предназначении странных и забавных предметов? Как открывать «раковины вещей»?

Ответы — на выставке «Загадки быта».

Что такое «быт»? Мы употребляем это слово ежедневно, но задумываемся ли, какое поле смыслов за ним скрывается? В каких контекстах мы его употребляем? Оказывается, слово «быт»относится к числу труднопереводимых русских слов. Неправда ли странно, такое употребительное для русского языка слово отсутствует, например, во французском или английском языке. При этом, «быт» — не просто специфическое русское слово, это необычайно важное для русской культуры понятие.

Любой носитель русского языка тут же скажет: быт — это то, что относится к повседневной жизнь. При этом с понятием «быт» связаны только те предметы и действия, которые направлены на поддержание материальной стороны существования. В различных журналах в рубрику «быт» обычно попадают советы из серии «как быстро почистить картошку» или «50 нетипичных способов применения мусорного пакета для украшения гостиной». Многочисленные музеи быта показывают материальную сторону повседневности людей: что и чем ели, как готовили, во что одевались, где спали, как мылись, как проводили свободное время и т.д.

Быт — это все то, что мы делаем каждый день, чтобы выживать. Бытовые вещи — вещи, которые мы используем, чтобы выживать. Быт — это мелочи повседневности, недостойной внимания человека, имеющего подлинные духовные интересы. Так быт оказывается противопоставлен бытию, то есть, глубинным основы существования.

«Бытовуха замучила», «бытовые проблемы портят отношения в семье»… Быт засасывает, заедает, лишает возможности развиваться, жить духовной жизнью, читать книги и учить иностранные языки.

«Творческому порыву в преображенное будущее противопоставлена тенденция к стабилизации неизменного настоящего,его обрастание косным хламом, замирание жизни в тесные окостенелые шаблоны. Имя этой стихии—быт».

(Р.О.Якобсон «О поколении, растратившем своих поэтов»)

Подобные болезненные взаимоотношения с бытом — характерная черта русской культуры. Тенденция восприятия быта как чего-то враждебного человеку прослеживается во многих литературных произведениях, в поэзии и прозе, в философских изысканиях русских ученых, а также в женских журналах, пособиях по саморазвитию и нашей повседневной речи.

Читать еще:  Значение слова «рапсодия. Рапсодия

Русский язык противопоставляет развитие и быт. Заниматься бытом — стоять на месте и никуда не двигаться, не развиваться, лишать себя будущего.

Но хорошо ли это? Ведь то, как мы проводим каждый день — отражение нашей личности. Развитие происходит именно в повседневности и тесно связано с бытом. Связано с бытовыми вещами, бытовыми делами, бытовыми проблемами. А самое главное, быт рассказывает нас о нас самих.

Что предметы быта могут рассказать нам?

На нашей выставке Вы увидите предметы, уже вышедшие из обихода. Возможно, ими пользовались Вы сами, а, возможно, ваши родители, дедушки или бабушки. Заостряя внимание на обыденных вещах, мы приближаем события прошлого к себе, переключаемся с истории государства и власти на историю повседневной жизни.

Но как мы можем взаимодействовать с вещью, которой в обиходе уже не пользуется никто? Много ли музейных предметов обращают на себя ваше внимание? Сколько из них вы запомните? И как подробно вы читаете этикетки с подписями? Чему может научить музейная выставка кроме простого сопоставления предмета и подписи к нему?

И тут открывается второй план «Загадок быта»: на этой выставке можно научиться логически думать, находить нестандартные решения, проявить свои творческие способности. Более 150 предметов без единой подписи. Ну-ка, попробуйте понять, что перед вами! Сотрудники Музея объясняют, КАК надо смотреть на предмет, чтобы разгадать его загадку. И помогает им в этом маленькая смекалистая девочка — Умная Маша.

Занятие-экскурсия в музей народного быта

Ия Барышева
Занятие-экскурсия в музей народного быта

Цель:

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции

2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и!материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

Словарная работа:

1. Объяснить значение слов: экскурсия, экскурсовод.

2. Тренировать в словообразовании.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных

сказок. Отгадывание загадок.

Материал:

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с

баранками. Тесто соленое. Дощечки и лоточки для лепки.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей.) Как называется наш музей? (Музей русского народного

быта.) Как называются предметы в музее? (Экспонаты.)

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод.)

Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Тогда я буду экскурсоводом и расскажу вам об

экспонатах нашего музея. А поможет мне в этом волшебная

шкатулочка с загадками.

Вот первая загадка: (загадка про печку: мать толста, дочь красна, сын-бес долетел до небес).

Конечно, это печка. Печь занимает почти пол избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят.

Люди считали, что за печкой живет хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был

достаток и порядок. Вот и за нашей печкой живут: Старик

Домовик, Тетушка Хлопотунья, Домовичка Помощница.

Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.

А, вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

Вот другая загадка: (загадка про пилу: зубов много, а ничего не ест).

Да, ребята печку в те времена топили дровами.

Заготавливали их с помощью пилы и ее помощника (загадка про топор: кланяется, кланяется, придет домой-растянется).

Для приготовления пищи использовали чугунки и

различные горшочки. В печь их ставили с помощью ухвата.

Посуду делали сами из дерева и глины. Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны?

Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина

разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их

обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей

работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой

деревянной палочкой наносили узор.

Из дерева русские люди делали не только дома-избы и мебель, но и посуду. Потому что жили среди лесов.

Посмотрите, какую делали красивую посуду. Ее украшали

различными узорами, использовали всевозможные краски, и у каждого был свой секрет, который передавался от старших

Читать еще:  Детские писатели в начальной школе. А.П.Платонов

А вот следующая загадка: (загадка про ложку: сама не ем, а всех кормлю).

Семьи были большими, и у каяадого была своя ложка,

Которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной

большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто

баловался за столом получали от старшего ложкой по лбу.

А как вы думаете, что делали этим предметом?

Тогда я вам помогу. Спросим у нашей шкатулочки:

(загадка про утюг: в Полотняной стране по реке Простыне плывет пароход то назад, то вперед, а за ним такая гладь — ни морщинки не видать).

Это первый утюг. Называется он рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие

Дерево часто использовали как материал для поделок и игрушек.

Но дерево быстро разрушается, легко горит, лесов становится все меньше и меньше. Их надо беречь, охранить

Из чего сделан туесок? (Из бересты.)

Весной со ствола срубленной березы снимали кору, надрезав ее по кругу. Кусок бересты — это корпус туеска.

Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в

форме дужки. Туесок не пропускал воду.

И еще одна загадка из шкатулочки: (загадка про лапти: из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет).

Из чего плела лапти? (Из корней дерева и лыка.) Лыко — верхний слой древесины липы, сдиравшийся вместе с корой со срубленных молодых деревьев.

Лапти носили люди, которые жили в деревнях.

Для хранения вещей и одежды, богатств использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и

украшенные драгоценностями, деревянные и железные.

И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны

эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься

В нашей группе ребята тоже очень любят делать игрушки, вышивать, делать бисерные украшения.

Мы с вами уже говорили о том, что люди спали на печи. А вот для маленьких детей делали вот такие,. правильно, колыбельки. Малыша в ней качали, пели ему колыбельные песни. Давайте, и мы для нашего малыша споем колыбельную песенку. (Дети поют колыбельную песенку).

Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они. деревянные.

Эти их глины, они. глиняные. Эти из ткани, они. тканевые. Эти их ниток, они. нитевые. Эта из соломы, она. соломенная.

А еще этих кукол различают по способу изготовления: стригушки, потому что их. стригли; закрутки, потому что их. закручивали.

Ребята, вам понравились экспонаты нашего музея? А что вам больше всего понравилось? Чем бы вы хотели поиграть?

А сейчас я вам расскажу еще об одной традиции русского народа (достает хлеб-соль).

Посмотрите, какой мягкий каравай!

Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра.

Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как

величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и

съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьезны. Лишь

позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова старинная традиция русского народа.

И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

А вот еще одна загадка просится из шкатулки выйти (загадка про баранку: маленькое, сдобное колесо съедобное).

Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колесики? Вы правы размером, а еще тестом и названием. Все это баранки, традиционные русские изделия из теста. Это колесико-баранка, его, как и в старые времена, пекут из сдобного крутого теста. Это большое колесико-бублик, его пекут из сдобного некрутого, то есть мягкого теста. Это сушеная баранка, которая называется. сушкой. А вот витая баранка, напоминающая по форме восьмерку, называется кренделем.

Хотите, я вас научу делать крендели?

Проходите за стол. Это соленое тесто, из которого можно

делать различные поделки для игры, например в магазин. Для

того чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек

теста, скатать из него жгутик, а затем свернуть колесиком и перекрутить восьмеркой. Давайте их сложим на лоточки, а

когда они высохнут, вы сможете ими играть.

До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.

Музейная педагогика В нашем детском саду большое внимание уделяется музейному воспитанию дошкольников. В музее «Народно-прикладного искусства» детей знакомят.

Содержание и задачи образовательной области «Художественное творчество». Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне.

Источники:

http://eva.ru/amp/travel/travels-and-tourism/read-muzej-nye-zagadki-24540.htm
http://www.gidspb.com/exhibitions/zagadki-buta/
http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-muzei-narodnogo-byta.html

Дачник
Добавить комментарий