Мраморные статуи с вуалью. Мраморная вуаль

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Мраморная вуаль» в 18 веке

Сама техника «эффекта вуали» в скульптуре известна еще со времен Древней Греции, но пик ее популярности пришелся на 1700-е годы. Первым скульптором, возродившим мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини.

Самой известной его скульптурой с «эффектом вуали» является «Целомудрие» (Pudizia), представляющая собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной жизни — умершей вскоре после родов.

Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».

Авторству Коррадини принадлежит еще несколько работ, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали».

Представляет собой фрагмент знаменитой статуи «Вера», купленной в Венеции для Петра Великого. Находилась в Статуя, находившаяся сначала в Летнем саду, а затем — в Георгиевском зале Зимнего дворца, пострадала в пожаре 1837 года. После реставрации верхнюю ее часть поместили в садике Царицыного павильона в Петергофе.

Однако сам скульптор планировал довести свое мастерство до совершенства в своей работе «Христос под плащаницей» для капеллы Сан-Северо в Неаполе по заказу князя Раймондо. Но Приступив к выполнению заказа, он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет его жизнь оборвалась.
Но эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Саммартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.

Даже великий мастер, Антонио Канова, увидев эту скульптуру, воскликнул: «Я отдал бы 10 лет жизни, лишь бы стать автором такого шедевра!».
Скульптура «Христос под плащаницей» стала венцом творчества Джузеппе Саммартино, ничего более величественного он так и не смог создать.

«Мраморная вуаль» в 19 веке

После великого Антонио Коррадини и его последователя Джузеппе Саммартино практически целый век скульпторы не обращались к этой весьма эффектной и, вместе с тем, сложнейшей технике. Лишь в начале 19-го века вновь появились талантливые мастера, которым удалось ее освоить.
В середине 19 века скульптор Джованни Страцца изваял бюст Девы Марии с применением того же эффекта «вуали».

Также до наших дней дошла великолепная скульптура «Ребекка под вуалью», автором которой стал скульптор Джованни Мария Бенцони. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.

К сожалению, других подобных работ этих мастеров не сохранилось.

Но самым знаменитым скульптором-«вуалистом» 19 века, который сумел достичь совершенства в своем мастерстве, по праву считается Рафаэль Монти (1818-1881гг.).

Тончайшие эмали Монти кажутся почти невесомыми, готовыми затрепетать от малейшего ветерка ветерка.

Его самая известная скульптурная работа изображает фигуры нескольких девушек, склонивших головы под тончайшей вуалью.

Скульптуры изображают покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня.

Их тончайшая вуаль выполнена настолько искусно, что пропускает даже свет.

Кроме того, что Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур под вуалью, он также приоткрыл секреты сложнейшей технологии их создания. В своей работе мастер использовал особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Верхний слой этого мрамора имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вуаль на мраморной вуали

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Читать еще:  Плакаты а 9 мая. Стенгазета ко Дню Победы

Сегодня речь (неожиданно) пойдёт о фальсификации из другой области нашего бытия — о «фальшивом геобетоне» — натуральном мраморе. Многим уже привычно встречать утверждения альтернативщиков о том, что скульптуры с вуалями не могли быть сделаны из цельного куска натурального мрамора, и что сделаны они из искусственного мрамора, податливого «как творог» и такого пластичного, что знай себе, лепи.

Начиная разговор о вуалях, хочу напомнить, что существует такое явление, как оптическая иллюзия. Связана она с нашей способностью подыскивать из своего жизненного опыта те запечатления образов, которые формой похожи на видимое и сопоставлять их друг с другом.

Мраморные вуали, возпринимаемые зрителями, как нечто отдельное от скульптурного тела, покрывающее его, — это оптическая иллюзия. Складки ткани «вылепленые» над лицом заставляют мозг создавать мысленный образ завесы над лицом, основываясь на предыдущем представлении того, как выглядит вуаль. Это всего лишь догадка ума, но если кто-то за прожитую жизнь никогда не видел, как выглядят вуали, то вышеупомянутая скульптура, вероятно, была бы довольно непонятной для них.

Как Джованни Страцца вырезал «Застывшую Богородицу»?

Очень, очень осторожно.

Это не шутка; вытёсывание вуали зависит от полного внимания скульптора к деталям и искустных навыков резьбы — ни много, ни мало.

В то время как Strazza Veiled Virgin является одним из самых известных скульпторов-вуалистов, и, возможно, самым ярким, другие скульпторы, работающие в этой технике, создавали завуалированные фигуры примерно в то же время.

Обратите внимание, на этой крупномасштабной фотографии вы можете увидеть прорези, которые формируют закрытые глаза, обратите внимание на то, как губы, образующие рот, показываются более глубокой резьбой по внешним краям и углам, обратите внимание, как вуаль только слегка намекает на челюсти в горло. Так художник заставляет видеть завуалированную фигуру в камне.

В нескольких шагах от скульптуры она кажется просто покрытой прозрачной вуалью. И это достигается тщательным вниманием камнереза к деталям.

История вуалей в камнерезном деле идёт из времён до нашей эры..

Эффект усиливается, когда для скульптуры изпользуется полупрозрачный мрамор.

Одним из самых популярных скульпторов, которые освоили создание таких завуалированных статуй, был Раффаэло Монти, который жил в Италии 19-го века. Кроме того, если мы идем дальше в прошлое, « Застывший Христос » Джузеппе Санмартино (18 век) по-прежнему считается одним из лучших шедевров этой формы.

Легенды говорят: люди ошибочно полагали, что это было результатом алхимического «марбелирования», что на скульптуру была накинута ​​настоящая вуаль, и с течением времени она превратилась в мрамор с помощью химического процесса. Однако эта скульптура была полностью изготовлена ​​из натурального мрамора.

Действительно, это чудеса, которые люди могут создать молотком и долотом! (не медным, как утверждают альтернативщики)

Превосходное короткое видео, показывающее части покрытия вуалью, которое вы по достоинству оцените. Страцца вырезал этот бюст около 1850 года.

На протяжении всей истории очень мало людей, «которых боги коснулись рукой», и которые получили необыкновенные способности. Работы некоторых из них можно увидеть в капелле Сан-северо (Неаполь).

«Христос под плащаницей»

В центре капеллы Сан-Северо в Неаполе помещена скульптура Джузеппе Санмартино (1753 год) «Христос под плащаницей» (итал. Il Cristo Velato, варианты русского перевода — Плащаница, Христос под саваном) — самое известное из произведений, хранящихся в капелле.

Первоначально князь Раймондо де Сангро поручил работу Антонио Коррадини, который успел изготовить только глиняную модель, хранящуюся сейчас в музее Чертоза Сан-Мартино. После смерти Коррадини князь Раймондо поручил завершить работу молодому и мало известному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Эта скульптура очаровала посетителей на два с половиной века, поразив воображение художников и писателей (от маркиза де Сада до Канова), и считается одним из лучших скульптурных шедевров мира.

Выполненная в 1753 году Джузеппе Санмартино и по заказу Раймондо ди Сангро, она изображает Христа, снятого после распятия, покрытого прозрачной вуалью. Эта вуаль проявляется с такой тонкостью, что она почти обманывает глаз, и эффект, наблюдаемый лично, действительно поразителен: создается впечатление, что под нею лежит «настоящая» скульптура, и что саван можно легко схватить и снять ,

Именно благодаря необыкновенной виртуозности Санмартино в создании скульптурной завесы, легенда, окружающая это изображения Христа, умирает трудно — время от времени её публикуют даже специализированные журналы и безукоризненные художественные сайты.

Читать еще:  Мировая художественная культура. XX век

Легенда гласит, что принц Раймондо ди Сангро , который заказал эту работу, фактически сфабриковал завесу, положив ее поверх скульптуры Санмартино и «окаменив» её алхимическим составом своего изобретения; отсюда и феноменальная текучесть драпировки и «прозрачность» ткани.

Эта легенда продолжает возвращаться в эпоху Интернета, благодаря статьям, подобным этой:

«Известие — Недовно было сделано открытие того, что завеса сделана не из мрамора, как считалось до сих пор, а из тонкой ткани, мрачно преобразованной самим принцем при помощи алхимической процедуры, так что она стала целой с основной скульптурой. В Нотариальном архиве был найден договор между Раймондо ди Сангро и Санмартино относительно статуи. В нём скульптор обязуется доставить «хорошую и совершенную статую, изображающую нашего Господа, мертвого в естественной позе, чтобы показать его в церковной церкви принца». Раймондо ди Сангро обязуется, помимо поставки мрамора, «сделать Плащаницу из тканой ткани, которая будет помещена над скульптурой; после этого принц будет манипулировать им своими собственными изобретениями; то есть, будет покрывать завесу тонким слоем измельченного мрамора . пока она не станет выглядеть так, как будто она была сделана статуей ». Саммартино также обязуется «никогда не раскрывать после завершения статуи метод Принца для изготовления савана, который покрывает статую». С этим удивительным контрактом идет еще один документ, описывающий рецепт для порошкообразного мрамора. Если эти два документа недвусмысленно доказывают пределы навыков Саммартино, они также показывают алхимический гений Сансеверо, который передал свой опыт на службу герметической доктрине, осознав один из самых важных мистических изображений христианской символики, что Святая Плащаница Иисуса была после того, как он умер на кресте.»

Покопавшись немного глубже, стало ясно, что это «сенсационное» открытие не было даже недавним, но восходит к восьмидесятым годам. Сделала его неаполитанская исследовательница Клара Микчинелли, которая заинтересовалась Раймондо ди Сангро после контакта со своим духом во время сеанса. Miccinelli опубликовала пару книг, в 1982 и 1984 годах , в центре которой была загадочная фигура принца, масона и алхимика, персонажа, изображенного в фольклоре как безумного ученого и гения.

Документ Miccinelli, найденный в Архивах, на самом деле является подделкой. Вот что сообщил об этом Музей часовни Сансеверо :

«Документ [. ], транскрибируемый и опубликованный Кларой Микчинелли, учёными единогласно считается неаутентичным. В частности, очень точный анализ документа проводил профессор Розанна Чиоффи, который в примечании 107, стр. 147 ее книги «La Cappella Sansevero». Arte barocca e ideologia massonica «(Sec. Ed., Salerno 1994) перечисляет и обсуждает целых девять причин — откровенно неопровержимых — по которым документ не может считаться подлинным (из-за отсутствия водяного знака на бумаге, почерка отличного от любого другого дела, составленного нотариусом Либорио Скалой, тем фактом, что лист бумаги отделен и не включен в объем, собирающий все дела за 1752 год, к «signum» нотариуса, который только в этом документе отличается от всех других дел и т. д.). [. ] Есть, с другой стороны, достоверные документы , которые можно свободно и публично изучить в Историческом архиве Банко-ди-Наполи, найденном Эдуардо Наппи и опубликованном по разным поводам: из оборотного документа от 16 декабря 1752 года, в котором Раймондо ди Сангро описывает статую в процессе создания «статуя Господа нашего, мертвого и покрытого завесой из того же мрамора», к оплате 30 дукатов (как осаждение 500 дукатов) 13 февраля 1754 года , в котором Принц Сансеверо однозначно описывает Христа как «покрытого прозрачным саваном того же мрамора». Все это без учета одного из знаменитых писем Принца Гиральди на «вечном свете», впервые опубликованного в мае 1753 года в «Новелле-письме» во Флоренции, в котором он таким образом говорит о Христе: «мраморная статуя из нашего Господа Иисуса Христа, мертвого, завернутого в прозрачную завесу того же мрамора, но исполняемого с таким опытом, что обманывает самых точных наблюдателей ». [. ]

Таким образом, все документальные свидетельства указывают на одно: «Покрытый Христос» — это произведение, полностью выполненное из мрамора. Чтобы разобраться в делах раз и навсегда, в конечном итоге был проведен научный неинвазивный анализ, проведенный компанией Ars Mensurae, в результате которого сделан вывод о том, что единственным материалом, присутствующим в этой работе, является мрамор. Отчет по анализу был опубликован в 2008 году в: С. Ридольфи, «Аналитический материал для трамплитной системы, переносной дифлоресценции X: il caso del Cristo Velato ‘nella Cappella Sansevero di Napoli». [. ]Мы считаем, что тот факт, что Христос Санмартино полностью сделан из мрамора, только добавляет шарма [. ] к работе.

Читать еще:  Красивые рисунки на тему 8 марта.

Почему-то немоглики представляют себе работу скульптора, как откалывание кусков камня только при помощи сильных ударов молотка. Посмотрите, как производится тонкая обработка мрамора:

Ещё часто приводимый аргумент: нынче никто не способен такое сделать.

Мне не встретилось серьёзной работы в этой технике, но вот одну из попыток я всё-таки нашла :о))) Не тот уровень мастерства. Но и задача изготовить полноценную вуаль, по всей видимости, перед скульптором не стояла. Зато видео показывает, чем же достигается эффект вуали.

А это полотно с кружевами изготовлено с изпользованием дрели

Как делали тончайшую вуаль на мраморных скульптурах

Эта удивительная оптическая иллюзия поражает раз и навсегда. Можно часами любоваться мраморными девами под тончайшей, почти трепещущей на ветру, прозрачной, но всё-таки каменной вуалью.

Такой приём в искусстве называется тромплеем. Если совсем упрощённо говорить, это своеобразный 3D-эффект. Но если с холстом и двухмерными картинами всё понятно, то как такого невероятного эффекта добивались скульпторы, тем более в XVIII веке?

«Целомудрие» под вуалью

Технология создания невесомой мраморной «ткани» на самом деле была известна и применялась ещё во времена древнегреческих скульпторов. Однако по-настоящему популярной она стала в начале XVIII века благодаря итальянцу Антонио Коррадини. Эффект вуали он впервые применил в скульптуре «Целомудрие» — надгробном памятнике, заказанном мастеру князем Раймондо в честь собственной скончавшейся при родах матери. Каменная женская фигура окутана лёгкой струящейся мраморной тканью, сквозь её складки просвечивают черты лица и тела. Эта работа Коррадини навсегда вошла в историю скульптуры и по праву считается лучшей у мастера, которого зачастую называют родоначальником эффекта мраморной вуали.

Антонио Коррадини создал ещё несколько «завуалированных» скульптур и под конец жизни собирался подарить миру ещё более усовершенствованную версию эффекта — в работе «Христос под плащаницей» по заказу всё того же князя Раймондо для неапольской капеллы Сан-Северо. Однако почти в самом начале работы мастер скончался, и его дело продолжил другой талантливый скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» так и осталась лучшей работой этого зодчего, превзойти самого себя позднее он не смог.

Скульптура «Христос под плащаницей»

Шедевры Рафаэля Монти

После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.

Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

Весталки Рафаэля Монти

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/170119/41960/
http://cont.ws/post/709176
http://www.factroom.ru/kultura/kak-delali-tonchajshuyu-vual-na-mramornyh-skulpturah

Дачник
Добавить комментарий