Монтень годы жизни. Мишель де Нострдам

Есть люди, настолько знаменитые, что их имена знают даже те, кто не слишком интересуются историей или литературой. Мишель де Монтень как раз принадлежал к таким людям. О его книге «Опыты» слышали даже те, кто никогда не держал ее в руках. Да и не удивительно — в истории, философии, педагогике и литературе было достаточно людей, на которых так или иначе Монтень повлиял: У. Шекспир, Б. Паскаль, Р. Декарт, Вольтер, Ф. Бэкон, П. Гассенди, Ф. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, А.С. Пушкин, А. Герцен, Л. Толстой. — перечень далеко не полный. Да и в более легкой литературе для Монтеня нашлось место. Именно его читает Шико в романе «Сорок Пять» во время поездки в Наварру по поручению Генриха Третьего.

Вопреки частице «де» Монтень происходил не из дворянской, а из купеческой семьи Эйкем. Его полным именем было Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592). Купцы Эйкем прославились в Бордо (на юге Франции) еще в XV веке. Пьер Эйкем, отец Монтеня, купил замок Сен-Мишель-де-Монтень, и по замку стал именоваться де Монтенем. Позднее Мишель де Монтень в своих «Опытах» рассуждал, что традиция именоваться по владениям вносит изрядную путаницу в попытках выяснить, кто есть кто.

Первый Монтень прославился в Итальянских войнах, а потом женился на Антуанетте де Лопез де Виллануэва, которая происходила из семьи крещенных арагонских евреев.

Мишель де Монтень получил блестящее образование в лучших традициях эпохи Возрождения. Он прекрасно знал латынь, да и как ему было обойтись без этого, если его учитель-немец ни слова не знал по французски?

Молодость Мишеля Монтеня прошла довольно бурно — он был советником парламента в Бордо, некоторое время находился при дворе Карла IX, участвовал в осаде Руана и в результате получил орден Святого Михаила. В своих «Опытах» Монтень признавал, что мечтал об этом ордене с юности, но прекрасно понимал, что в силу происхождения не может рассчитывать на такую честь. Вот только во второй половине XVI века орден стали даровать столь часто, что он в значительной степени утратил престиж и, таким образом, по выражению Монтеня, «спустился» до него.

Надо сказать, что педагогические воззрения отца Монтеня и его собственный нрав привели к тому, что Мишелю Монтень удавалось находить общий язык с самыми разными людьми. Он поддерживал дружеские отношения с убежденным монархистом Жаном Боденом и с республиканцем Этьеном Ла Боэси, ладил с католиками и протестантами.

В 1572 году Монтень начал писать свои «Опыты», точнее, он начал их диктовать. Вообще-то, книга называется «Эссе», что и переводится на русский как «опыты» или «наброски». Именно Монтень первый использовал этот термин для обозначения небольшого литературного произведения свободной формы. От него термин заимствовал Ф. Бэкон, а потом поэт и драматург Бен Джонсон придумал и производное — слово «эссеист», то есть тот, кто пишет эссе.

Начало «Опытов» издавалось в 1580-1581 годах, и сразу же произвело во Франции фурор. Книгой зачитывались, ее цитировали, с ней спорили.

Первоначало слава проходила мимо Монтеня, потому что он благоразумно отправился путешествовать. Он объездил чуть ли не всю Францию, посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Италию а когда был в Лукке узнал, что его выбрали мэром Бордо.

Очень удивленный таким неожиданным результатом своих литературных трудов, Монтень решил вернуться домой, чтобы отказаться от должности. Вернуться-то он смог, а вот отказаться от должности нет. Убеждать его принять должность взялся сам король Генрих Третий. Перечить королю Монтень не решился и против собственной воли вынужден был стать мэром.

Позднее он писал, что это были самые тяжелые годы его жизни. В стране шла гражданская война. Друзья становились врагами, брат шел на брата. Монтень же усиленно пытался примирить католиков и гугенотов. Без особого успеха. Книга «Опытов» завоевала Монтеню уважение и тех, и других, так что каждый пытался перетянуть его на свою сторону, а поскольку это не получалось, то и обижались на него все. Как писал Монтень, вспоминая историю Италии, «Гвельфы считали его гибелином, а гибелины — гвельфом».

В общем, Монтень с удовольствием вернулся к своим «Опытам», добавляя новые рассуждения и готовя исправленные издания прежних.

Очень часто нынешние читатели утверждают, что их поражает современность рассуждений автора, а некоторые даже сравнивают «Опыты» с нынешними блогами. «Монтень — блогер XVI века», — в этом утверждении что-то есть.

Действительно, «Опыты» — это книга обо всем понемногу: о жизни, об истории, о человеческом счастье, политике, воспитании детей, именах и многом другом. Монтень вообще считал, что главное в жизни человека это не какие-то абстрактные идеалы, а счастье.

Именно Монтень первым стал рассказывать о мелочах окружающей жизни, припоминать интересные случаи и рассуждать о обо всем и всех.

Именно Монтень рассказывал о дворянине, которого король попрекнул тем, что он поднял руку на священника, а тот в негодовании отвергал это обвинение. Поскольку топтал священника ногами !

И именно Монтень отстаивал идею воспитания из ребенка всесторонне развитой личности, человека, который умел бы наслаждаться жизнью и при этом стойко переносить несчастья.

Читать еще:  Краткие сведения о джеке лондоне. Лондон джек

Монтеня часто цитируют:

«Будем остерегаться, чтобы старость не наложила на нашу душу больше морщин, чем на наше лицо»

«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться».

«Трусость — мать жестокости».

«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию»

Вот только в тот момент, когда мы решим, что Монтень человек глубоко современный, мы вдруг наталкиваемся на его убеждения, которые доказывают, что он принадлежит другому времени и другой морали. И это производит гораздо большее впечатление, чем чтение о выходках Бюсси или Шико. Добрый гуманный человек неожиданно предстает перед нами Чужим в большей степени, чем инопланетянин.

Как правило это касается его отношений к социальным изменениям и взаимоотношений мужчин и женщин.

Любые изменения в сфере политики (даже попытка врачевания социальных пороков) Монтень рассматривал как попытку вылечить болезнь смертью. Но и это еще не самое важное — в конце концов, подобный консерватизм встречается и в наше время.

Наиболее чужд Монтень становится тогда, когда рассуждает об отношениях мужчин и женщин. Да, он считал что главное в человеке — это стремление к счастью. Но что понимать под счастьем?

И вот мы читаем, как Монтень не может понять, почему проститутка предпочла выскочить от пьяного солдата в окно второго этажа, рискуя жизнью, вместо того чтобы получить удовольствие? И не меньшее удивление философа, которого считают гуманистом, за что карать изнасилование, ведь это единственное преступление, в ходе которого жертва получает наслаждение?

Я вас понимаю. Приходится признать, что знаменитый бабник король Франциск I, считавший насилие одним из худших преступлений, был гораздо гуманнее философа или же намного лучше Монтеня знал жизнь.

Впрочем, современники Монтеня не видели в его рассуждениях ничего странного. Для них странным была как раз суровость Франциска, который за насилие вешал.

Умер Монтень в своем замке, в любимой библиотеке, среди дорогих ему книг. На балках библиотеки Монтеня до сих пор можно видеть изречения, вырезанные в XVI веке по его распоряжению.

Мишель де Монтень, философ эпохи Возрождения: биография, труды

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу – «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран – Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

Читать еще:  Анализ произведения «Кавказ» (И.А. Бунин)

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, — рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. «Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, — заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение – самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль – слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам».

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам эпохи Возрождения. Человек должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, – это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Мишель де Монтень — биография, информация, личная жизнь

Мишель де Монтень

Мишель де Монтень (фр. Michel de Montaigne); полное имя — Мишель Экем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne). Родился 28 февраля 1533 года в замке Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — умер 13 сентября 1592 года в Бордо. Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, гю судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Слово «опыт», по-французски «эссе», обязано своим происхождением именно Монтеню. Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580-1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г. В «Опытах» (Книга третья, Глава X — «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954-1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924-1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Читать еще:  А франс биография. «Большевик сердцем и душой»

В книгах «Опыты», написанных в литературно-философском жанре, автор делится своими размышлениями над различными историческими фактами как прошлого, так и настоящего, наблюдениями над бытом и нравами людей самых разных возрастов и состояний, уровня культуры и положения в обществе.

«Опыты» отличались подлинно гуманистической моралью, были направлены против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных властей. Сравнивая современную ему цивилизацию с жизнью первобытных народов, он отдаёт явное предпочтение последним. Благоразумие, смешанное со скептицизмом, тонкий французский юмор, искренность и правдивость сделали «Опыты» Монтеня одной из любимейших книг людей на протяжении многих последующих веков.

Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» — обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень — родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай своё дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно своё дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счёте проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительней смены власти, ибо нельзя поручиться, что новый режим даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/5d17b0dbf66b3d00acf99807
http://fb.ru/article/245754/mishel-de-monten-filosof-epohi-vozrojdeniya-biografiya-trudyi
http://stuki-druki.com/authors/Montaigne.php

Дачник
Добавить комментарий