Православные церкви на Украине. Досье

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра.

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ, украинская церковь состоит из 43 епархий и насчитывает около 10,9 тыс. общин.

За исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей является самой массовой православной структурой на Украине.

Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — религиозная организация, история возникновения которой восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 1930-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

Легальную деятельность УАПЦ возобновила в конце 1980-х гг., тогда в ее состав вошли несколько приходов, отколовшихся от Московского патриархата.

Главой церкви с 2015 года является Макарий (Малетич) с титулом «митрополита Киевского и всея Украины».

На сегодняшний день имеет на Украине 11 епархий. По данным на 2001 год имела более 550 приходов, находящихся в основном на территории Западной Украины.

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси и именует себя наследницей Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, существовавшей до 17 века.

Однако каноничность так называемого Киевского патриархата не признала ни РПЦ, ни другие поместные православные церкви, включая на настоящий момент Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ, который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Архиерейским собором еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП, церковь включает около 4 тыс. приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей.

Кроме того, стоит упомянуть действующую в стране Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

Она также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской империи.

Является крупнейшей католической церковью восточного обряда.

После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне националистических настроений большую часть храмов. В начале 1990-х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год, численность верующих составляет 4,2 млн человек. В церкви около 3 тыс. священников и 43 епископа. УГКЦ принадлежит более 4 тыс. приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель УГКЦ — Верховный Архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук (с 2011 года).

В начале 2019 года на Украине была официально зарегистрирована так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), о начале создания которой было объявлено по итогам объединительного собора 15 декабря 2018 года.

Данное мероприятие прошло в Софийском соборе Киева с участием представителей УПЦ КП, УАПЦ, двух епископов УПЦ МП — Александра Драбинко и Симеона Шостацкого, а также смотрящих от Константинопольской церкви. В работе собора также приняли участие президент Петр Порошенко и спикер Верховной Рады Андрей Парубий.

Создание ПЦУ стало одним элементов предвыборной кампании Порошенко, который решил таким образом еще раз подчеркнуть независимость Украины от РФ, в данном случае от Московской патриархии.

В состав новой структуры вошли все приходы, епископы и клирики УПЦ КП, УАПЦ, а также примкнувшие к ним немногочисленные представители УПЦ МП.

Предстоятелем ПЦУ был избран митрополит Киевского патриархата Епифаний Думенко, который на тот момент считался правой рукой Филарета. Кроме политической элиты Украины, в создании новой украинской религиозной организации оказался заинтересован Константинополь и лично патриарх этой церкви Варфоломей, который пытается обозначить свое главенство в православном мире.

Константинополь включил Православную церковь Украины в свой вариант списка автокефальных мировых православных церквей, однако по состоянию на май 2019 года Русская православная церковь и УПЦ МП как ее составная часть высказались резко против планов создания ПЦУ и отказались входить в ее состав, так как на Украине существует единственная каноническая церковь Московского патриархата. После этого РПЦ разорвала общение с Константинополем.

При этом через парламент был проведен закон, согласно которому УПЦ МП должна была изменить свое название с целью указания в нем руководящего центра, который якобы располагается в России. Однако спустя некоторое время по решению суда этот закон был отменен, при этом выступивший одним из его главных лоббистов Парубий пообещал оспорить это решение.

Читать еще:  Самые маленькие женщины в мире.

В середине мая стало известно, что Филарет, на неприемлемости фигуры которого в роли главы ПЦУ настаивал Константинополь, выступил против Епифания и Варфоломея, заявив, что ПЦУ не обладает подлинной независимостью.

Он заявил о планах по воссозданию Киевского патриархата с собой во главе, который, по его словам, юридически так и не был ликвидирован.

Украина на пороге религиозной войны

Верховная Рада планирует принять антиправославные законопроекты

Последним оплотом общности двух веток русского народа — великоруской и малоросской — остается единая Русская Церковь, неотъемлемой частью которой является Украинская Православная Церковь (не зря г-н Бжезинский всегда считал главным идейным врагом Запада Русское Православие). На нее-то и намечена новая, на сей раз законодательная, атака.

Следует помнить, что согласно Уставу Русской Православной Церкви, УПЦ в составе РПЦ имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии, является крупнейшей по численности конфессией на Украине и, по состоянию на 2016 г., владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине.

Тем не менее 18 мая парламент Украины планирует рассмотреть законопроекты, направленные против УПЦ.

Их два. Законопроект № 4511 (среди его авторов депутаты от «Народного фронта» Д. Тымчук, С. Высоцкий, член Блока Порошенко А. Бригинец и еще человек десять «коалициантов») и законопроект № 4128 (нардеп «НФ» В. Еленский и депутаты от БПП и «Самопомощи»).

Первый документ, «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором», в ст. 5 предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с центральными органами исполнительной власти.

Впечатление такое, что украинские законотворцы как-то «подзабыли», что по их Конституции Церковь на Украине отделена от государства.

А ст. 7 этого законопроекта — еще более экстремальна: если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами в «государстве-агрессоре», а также, если будет установлен факт «сотрудничества с представителями милитарно-террористических объединений», власть наделяется правом вообще запретить эту религиозную организацию на территории Украины.

Понятно, кто имеется в виду. Вектор этого «закона» направлен на каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Пан Тымчук никогда не скрывал, что его инициатива касается УПЦ: «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. И в нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского Патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы — в Киево-Печерской лавре».

«Законотворцы тымчуки» не берут в расчет вещи очевидные: центр Украинской Православной Церкви находится не «за пределами», а в Киеве, а ее учредителем выступает Собор Украинской Православной Церкви.

Правозащитник общественной организации «Украина православная» О. Денисов утверждает: «Пытаясь фактически легализовать схему политического давления на такие религиозные организации, авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике».

В Главном научно-экспертном управлении Аппарата ВР Украины, как отмечает ресурс «Страна.ua», выступили с жесткой критикой этого документа. Юристы, давшие экспертное заключение, убеждены, что следует отклонить законопроект № 4511, поскольку предоставление особого статуса для отдельных религиозных организаций не отвечает требованиям Конституции Украины и нарушает принцип равенства, установленный ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Также данная законодательная инициатива грубо нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения Церкви от государства, который закреплен в ст. 35 Конституции Украины и гарантированное этой же статьей Конституции право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Ровно таков же вывод сформулирован в ежегодном докладе Уполномоченного Верховного Совета Украины.

И глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов считает, что нормы указанного законопроекта являются дискриминационными.

Законопроект № 4511 грубо вмешивается в порядок избрания епископов и митрополитов предполагает подчинить иерархов и клир властям.

Он написан, в сущности, для УПЦ — чтобы растворить ее в расколе, в религиозном смысле «объединить» с раскольническим, не признанным ни одной поместной Церковью мира т.н. «киевским патриархатом».

Аналогичные выводы касаются и второго законопроекта, № 4128, согласно которому предлагается внести в ст. 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» положения, регулирующие принадлежность лица к религиозной общине. Законопроект предлагает принадлежность к религиозной общине определять на основе «самоидентификации».

Многие эксперты этот проект называют «законом о церковном рейдерстве».

На его основании так называемый «киевский патриархат» начнет отбирать приходы у канонической Церкви. Народный депутат и крупный церковный меценат В. Новинский указывает, что механизм отъема прост: будут приводить в церковь специально собранных людей, которые на месте «самоидентифицируют» себя с данной церковной общиной и сразу же проголосуют за переход храма в подчинение «КП», выставив верующих на улицу. Естественно, это приведет к колоссальному росту религиозной напряженности по всей стране.

С 2014 г. православные храмы Украины подвергаются циничным захватам, нещадным ограблениям, постоянному давлению «патриотов», предлагающих перейти под управление «Филарета».

В Тернопольской, Ровенской и других областях наблюдаются десятки фактов такого рода рейдерских церковных захватов, с силовой поддержкой праворадикалов.

Эти законопроекты уже вбрасывались в Верховную Раду в октябре минувшего года, однако Администрации президента удалось сорвать их принятие. Такое вот раздвоение украинского сознания: одно полушарие «порошенковцев» готовит с единомышленниками в парламенте взрывоопасную законодательную инициативу, а второе — в АП — пытается ее сорвать.

Некоторые эксперты полагают, что и сейчас шансы на принятие невелики, однако группе инициаторов-«законодателей» нужен скандал. Для чего? Чтобы отвлечь народ от мыслей о текущей катастрофической ситуации?

Читать еще:  Литография на дереве. История книги

Если вспомнить размах всеукраинского Крестного хода в июле минувшего года, на празднование Крещения Руси, можно уверенно предположить, что такие законопроекты «могут спровоцировать колоссальное гражданское противостояние, вплоть до кровопролития и религиозной войны».

Остро ощущая грядущий вызов и понимая все последствия творимого «помраченными» и неразумными, свои голоса возвысили иерархи канонической Церкви.

В частности, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука призвал верующих Украины к посту и сугубой молитве с 14 по 18 мая, чтобы антицерковные законопроекты не были приняты. Ведь речь идет о том, подчеркивается в обращении, что людей будут выгонять из храма, в который они ходили всю жизнь, а представители гражданских властей — зачастую неверующие и враждебно настроенные к канонической Церкви людей — будут назначать священнослужителей.

Киевский же публицист Мирослава Бердник опубликовала такую реплику в Фейсбуке: «Сатанинские проделки с антицерковными законами против УПЦ МП, которые хотят поставить на голосование 18 мая в ВР, к сожалению, если не сейчас, то позже могут сбыться. Поэтому для начала дерзну дать владыке совет, прежде чем делать обращение к пастве, следует вспомнить, как он отправил год назад под запрет священника Андрея Пирогова за ношение Георгиевской ленточки на 9 мая. Скажите кто-нибудь владыке, что такие и подобные запреты приводят к антицерковным законам меньше чем через год».

Пристальные миряне вспомнили и о том, что в недавнем прошлом митрополит Лука как член Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ выступил со странным предложением о введении в Украинской Православной Церкви празднования соборной памяти «всех святых, в земле Украинской просиявших».

Алексей Селиванов подчеркивает в Фейсбуке, что сначала архипастырь ратует «за выделение отдельных “украинских святых”, а потом возмущается, что украинство выступает против Церкви. Однако бессмысленно одной рукой поддерживать укронационализм, а другой бороться с его последствиями».

Однако никто не забыл, как архиепископ Лука 13 апреля 2014 г. спасал «300 запорожцев» от украинских ультрас, нацистов, окруживших их и готовых буквально разорвать.

Приняла обращение в связи с запланированным голосованием в Верховной Раде по антицерковным законопроектам №№ 4511 и 4528 и Одесская епархия Украинской Православной Церкви.

Как подчеркивают в епархии, если указанные документы станут законами, они поставят под полный государственный контроль всю внутреннюю жизнь Церкви и дела каждой приходской общины.

«Призываю вас поставить свою подпись под обращением к вашему народному депутату, избранному в вашем мажоритарном округе, которому в четверг, 18 мая, придется голосовать в Верховной Раде по этим законопроектам. Это наше право как избирателей — просить избранников защитить наши интересы. Подпись каждого из вас — это голос христианина в защиту Украинской Православной Церкви», — отмечает митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Владыка также подчеркнул, что пресловутые законопроекты грубо нарушают ст. 35 Конституции Украины, противоречат закону о свободе совести и религии.

Упомянутые архипастыри благословили отцам-благочинным и настоятелям организовать сбор подписей прихожан под Архиерейским обращением, а списки в кратчайшие сроки направить в приемные народных депутатов Украины.

Законопроект не оставил равнодушными многих известных украинских политологов и экспертов.

Так, Дмитрий Скворцов (Киев) считает, что данные законопроекты направлены на ликвидацию единственной официальной институции, которая цивилизационно связывает Украину и Российскую Федерацию. Тем не менее, публицист допускает, что фракция Блока Петра Порошенко (БПП) будет саботировать продвижение и голосование скандальных законопроектов. Дело в том, что принятие подобных законов еще более подмочит репутацию Украины среди международных правозащитных организаций, а самое главное — в православном мире: Болгарии, Белоруссии, Греции, Грузии, Румынии, России и других стран.

В годы гонений Церковь только укреплялась, а ее гонители сгинули. Так будет и теперь. Об этом, комментируя одиозные законопроекты, напомнил украинский политолог Михаил Павлив, отмечая в социальной сети, что депутаты несут Украине настоящую религиозную катастрофу, и напоминая, что за всю человеческую историю наибольшее количество людей погибло именно в религиозных войнах, и уже в наши дни, за последние десятилетия, количество жертв религиозных войн по всему миру исчисляется миллионами. Теперь эту катастрофу хотят принести на Украину. «Мера безответственности негодяев, выступающих с подобными инициативами, ошеломляет, — отмечает политолог. — Власть барыг и ничтожеств с готовностью вбрасывает в общество очередную, как они считают, “свето-шумовую информационную гранату”, чтобы ослепить миллионы украинцев гневом, горем, возмущением, злобным торжеством и ненавистью. И под прикрытием этого света и шума провести очередные свои махинации, продолжая строить свою личную власть на крови».

Экс-министр юстиции в правительстве Н. Азарова Елена Лукаш называет готовящиеся законопроекты «законами о религиозном фашизме».

«Выгоды “Священной патриотической Войны” для власти понятны, — комментирует эксперт, — во-первых, разжигание религиозного противостояния успешно отвлечет от вопроса продажи земли, пенсионной реформы, убитой экономики и прочих механизмов уничтожения украинцев, а во-вторых, будут «побеждены» и разорены назначенные врагами и идеологическими оппонентами священники УПЦ МП. Бонус — имущество УПЦ МП и крики об очередной победе «патриотов». Это — обыкновенный фашизм. Современные фашисты уверено разожгут религиозную вражду и убедительно расскажут нам про «патриотическое христианство» и «патриотический патриархат». Религиозные войны — дело страшное. И под их прикрытием «правильным христианам» можно будет делать все что угодно. “Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское”, — заявлял Гитлер. И мы хорошо помним, чем закончилось это “христианское” движение для мира и его вождя. И в Украине будет тоже самое. Но очень бы хотелось этого избежать. Управь, Господи!» — уповает она.

Читать еще:  Пословица кто не. Пословицы о Родине

Такому выводу вторит и М. Бердник: «Знакомые мне священники и богословы сравнивают эти законопроекты об управлении Православием с институтом уполномоченных в советское время. Они заблуждаются. Этот законопроект — калька с фашистской конституции ОУН (запрещена в России — ред.) Сциборского».

В документе Сциборского разрешаются исключительно автокефалы и униаты, а про каноническую Церковь (т.е. РПЦ) нет ни слова.

Следует также отметить, что тема украинских скандальных законопроектов прозвучала на днях и в Вашингтоне — в рамках Всемирного саммита по вопросам защиты гонимых христиан, который собрал 600 делегатов из 130 стран мира.

В своем выступлении замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич затронул разные аспекты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В рамках одной из сессий о. Николай среди прочих фактов упомянул о дискриминационных законопроектах № 4511 и 4128, отметив парадоксальность украинской ситуации, которая заключается в том, что дискриминационные действия происходят в стране с подавляющим большинством христианского населения и направлены против самого большого религиозного сообщества.

В свою очередь участники саммита во время обсуждений указывали, что в большинстве случаев гонения и притеснения христиан возникают по политическим мотивам, а также вследствие государственной пропаганды и попыток государства тотально контролировать религиозную сферу. И это при том, что в конституциях большинства таких стран прописано право на свободное исповедание любой религии. Также участниками форума было отмечено, что одной из причин гонений на христиан является националистический шовинизм.

Увы, не вызывает сомнений правота некоторых аналитиков, утверждающих, что гонения на канонических православных на Украине будут продолжаться до тех пор, пока у власти в стране находятся русофобские и экстремистские силы.

Ведь не секрет, что многие ведущие деятели киевского режима являются адептами нетрадиционных религий и сект, и не скрывают своей ненависти к православию. И вот теперь Рада решила реанимировать прошлогодние законопроекты по ликвидации «московской церкви».

Кому достанутся главные православные храмы Украины

Кому достанутся главные православные храмы Украины

No media source currently available

Пока православные Киевского патриархата с нетерпением ждут получения томоса, в Московском патриархате переживают, что после создания единой украинской церкви у них отберут две основные святыни – Киево-Печерскую и Свято-Успенскую Почаевскую Лавры.

Киево-Печерская Лавра – древнейший монастырь Украины, памятник архитектуры, наследие ЮНЕСКО. Здесь около ста сооружений – церкви, музеи, помещения монастыря, шесть подземных храмов. Ежедневно Лавру посещают сотни туристов и паломников.

Уже много лет здесь служат и молятся православные Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). В последнее время они стали озвучивать в прессе свои опасения по поводу изгнания из Киево-Печерской Лавры.

«Рейдерский захват»

Архиепископ Климент (Вечеря), глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП, говорит, что Киевский патриархат и его глава неоднократно заявляли о том, что как только они получат документы об изменении канонического статуса Украинской православной церкви, то самые главные святыни Украины каким-то образом «собираются забрать и, так скажем, присвоить, осуществить их рейдерский захват».

Верующие недовольны и тем, что Украинскую православную церковь Московского патриархата после предоставления автокефалии хотят переименовать – назвать Русской православной церковью в Украине. Они уверены, что с таким названием их могут ограничить в правах и переживают, что «Русской» церкви вряд ли разрешат занимать основные украинские святыни.

«Не политикам указывать, как нас называть, – говорит архиепископ Климент. – А во-вторых, подобного рода изменения в названии инициируют некоторые народные избранники, чтобы узаконить рейдерские захваты наших культовых сооружений».

«Если они к российской церкви относятся, пусть едут в Россию»

Православные Киевского патриархата уверены, что никаких силовых захватов Почаевской и Киево-Печерской Лавр не будет. Об этом говорит и патриарх Филарет. Но он поддерживает переименование конфессии в «Русскую церковь в Украине».

«Они [прихожане Украинской церкви Московского патриархата] для начала должны определиться, они к украинской церкви относятся или к русской. Если к украинской, то кто же у них отберет святыни? А если они к российской церкви относятся, то пусть тогда едут в Россию», – высказывает он свое мнение.

Переименовать Московский патриархат предложили народные депутаты, в украинском парламенте такой проект зарегистрирован, но пока его не рассматривали. Если эту идею поддержат, то в Киевском патриархате надеются, что Русская церковь не будет служить ни в Киево-Печерской, ни в Почаевской Лавре.

Евстратий Зоря, глава информационного управления УПЦ КП, уверен, что этот вопрос будет решен свободно, спокойно, без всяческого насилия, неважно, сколько времени на это уйдет – полгода, год, три года или пять лет.

И Киево-Печерская Лавра в Киеве, и Почаевская Лавра в Тернопольской области юридически находятся в собственности государства и в статусе национальных памятников архитектуры. Территорию и помещения обеих святынь еще при правлении Виктора Януковича дали в бесплатную аренду Московскому патриархату – на 50 лет. Эксперты по вопросам религии говорят, что пересмотреть эти договоры может только кабинет министров Украины. Но там пока этого делать не собираются. Министр культуры Украины Евгений Нищук успокоил православных: «Пусть не переживают, все у нас будет мирно и спокойно».

19 апреля Верховная Рада Украины проголосовала за постановление об обращении президента страны с просьбой предоставить томос (церковный указ) об автокефалии православной церкви в Украине к Вселенскому патриарху Варфоломею. Он по традиции православного мира имеет такие полномочия.

Через несколько дней президент Украины Петр Порошенко сообщил, что Вселенский патриархат начал процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

11 октября Священный Синод принял решение о предоставление томоса об автокефалии Украинской церкви.

Источники:

http://ukraina.ru/news/20180910/1021082992.html
http://pravoslavie.ru/103546.html
http://www.currenttime.tv/a/29538473.html

Дачник
Добавить комментарий