Пленение пьера. Война и мир пьер безухов в плену

В период своего становления оба персонажа романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов и его друг Андрей Болконский восторгались Наполеоном. Они хотели походить на него, видели величие и разум правителя. Однако реальная жизнь расставила всё по местам. Всё меняется, Пьер в плену у французов понимает ужас и бессмысленность людских смертей.

  1. Решение убить Наполеона
  2. Платон Каратаев и его мудрость
  3. Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Решение убить Наполеона

Влияние масонов, разочарование в браке, дикое одиночество и непонимание смысла жизни толкает Пьера на странный необдуманный поступок. Безухов попадает на поле Бородинской битвы, он ощущает страх и вместе с тем единение с простыми людьми, которые делают историю. Он считает, что сможет избавить мир от тирана и пытается прорваться в логово французов в оккупированной Москве. Естественно, что человек державший оружие в руках лишь однажды (во время дуэли с Долоховым) не был готов к такому шагу.

Пьер попадает в плен, его приговаривают к расстрелу за то, чего он не совершал. Всё происходящее герой видит по-новому: существует смерть, несправедливость, дикий животный страх, настоящая смелость и самопожертвование. Именно время, проведённое в плену, влияет на всё то, что было огромной неразрешённой проблемой для героя – Пьер начинает ценить жизнь, перестаёт искать некий высший смысл, учится мудрости и смирению.

Платон Каратаев и его мудрость

В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.

В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.

Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова

Там, в плену у французов, Пьер переосмыслил все составляющие своей реальности. Ушли различия в происхождении, сословиях, богатстве, воспитании и образовании. Всех объединила общая беда, сострадание, желание помочь друг другу. Там Пьер обретает хорошую физическую форму, его полнота уходит остаётся крепость и сильное тело, он становится сильнее не только физически, но и морально. Пьер понимает, что больше ничего в жизни не стоит бояться, “он узнал, что на свете нет ничего страшного”. Ужас пережитый в первые дни плена, когда перед Безуховым произошла сцена расстрела двоих пленных, оставил отпечаток на всю жизнь героя. Понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, делают эти события ещё более трагичными и абсурдными.

Читать еще:  Художница Алекса Мид: ваше тело — мой холст.

Пьер в плену А. Толстой «Война и мир»

Пьер в плену. Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во мнох’ом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствова­нию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы,

исключительная доброта. Главная черта героя — искание ус­покоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы мо­ральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писа­тель обращает наше внимание на облик вошедшего: массив­ный, толстый молодой человек с умным и вместе с тем робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Именно таким изображен Пьер на ри­сунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете ге­роя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духов­ный рост. Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной; может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз об­растает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда прихо­дила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.

С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер — поклонник Руссо, Монтес­кье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспита­ния человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был ко­гда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он же­нится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни ге­роя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет не­довольство, но не другими, а самим собой. Именно так и быва­ет с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только са­мих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.

Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им против­ника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонят­ные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» — твердил он, морщась. Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому. После всего, что произошло с ним, особенно после ду­эли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство со­бою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, постро­ить ее на новых, добрых началах.

Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, в Торжке, до­жидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) во­просы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, ка­кой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совер­шенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравст­венном очищении для Пьера, как и для Толстого в определен­ный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Свои­ми новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, со­ставляет проект, в котором призывает к деятельности, прак­тической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире… Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозре­ний насчет того, что многие из них искали в масонстве средст­во расширения своих светских связей, что масонов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, люб­ви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Читать еще:  Ксения кнорре. Кнорре ксения вадимовна

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народ­ным патриотическим подъемом во время Отечественной вой­ны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед на­чалом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народ­ной, исторической жизни событий.

Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет му­жество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя — принятое им решение убить Наполеона. В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простона­родное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредото­ченным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает де­вочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, кото­рых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.

Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает это спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем су­ществом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных чело­веческих потребностей… Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобожде­нию Пьера, всегда искавшего решение вопроса о смысле жиз­ни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянной светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвова­ния, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки, все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве — верность и неизменность. Вер­ность себе, своей единственной и постоянной душевцой прав­де. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из пленарне стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравствен­ного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объеди­нение честных людей.

Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о ре­акции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе го­воря, для Пьера решающим в переустройстве общества остает­ся путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бес­корыстные поступки, высокие душевные порывы, благородст­во и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к са­моусовершенствованию делают Пьера одним из лучших лю­дей его времени.

Читать еще:  Что ценит в людях толстой. Что, по мнению Л

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Пьер в плену, встреча Пьера и Платона Каратаева в войне и мир, анализ эпизода?

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/per-v-plenu-analiz.html
http://prepodka.com/per-v-plenu-a-tolstoy-voyna-i-mir/
http://otvet.mail.ru/question/74583341

Дачник
Добавить комментарий