Откуда пришли башкиры. Этногенез башкир

башкирский ремесло костюм кухня

Башкиры (самоназвание башкорт) — тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южностепной полосы. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во второй половине I тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере — земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры, предки финно-угорских народов.

В I тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к концу тысячелетия занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI-XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII-XIV вв.).

В арабских источниках башкиры упоминаются в IX-X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн-Фадлана, во время его путешествия (922 г.) в Волжскую Булгарию, переправившись через р. Чаган (правый приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок. более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд.

В IX-XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Южном Урале и между реками Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X-XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10-30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В конце XII — начало XIII вв. зарождаются феодальные отношения. В X-XIII вв. западные башкиры подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры — мусульмане-cyнниты. В 1229 г. на территории Башкирии вторглись монголы и к 1236 г. полностью покорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани — брата Бату-хана. Во второй половине XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территория башкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть — к Казанскому ханству, а северо-восточная — к Сибирскому ханству. С присоединением (1552 г.) к России Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского государства. С 1557 г. почти все башкирские кочевья стали платить ясак русскому царю. В конце XVI — начале XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586 г. началась активная колонизация русских территорий башкирами с северо-востока и низовьев Яика.

Сами себя башкиры «считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако кыргызы называли их остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. По антропологическому типу — население смешанное: большинство башкир — европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип). У восточных башкир преобладают монголоидные признаки (южносибирской расовый тип) [9].

Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс — лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки.

Не редкость было встретить башкир, считавших свое состояние сотнями, даже тысячами лошадей. Башкиры (как, впрочем, и другие кочевые народы и племена) были необыкновенно ловкими наездниками; любимым из их воинских упражнений были конские скачки, представлявшие необыкновенно захватывающее и живописное зрелище. Пчеловодство также считалось одним из самых любимых занятий башкир, поэтому некоторые из этнографов даже пытались вывести и наименование народа — «башкурт» из слова, означающего профессию пчеловодов.

Башкиры довольно активно сопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу же начинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни, рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижении вслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, башкиры разоряли и выжигали русские селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы не оставалось ни одного русского человека — ни живого, ни мертвого — в их земле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще в большем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя башкир из их владений и строя на них новые города и селения.

К середине XIX в. башкиры владели уже лишь третью прежних своих земель». Постепенное уменьшение пастбищ заставило башкир заняться земледелием: сначала они отдавали свою землю русским крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную или единовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к труду земледельца. Многочисленные местные ханы стали родоначальниками дворянских и княжеских родов и вошли в состав российского дворянства, а башкирские княжеские роды Аптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться, как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды в русском войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных башкир; командовали ими всегда русские головы. Вскоре после принятия русского подданства башкиры, не желая доставлять ясак в Казань и страдая от набегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, который бы защищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 г. воевода И. Нагой начал строительство г. Уфа, которая стала первым русским поселением в землях башкир, если не считать Елабуги, построенной на самой границе расселения башкир. В том же 1586 г., несмотря на противодействие ногайского Уруса, была построена и Самара. В воеводском наказе (1645 г.) упоминается про острожек Мензелинск. В 1736 г. была заложена Челябинская крепость на р. Миасс для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исеть (в современной Свердловской области). В 1663 г. уже раньше существовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги от Камы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептяри, черемисы и др. народности селятся у башкир как припущенники, берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сибирские слободы (в современной Челябинской области), а затем начинают внедряться в коренные земли Башкирии [8].

В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР. С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса — Республика Башкортостан.

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

Читать еще:  Гоголь николай васильевич. Тайный вояж гоголя

В литературе по этногенезу башкир рассматриваются различные теории происхождения башкирского народа: тюркская (В.В. Вельяминов-Зернов, В.Н. Витевский, П.С. Назаров, Д.Н. Соколов, В.М. Флоринский и др.) финно-угорская (Д. Месарош, В.Н. Татищев, С.А. Токарев, Д.А. Хвольсон, А.Л. Шлёцер и др.), иранская. [1]

Есть также промежуточная теория, выделенная в отдельную Р.З. Янгузиным. [2]

Содержание

Тюркская теория

Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.

Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари.

В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллер, И. Г. Георги. В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Этапы формирования по Р. Г. Кузееву [3] [2] :

  • С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).
  • В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
  • Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)
  • Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
  • XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.
  • В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
  • В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности. [2]

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов. [4]

В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. д. [2]

Угорская теория

Исторически она явилась наиболее ранней.

Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.

Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.

В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».

В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».

Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи. [2]

В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.

Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом» [5] . Однако, Р. З. Янгузин считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».

Иранская теория

С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса. [6] [7] .

В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной. [8] Между тем, сама постановка проблемы иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе вполне научна и рассматривается, во многих работах, разрабатывающихся в рамках признанных 3 концепций.

С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…

О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.

…эта, версия, точнее постановка проблемы (проблема иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе), — о сако-иранском компоненте в языке и культуре башкир существует не только в фантастических писаниях С. Галлямова, но и разрабатывается вполне серьёзными учеными, без всякой спекуляции. В качестве примера цитирую статью серьёзного ученого, доктора филологических наук, профессора Э. Ф. Ишбердина: «Поскольку башкирский и персидский язык относятся к разным языковым семейством, древнейший пласт можно признать субстратом, то есть он является следствием участия осколков древнеиранских племен в этногенезе башкирского народа».

Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам. [9] .

Промежуточная теория

Развивая авторские взгляды на классификацию теорий происхождения башкир, Р. З. Янгузин в собственных работах, кроме угорской и тюркской теорий, выводит дополнительную «промежуточную теорию». Согласно Р. З. Янгузину эта теория начинает складываться в начале XIX в. Сутью промежуточной теории является то, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. [10] . Янгузин пишет, что данная теория начинает складываться в начале XIX в. Впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А.Шлецер (Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339). Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться» (Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92). Аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери, и др. Среди российских учёных поддерживали теорию Н.Аристов, А.Дмитриев, С.А.Токарев [2]
Разновидностью этой теории можно считать сословную теорию, суть которой в том, что формирование башкирского этноса происходило в Российском государстве преимущественно в рамках военно-служилого сословия башкир, объединившего как угроязычных иштяков, родственных ушедшим на Дунай мадьярам, так и тюркоязычное население Ногайской Орды и, отчасти, Казанского ханства. [11]

Читать еще:  Группа варварки. Варвара (певица): личная жизнь

Башкиры, происхождение великого народа.

Сразу необходимо уточнить для всех: термин башкарт имел только территориальное значение. Так называлась земля, Урал. Имеется дословный перевод термина башҡарт — начальная земля, основа, начальный надел земли. Именно поэтому в немецком языке Urajt — прежний, древний, старый. Многие, услышав о родстве венгров и башкир начинают крутиться как уж на сковородке, верещат, словно ошпаренные кипятком, хотя ни к венграм, ни к башкирам отношения не имеют. Действуют по принципу, лишь бы у соседей хорошо не было. Даже согласны на микроинсульт, лишь бы у соседа, как вариант, у тещи он случился в десятикратном размере. Однако, не только мадьяры выходцы с уральской земли, но и многие другие. Они, эти выходцы, выполняли определенное задание и, как правило, это юноши числом небольшим, до тысячи.

Следует повторить: Башҡарт это основание, начальная земля. Термин баш имеет несколько значений, не только голова, глава но и «начало». Говоря по иному Башҡарт — «Тәүге ер». Не сильно углубляясь в мифологию, следует пояснить, что в представлении древних земля это лежащий на спине человек, ер, эр, ир, man. И люди телохранители этого человека, более того, его дети. Именно об этом речь, когда башкиры называют себя «әҙәм балаһы». Вовсе не о библейском адаме, как многие могут подумать. Хотя, безусловно, библейский Адам также имеет отношение к этому, как первый человек, хоть и изгнанный из Рая, согласно библейскому сюжету. Однако, изгнанником мог быть не сам Адам, а его сын Каин, убивший собственного брата, т.к. адам — это отец, дословно «отец мой», то же, что otto. В башкирском языке телохранитель үнгәр или нөгәр. И так, запоминаем: үнгәр и нөгәр. Как левый и правый; левая рука, правая рука; руки и ноги; правое плечо, левое плечо. Правда, в связи с поздним обожествлением коровы, в виду ее ценности, стали применять термин үнгәр в значении пастух, ковбой. Также үнгәр и нөгәр коррелируют с исламскими терминами Мункар и Накир, стоит сравнить фонетику, т.к. это не простое случайное совпадение. В исламской эсхатологии это ангелы, которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. Имена Мункара и Накира часто упоминаются в Сунне, но не встречаются в Коране.

О мадьярах и о том, что их называли баiкартами или паскартами рассуждений много, но не понимают, каким образом могут связаны термины мадьяр, венгр и башкарт. Все просто, первое поколение мадьяр, переселившихся с уральского региона, еще называли башкартами. Но затем, это уже утрачивало актуальность. Сохраняется вариант үнгәр — телохранитель, но уже в другом значении, венгр либо пастух, либо вовсе варвар, вандал. Вероятно, тип хозяйствования отгонное скотоводство и дает возможность сохранить термин, русс. вариант венгр. И сколько угодно могут верещать, что венгры это угры, но остается главное, то, что их называли башҡартами или с оглушением согласного paschqart. И это результат проживания их предков на Урале. Язык, как и расовый тип абсолютно не показатель, все эти данные неустойчивы. Причем смена происходит довольно быстро, за одно-два поколения. И не надо думать, что после исхода части мадьяр, на Урале никого не осталось. Остались и сохранили за собой этноним башҡарт, как проживающие на начальной земле. Причем, до колонизации московитами, данный этноним перенимали все селившиеся на данных землях, все, без исключения становились жителями Башҡарт, т.е. башкирами, уральцами. Было бы смешно, если бы это было не так. В связи с венграми, надо прояснить еще одно обстоятельство, у них, как и у большинства азиатов, отсутствует склонность к ожирению, к полноте. Азиатские девушки более грациозны, как и их юноши. Это дало повод термин мадьяр превратить немцам в mager — тощий, у англичан hunger — голодный.

Есть специально обученные люди или по своему невежеству утверждающие, что башкиры, как народ сформировались где-то в Приаралье, Средней Азии. Но этого просто не может быть, т.к. термин башҡарт это территория, земля и если хотите страна, которая находилась и находится на Урале. Никому ведь в голову не приходит заявить, что россияне сформировались в степях Монголии и откочевали в центральную полосу современной России. Россияне это жители всей России, а не какой-то ее части. Например, такого понятия, как «американец» с точки зрения этноса не существует. Есть, конечно, индейцы и их потомки… Но, если говорить о «белых» или «черных» жителях США, то они являются смесью выходцев из разных регионов Европы, Азии и Африки. Тем не менее, в большинстве случаев эти люди не считают себя немцами или испанцами (хотя являются ими генетически). А называют себя американцами. Примерно то же самое происходит и в России. Люди называют себя русскими не потому что являются таковыми по своему происхождению, а исходя из того, что они живут в России. Понятия российский и русский становятся синонимами, отождествляются. Нечто аналогичное этому процессу происходило и на Урале. Люди назвали себя башҡортами, исходя из места жительства. Поэтому и язык мог отличаться. Точно также, современные венгры это не только мадьяры, но и потомки печенегов, рутов, неметов, славян и мн.др племен. И этот процесс закономерен. И на определенном этапе было правильным всех жителей Башҡарта называть по названию региона, точно также, как жители Китая зовут китайцами, Америки — американцами и т.п.

Не понимая значения древнего слова, интерпретировали каждый по своему. Турки слышали свое: баш курт — главный волк. К примеру, татары, как пришлые, старались унизить коренные народы и, естественно, слышали свое: баш ҡорт — голова червивая. Т.е, кто чем богат, тот тем и делился. Есть вариант башҡорт — глава пчел, главный пасечник. Но пчела у башкир сағаун и бал ҡорто (мед, собирающее насекомое называют) название лишь местечковое. В руск.языке вариант башкир в самом начале использовался в значении вотчинник, от греческого баш иле. Не стоит забывать, что в ту пору русские перенимали все греческое, особенно терминологию. XVII- XVIII век мода на все немецкое, XIX век уже все французское. И лишь с революцией 1917 года — собственно русское. Но заимствования уже не выбросишь просто так. Еще одно возможное толкование термина башҡорт: ҡорт – хозяйство, подворье, двор. Например, домашние птицы в башкирском языке ҡош-корт, дословно “птицы двора”. В таком формате башҡорт – глава двора, с полномочиями судьи. Но в таком случае, башҡортом могли называть не весь народ, но лишь «верхушку», что не имеет под собой никаких оснований. Но термины башҡорт и башҡарт не имеют различий, ҡорт и ҡарт означают землю, двор, сад, надел. Юноша, получивший собственный надел земли также назывался ҡарт. Ныне это слово утратило первоначальное значение и используется лишь как «старик». Иногда супруга по привычке называет мужа ҡарт — обладатель земли, судья и защитник. Возможен вариант с озвончиванием согласного в конце слова ҡард или ҡорд, но это результат влияния произношения твердых согласных, стоящих в конце слова. К примеру, в англ.языке земля earth, через «ҙ» (θ); в арабск. земля ард с твердым «д»; в швед. jord; нем. erde и т.д. Следует привести еще одно толкование этнонима башҡорт или, вернее, второй части ҡорт. Родственным является слово ҡоро — сухой и ҡорт — сухое место, площадка. В швед.языке сушь — torka, на этом все, не будем объяснять, что такое метатеза, альтернация, диереза и проч. Все равно гармонист «талгат ишемгулов» глуп и ничего не поймет.

Читать еще:  Поволжье имеет. Поволжье — это Что такое Поволжье

Итак. Закрепляем тему. Башҡарт это земля, территория Уральских гор, Урал, то же, что башҡорт. Башҡарт означает начало земли, дословно: баш- начало, исток, основа; ҡарт -земля, защищенное место, огороженное место, земная твердь. Возможен вариант башгард от формы gard, а также с оглушением согласных: паскарт и проч. Башҡарт можно сравнить с мифическим райским садом. Существуют родственные слова в других языках: в венгерском языке сад kert, лат. сад hortus, швед сад — gård, град, гард, огород, garden, гарда, кәртә и т.д. И Башҡарт (Башҡорт) название города, огороженной территории, крепости, сада и, как следствие, всех прилегающих территорий. Есть источники, указывающие на существование города с названием Башҡарт на месте современной Уфы. Кстати, славянское произношение выдало вариант Уфа из более раннего Өҙә или Үҙә, родственное слово үҙәк — центр, ядро. Из этого следует, что Уфа центр территории под названием Башҡарт, но последнее распространяется на народ и всю страну в целом. Есть предположение, что страна называлась Катай, та самая легендарная Катай, подобная Эльдорадо. Тогда Башҡарт ее столица, үҙәк. Ведь термин катаи, имя жителей той самой страны, сохраняется в названии племенного объединения башкир неслучайно. Неслучайно и сходство терминов Эдем, Адам и әҙәм. Земля рассматривалась, как человек, лежащий на спине и он либо спит либо умер, второе вернее. Люди охраняют его покой, являются телохранителями: үнгәр и нөгәр. В случае с умершим человеком использовались синонимы яй (медленный, тихий), тынһыҙ (бездыханный), бартылымай (недвижимый). От термина яй происходит название Яик — тихий, медленный. Далее, следует сравнить имя Бартоломей, означает «сын вспаханной земли, сын полей». Башкиры утверждали, что вотчинное право им дал именно Тынһыҙ, вовсе не монгольский Темучин, известный как Чингисхан. У них своя свадьба, у нас своя. В башкирском эпосе Урал батыр погибает, не использовав эликсир бессмертия для себя лично. Урал батыр и есть Башҡарт — основатель земли, Адам и создатель сада Эдем, ведь эликсиром бессмертия Урал батыр воскресил землю, сад. Теперь приведите в пример хоть один язык, который даст аналогичные показатели. Нет. Потому что основа это Урал, он же Башҡарт, также известен как Адам.

Башкиры праздновали Нардуган и термин означал «рожденный от покойного», к монгольскому слову нар (солнце) не имеет отношения. У степняков было большое желание притянуть одело на себя, к своим монголам. Но не было необходимости давать монгольское имя своему празднику башкирам. Нар это труп, мертвец, например, нарата — сосна, буквально «цветущий мертвец». Нардуган — рожден от мертвеца, в данном случае, уже от мертвого башҡарта, земли. Праздник относился именно к сосне и ни к чему больше. Все логично, земля замерзала, как бы умирала, а сосна остается зеленеть, чем не повод для праздника? И это древний башкирский праздник, незаслуженно забыт многими башкирами. Только лишь потому, что пришлые, новые жители, не знали значения праздника. И эти пришлые все время тянут башкир в степь. Сколько волка не корми, а все одно в лес смотрит. И что, удивительно, даже через несколько поколений. Христиане также приложили руку к тому, чтобы о Нардугане забыли, ведь празднование сосны проходило в период с 25 декабря по 7 января. Вообще, могли и дольше праздновать, основной смысл сводился к угощению детей сладостями, взамен рассказанных стишков. Стоит добавить, что нар не только труп, но и дух. И сосна рассматривалась как проявление стойкости, сила духа. Обычай наряжать на Новый год сосну распространяется на весь мир, но вряд ли у остальных народов есть понимание, отчего зародилась данная традиция. Это говорит о большом влиянии башкирской культуры в прошлом.

Башҡарт это территориальный признак и этноним башҡорт никак не мог образоваться в других краях. Башҡорт это Урал и никак иначе. Допустимо, лишь в начальном этапе могли называть выходцев с Урала башҡартами, но уже в следующих поколениях этноним ими утрачивался. Еще совсем недавно считалось обязательным хоронить на той земле, где родился и вырос, на своей родине, на своей вотчине. В старину даже везли их далеких краев, чтобы быть похороненными у себя дома. Но был жесткий отбор, встречали усопшего үнгәр и нөгәр, в исламе Мункар и Накир, строго допрашивали, какой религии придерживался, как жил, кем был и т.д. И только после этого выделяли землю, указывали место, где лежат его родные. Это в том, случае, если покойный достоин своих предков. Иначе хоронили в стороне. О том, что с Урала во все стороны рассылались посланники, всадники на колесницах, с идеей единобожия, единого отца всех народов, очень много свидетельств. Единым отцом считался легендарный Урал батыр. Его имя производное от ур — творец и ал — земля (ил), также ал — будущее, прекрасное будущее. Это красочно описывается в эпосе, батыр сражается с чертями и из их тел создается новая земля. В конце и сам герой умирает и его тело также становится землей, той, которой дали имя Урал — земля изначальная, основа всего живого и которую берегли оставшиеся. И здесь видим, что Урал также относится территориально лишь к башкирам и не стоит искать его корни на Алтае, Альпах или Африке. Могло иметь место только лишь обратное заимствование, от тех самых посланников-егетов с идеей единобожия. Поэтому все попытки искать этимологию этнонима башҡорт вне Уральского региона ошибочны и являются фальсификацией. Башҡорт существовал всегда, это древняя земля, Башҡарт, это легендарные Катай и Эльдорадо, это шумерский Дильмун, это «Страна мертвых» ирландцев и древних египтян, это Magna Hungaria венгров, а также это библейский Эдем.

Источники:

http://vuzlit.ru/1373532/etnogenez_istoriya_bashkirskogo_naroda
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1687562
http://zen.yandex.ru/media/id/5b43adc1d0e2c200a8a22882/5cc04f55bd3a1a00b22c698e

Дачник
Добавить комментарий