Оперное творчество верди. Провал и успех

Джузеппе Верди — один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество — это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.

Краткая биография

Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе , которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди — Франция . Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии .

Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым . Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет — небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.

Встреча с Барецци

Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци , богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу . Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе , где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции — Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете , Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.

Милан

Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.

Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо , однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.

Провал и успех

И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора ( » Оберто , граф Бонифачьо » ) в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра » Ла Скала » , Бартоломео Мерелли , заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны » Король на час » и » Набукко » ( » Навуходоносор » ). Однако опера » Король на час » с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера — » Набукко » , премьера которой состоялась 9 марта 1842 года — имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры » Набукко » за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира . Следующие несколько опер также имели успех в Италии.

В 1847 году оперу » Ломбардцы » ставят в Парижское опере. Она была переименована в » Иерусалим » , также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера .

Скандальные отношения

Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони . Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.

Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру Джоаккино Россини ). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен , да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера , из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр — оперу » Риголетто » .

Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор » Риголетто » считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии , которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.

Продолжение карьеры

Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера » Травиата » , либретто которой создано по мотивам пьесы » Дама с камелиями » Алесандра Дюма-сына.

Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них — это » Сицилийская вечеря » , постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения » Трубадур » , » Бал-маскарад » , » Сила судьбы » (заказ из России). » Макбет » претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.

В 1869 году композитор пишет Libera Me — часть » Реквиема » памяти Россини , а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони , поклонником которого был композитор.

Одной из последних великих опер Верди является » Аида » . Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля — либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.

Читать еще:  Кто такой сэм. Плакаты с пальцем

Соперники

Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается » лететь » там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки . Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав » Реквием » Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.

Последние годы

Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу » Отелло » по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии — здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.

Необычной стала и последняя опера Верди, » Фальстаф » , либретто которой было написано по пьесе » Виндзорские проказницы » Шекспира. Здесь прослеживается манера » сквозного развития » , таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским » Мейстерзингерам » , нежели к комическим операм Моцарта и Россини . Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии . Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.

Смерть великого композитора

В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане . Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер » Тоска » и » Богема » Пуччини, » Пиковая дама » Чайковского и » Паяцы » Лонкавалло , но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.

Стилистика

Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини , Беллини, Мейербера и особенно Доницетти . В двух последних операх ( Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника — Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно , однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере » Аида » присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.

Оркестр и сольные партии

Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).

Оперное творчество верди. Провал и успех

Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать — Луиджа Уттини — была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым.
Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у ребенка очень рано. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки, в местной церкви.
Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне.
На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето.
Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности.
По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» в Буссето. Провези пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекли классики мировой литературы — Шекспир, Алигьери Данте, Иоганн Вольфганг Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.
Он занимался музыкой частным образом, В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения».
Верди начал брать частные уроки у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал оперные спектакли в «Ла Скала», а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.
Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци, Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.
Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предложил ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты.
Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женился на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу и Ицилио Романо .
Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо».

В том же году были изданы три вокальных сочинения Верди.
Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года оба ребёнка умерли в младенческом возрасте.
Через некоторое время ,в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умерла от энцефалита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошён их смертью.
Верди остался один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» потерпела провал.
Потрясенный трагедией, Верди записал: «я. принял решение никогда больше не сочинять».

Из тяжелого душевного кризиса Джузеппе Верди вывела работа над оперой «Набукко» («Навуходоносор») .

Премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди).
Эта опера утвердила репутацию Верди как оперного композитора.
За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимала прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира.
В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани»,
«Ломбарцы», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др.

Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру.
Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами.
В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти.

Читать еще:  Радость к солнцу нас зовет. Из оды «К радости

Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызрели черты собственного, неповторимого стиля композитора — выдающегося реформатора оперы.

В 1847 Джузеппе Верди совершил первое заграничное путешествие.
В Париже он знакомится с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру

В возрасте тридцати восьми лет у Верди начался роман со Стреппони.
Они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное .
Идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

Verdi «OTELLO Muti sottotitoli ita»

Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой.
Он был состоятелен, знаменит и влюблён.
Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго.

В 1851 появилось «Риголетто» (по драме Виктора Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора.
В этих сочинениях Верди отошел от героических тем и образов, его героями стали простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета.
Джузеппе стремился не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык был отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х годов Джузеппе Верди обратился к историко-героическому жанру.
В этот период им были созданы оперы «Сицилийская вечерня (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» , «Бал-маскарад», по заказу Парижской оперы была написана опера «Дон Карлос», а опера «Сила судьбы» была написана по заказу Мариинского театра. В связи с постановкой этой оперы Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862 гг.
В 1868 году египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире.
Сначала Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора.
Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она была отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро.

В течение восьми лет композитор работал над оперой «Отелло».
Премьера, состоявшаяся в феврале1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Джузеппе Верди создал еще одно блестящее творение — «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы.

В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». 21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт.
Итальянский композитор Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года он умер .
Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.
Творчество Джузеппе Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х годов.

Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов — Беллини, Доницетти, Мейербера, Вагнера, Гуно; но Верди не подражал им, а шел собственным путем.
Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос.
Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм — основные причины популярности Верди.

Giuseppe Verdi — La Traviata, Brindisi «Libiamo ne’lieti calici». Анна Нетребко

Рекомендательный список:

Оперное творчество верди. Провал и успех

Оперы Верди

Если попросить прохожего в любой стране мира напеть что-то из оперы, большинство вспомнит «Libiamo…», «Сердце красавицы…» или «Va, penciero…». Оперы Джузеппе Верди настолько проникли в жизнь даже самых далеких от музыки людей, что кажется, будто они были всегда. Действительно, искусство невозможно представить без этих мелодий. Более того, без Верди не было бы последующих поколений композиторов, творчество которых пошло по пути, созданному его талантом.

Историю создания опер Джузеппе Верди, а также содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Оперное творчество Верди

Верди начал писать оперы в эпоху заката эры бельканто — Россини отошел от сочинительства, Беллини скончался, в творческой силе был только Доницетти . В отличие от этих великих композиторов, начинавших карьеру в театрах поменьше, Джузеппе получил первый заказ сразу из главного европейского оперного дома.

Судьба вела его к славе с самых юных лет и, кажется, давала всегда немного больше, чем другим – ему было всего 10, когда на музыкально одаренного ребенка обратил внимание Антонио Барецци, обеспеченный житель Бусетто и член его Филармонического общества. Благодаря своему патрону сын трактирщика окончил гимназию и начал брать уроки у лучших педагогов. Официальное образование Верди так и не получил – в миланскую консерваторию его не приняли, других попыток он не делал. Несмотря на это, спустя несколько лет 25-летний композитор выпускает свою дебютную оперу сразу на сцене Ла Скала. «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» продемонстрировал силу, энергию и драматическое дарование, присущее Верди уже на старте карьеры.

Популярные оперы Верди

«Травиата»

Самая популярная, самая известная, главная опера мирового репертуара – любая превосходная степень в отношении этого произведения будет уместной. История любви куртизанки к молодому аристократу, бескорыстного самопожертвования, увенчанная трагическим финалом. Кажется, у этой женщины было много имен – Виолетта Валери (героиня оперы), Маргарита Дюваль (героиня романа «Дама с камелиями»), Мари Дюплесси (куртизанка и реальная возлюбленная Дюма-сына). Но этот ряд неполон без имени Джузеппины Стреппони – второй супруги Верди. Они познакомились при постановке его первой оперы. Джузеппина прежде никогда не была замужем, родила детей от разных мужчин и вынужденно отдала их на воспитание в приемные семьи. Отношения певицы и композитора начались в Париже – единственном городе, где они могли быть вместе, не опасаясь порицания.

В патриархальной Италии Джузеппина была почти затворницей – именно для того, чтобы жить с любимой женщиной, Верди купил огромной поместье и стал домоседом, занимаясь виноделием и выращивая овощи. Но даже в редкие дни визитов в город Джузеппина слышала осуждающий шепот за спиной. 12 лет прошло, пока в Женеве она не стала синьорой Верди. Но именно для своей Пеппины Джузеппе написал самую прекрасную в мире оперу о любви, показав великодушие, искренность и благородство, живущее в сердце той, кого общество заклеймило «падшей».

«Риголетто»

Семнадцатая опера композитора и первая, которая никогда не нуждалась в возобновлениях – со дня премьеры она вошла в репертуар главных мировых оперных домов и не покидает его по сей день.

Сложно представить, как этот хит мог однажды стать причиной скандала, но сюжет, выбранный Верди для новой работы, возбудил театральный менеджмент и вызвал неодобрение цензоров. Пьеса В. Гюго «Король забавляется», послужившая источником для либретто, была запрещена после первого же парижского представления 1832 года и не ставилась ни разу в последующие 50 лет! В декабре 1850, за несколько недель до премьеры « Риголетто » австрийский наместник в Венеции отменил спектакль, сочтя его безнравственным и непристойным.

Читать еще:  Дракон шварца. Действие второе

Такое серьезное неприятие со стороны властей было спровоцировано образами двух главных героев драмы. Герцог Мантуи показан человеком, начисто лишенным совести и ведомым лишь сексуальными инстинктами. Между тем его шут – низменное создание, отвратительное и уродливое – проявляет сложные и отчасти благородные чувства. Таким образом, произведение оппонировало негласным предрассудкам того времени, согласно которым знатные люди являли собой пример возвышенных мыслей, красивых поступков и неколебимых принципов.

Никогда прежде Верди не ставил музыку в услужение действию так безжалостно, как в «Риголетто», где формальные структуры итальянской оперы начала 19 века растворяются, чтобы создать развивающийся музыкальный каркас, ежемоментно отвечающий потребностям драмы. При этом добавив серию незабываемых сцен и группу персонажей со сложными связями и выраженными индивидуальными музыкальными характерами. «Риголетто» — яркий пример ранней зрелости композитора, опера, в которой невинность противопоставляется цинизму, любовь вступает в конфликт с неумолимым духом мести, сосредоточенным на противоречивой фигуре шута.

«Аида»

К открытию Каирского оперного театра Хедив Египта заказал произведение на египетский сюжет. Верди весьма быстро написал большую оперу – яркое зрелище с массой задействованных участников, разыгранное в экзотических декорациях. При этом грандиозная форма не затмевает интимный характер личной драмы, которая находится в центре сюжета. Любовь эфиопской рабыни, вынужденной скрывать свое царское происхождение, и капитана египетской гвардии находится в конфликте с патриотическим долгом и людьми, наделенными властью. « Аида » суммировала все достижения Верди до этого момента и, казалось, маэстро написал оперу, которой можно завершать карьеру. Действительно, его следующая работа вышла только 16 лет спустя.

«Набукко»

«Набукко» стал поворотным пунктом в карьере Верди и ознаменовал новую эпоху во всей итальянской опере. После провала оперы «Король на день», которая совпала с потерей первой супруги и двоих маленьких детей, композитор был почти сломлен. Единственное, что могло еще вселить надежду в собственные силы – первая опера, «Оберто», не была забыта и ставилась в итальянских театрах. В этот момент, случайно, Верди получает готовое либретто – оно предназначалось для композитора Отто Николаи, но не заинтересовало последнего. Библейский сюжет о том, как евреи томились в плену вавилонского царя Навуходонасора, а затем были освобождены, когда царь обратился в христианство. Эта тема совпала с устремлением итальянского народа, жаждавшего избавиться от иностранной оккупации. Верди удалось создать проникновенное и мощное произведение. В первый же год в Ла Скала было дано 67 спектаклей, а в течение следующих 6 лет « Набукко » был поставлен в большинстве ведущих оперных театров мира. Третья опера принесла Верди международное признание.

«Трубадур»

Сюжет «Трубадура» по оперному гиперболизирован и во все времена вызвал иронию скептиков. Несмотря на это, Верди облек этот образец романтизма в яростную и страстную музыку, которая несет сюжет с момента лирического начала до трагической развязки. Герой – цыган, влюбленный в знатную даму, его противником является жестокий и высокомерный дворянин, по иронии судьбы являющийся его братом. Движущую силу сюжету дает также обуянная жаждой мести старая цыганка Азучена, образ которой Верди очень любил. « Трубадур » — одно из мрачнейших произведений маэстро, в котором обнажаются самые негативные стороны человеческой натуры.

«Бал-маскарад»

16 марта 1792 года шведский король Густав III был смертельно ранен на балу армейским офицером – участником аристократического заговора. Облечь историческую драму в театральные средства первым попробовали драматург Э. Скриб и композитор Д.Обер в 1833 году. Через 10 лет оперу на этот сюжет создал С. Меркаданте. Верди, несомненно, знал об этих работах. Написать либретто оперы для неаполитанского Сан-Карло он предложил Антонио Сомме, который будучи отличным драматургом, не очень уверенно владел искусством либреттиста. В результате текст во многом опирается на первоисточник Скриба. Как и следовала ожидать, тема оказалась слишком сложной для неаполитанской цензуры, и после неоднократных изменений в логике сюжета стали образовываться заметные упущения. Отказавшись сотрудничать с Неаполем, Верди попытался продать оперу в Рим. Но и там, в городе, где пьесу Скриба играли в драматических театрах, оперу не допустили без редактуры. В итоге местом действия был выбран политически безопасный Бостон, а блестящего короля сменил заурядный губернатор. Только в 20 веке театры стали обращаться к первоначальному варианту сюжета.

«Отелло»

Сюжет трагедии Шекспира стоит на трех китах – любви, зависти и ревности. Близкий друг оказался вдруг самым заклятым врагом. Но для появления оперы «Отелло» на свет произошло все ровно наоборот – враг стал другом и преданным соавтором. Арриго Бойто был одним из самых талантливых итальянских либреттистов и композиторов. В 1863 году он выступил с обличительной речью против современного состояния итальянского искусства и, в частности, против Верди, его ведущего музыкального представителя. Верди очень этим оскорбился и в течение многих лет цитировал этот текст всякий раз, когда всплывало имя Бойто. Потребовалось немало времени, чтобы творцы урегулировали взаимные претензии и приступили к обсуждению «Отелло». Мудрый маэстро проверил таланты соавтора сперва на переделке «Симона Бокканегры». Посчитав работу успешной, он доверился Арриго полностью и не зря – имея не только литературный, но и композиторский опыт, Бойто прекрасно чувствовал жанр и как никто понимал маэстро. « Отелло » поднял язык итальянской оперы 19 века до шекспировского уровня богатства и сложности и является величайшим оперным шедевром всех времен и народов.

Интересные факты

  • Второе столетие Верди остается самым популярным оперным композитором. За последние 15 лет его произведения исполнялись более 40 000 раз, заметно опередив ближайших преследователей в лице Моцарта и Пуччини.
  • Сколько опер написал маэстро? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если считать полностью оригинальные работы – то 26. Если расценивать «Иерусалим» (по мотивам «Ломбардцев в первом крестовом походе») и «Арольдо» (по мотивам «Стифелио») как отдельные оперы, то – 28.
  • Премьеры большинства работ маэстро состоялись в Италии. Исключения составили: «Разбойники», написанные специально для Лондона, «Иерусалим», «Сицилийская вечерня» и « Дон Карлос», которые заказала Парижская опера, « Сила судьбы», написанная для Санкт-Петербурга, « Аида», созданная для Карской оперы.
  • Когда король Умберто I предложил Верди за заслуги перед отечеством титул маркиза, тот отказался, заметив: «Я – крестьянин».
  • Верди не любил сорить деньгами. Когда он продавал жителям окрестных мест свое вино, то просил их возвращать ему пустые бутылки.
  • Ноты арии «La donna è mobile» («Сердце красавицы…») Верди передал тенору и оркестру в последний момент, заручившись клятвой, что никто из них не будет напевать эту мелодию за пределами театра. Маэстро понимал, что иначе эту легко запоминающуюся песню еще до премьеры оперы будет петь весь город.
  • Когда у Верди спрашивали почтовый адрес, он диктовал: «Италия. Маэстро Верди»

В 19 веке мир изменился до неузнаваемости — изобрели фотографию и велосипед, метрополитен и телефон, автомобиль и посудомоечную машину… Тем удивительнее в эпоху перемен 55-летнее постоянство, с которым мировые театральные сцены неизменно возглавлял Джузеппе Верди — мальчик из деревни, ставший главным оперным гением в истории.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать арии из опер Верди

Источники:

http://www.syl.ru/article/352117/djuzeppe-verdi-biografiya-i-tvorchestvo-izvestnyie-proizvedeniya
http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/404-master-opernogo-zhanra-dzhuzeppe-verdi
http://soundtimes.ru/opera/opera-v-statyakh/opery-verdi

Дачник
Добавить комментарий