Нравственные искания героев в пьесах А. Вампилова

Разделы: Литература

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с личностью писателя – драматурга, выявить своеобразие решения темы нравственного поиска в творчестве А.Вампилова

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка книг А.Вампилова: “Я с вами, люди”, “Дом окнами в поле”, “Успех”; портрет А.В. Вампилова, звукозапись песни И.Талькова “Океан непонимания”, видеозапись пьесы А.Вампилова “Старший сын”.

Эпиграфы к уроку:

Мы вернемся в это близкое ретро, вернемся вплотную, чтобы понять не историю, а самих себя сегодняшних. И тогда не окажется писателя, более выразившего трагедию безверия, чем Вампилов. (Андрей Битов)

В прозе Василий Шукшин, в поэзии Николай Рубцов, в драматургии Александр Вампилов… Кажется, самую душу и самую надежду потеряла почти разом с этими именами российская литература. И, кажется, сама совесть навсегда осталась с нами в литературе. (Валентин Распутин)

На фотографии – почти мальчишеское, простое лицо: копна густых волос, лезущих на лоб, уши торчат, рот чуть приоткрыт, рубашка простенькая, без галстука. Слесарь-практикант или студент?

А это писатель, один из лучших драматических писателей наших дней.

Александр Вампилов рожден в 1937-м в Иркутской области, в учительской семье, утонул в Байкале летом 1972, накануне того дня, когда ему должно было исполниться 35 лет. Сердце не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл.

Всего неполных 35 было отведено ему судьбой, а это и детство, и университет, а еще книги, музыка, стихи…

До третьего курса Саня, как все его звали, писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Негромким словом, с благородной сдержанностью и душевной чистотой выражает Вампилов свои чувства и размышления:

Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы – случайных,
Извилистых, запутанных, крутых –
Последняя дорога мне прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть…

(На фоне мелодии “Клен ты мой опавший” (гитара))

Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Приобщение к ней началось еще в школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная. Звучали песни на есенинские стихи. Но щемяще трогали сердце и другие романсы, которые исполнял Саня. В минуты пения темно- карие глаза его обретали сосредоточенность и ту тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все смывающая печаль.

В 1960 году Александр Вампилов окончил филологический факультет Иркутского университета, а уже в следующем, 1961 году, выпустил сборник юмористических рассказов “Стечение обстоятельств”.

(Читается рассказ “Шорохи. Рассказ ночного сторожа”).

“- Вам спичек? Пожалуйста. Чем я здесь занимаюсь. Да вот: кому спички понадобятся, кому время, кому, может, поговорить… Садитесь, вам, я вижу, не нужно точное время.

Видите напротив магазинчик? Так вот я в нем работаю. То есть не в нем, а около него. Я – ночной сторож. Для этого у меня все данные: возраст 64 года, борода 15 сантиметров, ружье 16-й калибр.

Когда-то я работал в этом магазине продавцом, а теперь вот караулю… Но что это за работа! Мне даже немного совестно деньги получать. Еще ни разу не было ничего такого… Воруют-то днем! За пять лет сменилось семь продавцов.

Вот сейчас опять новый. Молодой, вертлявый такой. Все ходит по магазину, насвистывает. Не зря насвистывает! Я его насквозь вижу. Наглый. Такие мало не берут. Вижу, что шаромыга, но нет у меня полномочиев. Надо мной, подлец, еще издевается. “Караулишь, — говорит. –Ну, карауль, карауль…” Дескать, напрасный труд. А у меня нервы сдают и курок у ружья

пошаливает. Все может быть. Я его спрашиваю: “Ты зачем, голубчик, в торговлю-то подался?” А он: “Я, говорит, стал продавцом потому, что не хочу загубить молодость в очередях”. Я ему: “Скоро тебя уведут? И надолго ли?” Отвечает: “Ничего, вернусь – буду сторожем”. Видали его? Возьми с такого!

Вот… А ночью что ж … ночью тихо. Даже скучно как-то. Я уж хожу смотреть кинофильмы, есть забавные. Вот “Ночной патруль…”, ну и другие. Хожу еще в суд слушать, да там все одно: растраты, разводы и хулиганство.

А насчет разбоя, так это только рассказывают. Брехня, устное, так сказать, творчество. Все, что тут было такого за пять лет, так все эти протоколы собрали и выпустили недавно книжку. Как же – читал, читал … занятно …

Ага! Уже час ночи… Этими часиками меня недавно премировали… Так я, пожалуй, сейчас лягу. Завтра рано вставать. Скамейка удобная и тулуп хороший – не жалуюсь.

А что касается шорохов – я шорохов не боюсь. В них нет ничего сверхъестественного. А сон на свежем воздухе, я вам скажу, самый крепкий и самый здоровый.”

Тридцать лет назад в очерке “Прогулки по Кутулуку” Александр Вампилов писал: “Среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, а значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью, что в моей жизни, моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях? Да, задать себе такой вопрос не шутка, отвечать на него труднее, потому что в этом случае уже надо понимать, что хорошо и что плохо. Но какая сила нужна, чтобы от вопросов и ответов перейти к действию! Какая для этого нужна совесть, какая вера в лучшее, какое чувство справедливости! Словом, сколько для этого нужно всего того, что мы называем духовным богатством человека!”

Читать еще:  Абхазские пословицы. Роджер Джесси

Чего, казалось, бы, проще – понимать, что хорошо и что плохо, где добро и где зло.

Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра, о нем, о зерне духовном, двигающем людские поступки, хлопотал он всю свою недолгую писательскую жизнь.

“Прогулки по Кутулуку” Александр Вампилов заканчивает так: “Конечно, прежде всего человеку нужны еда, одежда и крыша над головой.

Но не хлебом единым жив человек, гласит старинная истина. Истиной она была в старину, истиной она останется и по сей день. И особенное значение она, на мой взгляд, приобретает сейчас, когда крыша над головой становится поновее, еда посытнее, одежда покрасивее”.

Помните шукшинский вопрос: что с нами происходит? С ним перекликается Александр Вампилов с одной из самых ранних работ, в одноактной пьесе “Двадцать минут с ангелом”.

(Инсценируется в сокращении по книге А. Вампилова “Дом окнами в поле”. Иркутск, 1982г.(275-288).

Начиная со слов:

А н ч у г и н (держится за голову). Три рубля всего и надо-то. А я когда в геологии работал, три рубля мне было – раз плюнуть. Плюнуть и растереть. (Презрительно). Три рубля! (Помолчал.) А ведь без них подохнуть можно.

Б а з и л ь с к и й (удивляется). Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…”

Внешне анекдотическая ситуация приводит к невеселому итогу. Человек встречает человека во всеоружии подозрения и неприятия, видит в нем сначала врага, а затем уже пытается выровнять свое чувство до расположения, а не наоборот.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нас, для людей.

Вышла на сцену Валентина из пьесы “Прошлым летом в Чулимске”, и невольно отступило перед ней все низкое и грязное – вышла не просто героиня, несущая в себе черты добродетели, вышла сама добродетель.

Со слов: “Шум и голос: “Не трогай его! Не трогай его!” Затем шум удаляется и умолкает.

Ш а м а н о в. Да нет, Валентина, не может этого быть…

И в слезах, и в отчаянии не перестанет Валентина веровать в лучшую человеческую сущность, и веры своей не изменит, и в добродетели не ослабеет.

А перед нами уже персонажи первой большой пьесы Александра Вампилова “Прощание в июне”.

Талантливый студент – любимец курса, ловкий, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, сорвиголова… Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева.

(Инсценировка, с 68-71).

К о л е с о в. Куда вам столько денег? Сколько их у вас, а вы все гребете, все хапаете, да еще трясетесь над ними – смотреть на вас тошно.

К о л е с о в. Дядя, да вы кошмарный старик.

Но причем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колесов?

Сцена объяснения Колесова и Тани – с.85-87.

К о л е с о в. Я должен рассказать тебе, как я закончил университет. (Молчание.) В тот вечер, когда ты приходила ко мне на дачу, там был твой отец… Я должен был выбрать. Одно из двух.

К о л е с о в. Не волнуйтесь. Это мой диплом… Я за него заплатил. Вот и все… Прощайте.

Настанет момент, когда из тихой гавани семьи, дома, школы ты выплывешь в море жизни и встретит тебя неизбежное первое испытание совести, первый рубеж, перейдя который, ты, случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.

До последнего предела раскрылась перед нами наивная и чистая душа Сарафанова в “Старшем сыне”. Этот сохранивший детскую душу человек, которого даже собственная жена не называла иначе, как “блаженный”, объясняет: “Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него”.

(Фрагмент видеозаписи к/ф “Старший сын”.)

Вампилов чуток к добру, он с таким огорчением и страхом смотрит на разрушение человеческой души, и самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова – “Утиная охота” (сцена с письмом, с 185-186).

От слов: С а я п и н (разбирает почту). Тебе письмо.

До слов: З и л о в. Не могу. Сентябрь – время неприкосновенное: о х о т а.”

Жизнь бьёт Зилова смертью отца, уходом жены, равнодушием приятелей, он выкрикивает свои обвинения лицемерию: “Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хочу на ваши претензии”.

В обличениях Зилова слышна надрывная нота, он сознает, что снаружи помощь не придет, стало быть, нужно изменяться изнутри и не истрепаться, не выцвесть, не сломаться, вступая в многослойную жизнь. Боязнь сделаться Зиловым рождает призыв по-юношески верить в добро, иначе и жить нельзя.

Читать еще:  Заходер писатель биография. «Я» бывают разные»

Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь.

(Звучит песня И.Талькова “Океан непонимания”. Звукозапись.)

Накануне подготовки к уроку по творчеству А.Вампилова учащимся предложено ответить письменно на вопрос:

“Как бы Вы поступили в ситуации, подобной той, которая произошла в спектакле “Прощание в июне” (выбрать: институт или любимая девушка) и “Двадцать минут с ангелом” (незнакомец предлагает сто рублей)?”.

На уроке результаты работы анализируются, ответы обосновываются учащимися.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Глушанская Е. Самосознание по Вампилову. Звезда № 4, 1989.
  2. Ему было бы нынче пятьдесят… Новый мир № 9, 1987.
  3. Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова. Юность № 5, 1975.
  4. Лакшин В. Душа живая. В кн. Александр Вампилов. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (с.3-16).
  5. Никитин, Опыт Вампилова. Москва № 4, 1989.
  6. О Вампилове. Воспоминания и размышления. В кн. Александр Вампилов. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (с. 558-628).
  7. Распутин В. Душа жива. Наш современник № 1, 1988.
  8. Румянцев А. Студенческие годы Александра Вампилова. Москва № 8, 1993

Творческие искания в русской драматургии второй половины XX в. (А. Вампилов, Л. Петрушевская, Н. Коляда и др.)

ВАМПИЛОВ ( “Старший сын”, “Прошлым летом в Чулимске”)

Конец 1950 — начало 1970-х отмечены яркой индивидуальностью А.Вампилова. За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем», «Прошлым летом в Чулимске» и неоконченный водевиль «Несравненный Наконечников». Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий.

Молодой писатель, при первых же шагах в драматургии удостоившийся многочисленных критических обвинений в мрачности, пессимизме, так и не дожил до первой своей столичной премьеры, и тем более — до «вампиловского сезона» в нашем театре. Эти пьесы с тревогой говорили о распространяющихся нравственных недугах: двойной морали, жестокости, хамстве как норме поведения, исчезновении доброты и доверия в отношениях между людьми.

Молодому драматургу удалось чутко уловить и талантливо передать тревожные явления в нравственной атмосфере своего времени. Насколько волнует Вампилова проблема испытания человека бытом, можно судить по всем его пьесам. Смешны и одновременно страшны в своих жизненных установках его герои. «Серьезные» и «несерьезные», «ангелы» и «грешники» такая градация вампиловских героев встречается в некоторых критических работах. «. если у человека есть деньги, значит он уже не смешной, значит серьезный. Нищие сегодня из моды вышли» («Прошлым летом в Чулимске»).

Главный герой театра А. Вампилова — это человек средних лет, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни и «раннюю усталость от нее». Сельский учитель Третьяков («Дом, окнами в поле»), следователь Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»), инженер Зилов («Утиная охота»), студенты Колесов и Бусыгин («Прощание в июне» и «Старший сын») показаны в драматические моменты своей жизни, «на пороге», который необходимо переступить, сделать решительный шаг, чтобы расстаться со своим духовным «предместьем». От того, как они поступят, зависит вся их дальнейшая судьба: проснуться перед «порогом» или продолжать существование-спячку; броситься в бой с несправедливостью или стоять в стороне и равнодушно предоставить другим «добиваться невозможного», «биться головой об стену»; признать свой образ жизни бездарным ее прожиганием, порвать решительно с прошлым или продолжать воспринимать весь этот кошмар как должное — надо всем этим автор заставляет задуматься своих героев едва ли не впервые в их жизни. В пьесах Вампилова очень сильно лирическое начало. Автор исследует, по существу, судьбу людей своего поколения, молодых людей 50 — 60-х годов, на переходе от эйфории «оттепели», надежд изменить весь мир, непременно состояться как личность — к краху социальных и собственных иллюзий.

http://festival.1september.ru/articles/616823/ — если будет возможность, посмотрите пролистайте презентацию.

ПЕРТУШЕВСКАЯ (“Три девушки в голубом”, “Уроки музыки”).

Творчество Петрушевской — особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза.

Драматургия и несказочная проза Петрушевской поражают гиперболизованной концентрацией отрицательного. А изображение жизни как абсурда наводит на мысль об аналогиях с экзистенциализмом.

Как и у экзистенциалистов, у нее истинная сущность героев получает проверку в пограничных ситуациях измены, болезни, ухода в небытие. Герои Петрушевской нередко вынуждены совершить свой выбор, обнаруживающий их истинную суть (порой понятие выбора вынесено в заглавие, как в рассказе «Выбор Зины»). Жизненная философия писательницы не слишком оптимистична, что видно, в частности, из следующего философского пассажа, открывающего рассказ «Непогибшая жизнь»: «…что значит погибшая жизнь? Кто скажет, что добрый и простой человек сгинул не просто так, оставил свой след и т.д. — а злой, вредный и нечистый человек пропал из жизни особенно как-то, с дымом и на дыбе? Нет» (Пeтpyшeвcкaя Л.С. Дом девушек: Рассказы и повести. — М., 1998. — С. 25.). Таким образом, выходит парадоксальный вывод, что результат бытия хороших и злых людей совершенно одинаков. Между тем основная тема Петрушевской — именно погибшая жизнь. Герои и героини произведений писателя часто внезапно умирают от горя или выбирают самоубийство как ответ недостойному бытию. Характерно, что обычно такие герои обладают ‘определенным семейным статусом — жены, мужа («Упавшая», «Грипп»).

Читать еще:  Художественные приемы авторов. Литературные приемы

Впрочем, Петрушевская открыла еще одну, собственно советскую пограничную ситуацию, связанную с борьбой за квартиру, ее наличием или отсутствием. Энергичные и цепкие герои умеют закрепиться в квартире и даже расширить свою жилплощадь, а неудачники, наоборот, легко теряют ее. В освоении данной темы писательница близка Ю.Трифонову, наполнившему ситуацию квартирного обмена социально-нравственным смыслом.

Завтраки, сборы на работу, обеды, телевизор по вечерам, семейные ссоры — вот, пожалуй и основные события, происходящие в пьесах и рассказах Петрушевской. Подсматривание в замочную скважину, магнитофонная драматургия — так определили особенности творчества Петрушевской критики. Вроде бы показанная драматургомизнанка жизни всем давно знакома, но эти житейски узнаваемые ситуации и персонажи почему-то вызывают острую жалость. Может быть, потому, что и сами они о себе, и автор о них рассказывают доверчиво и простодушно, не вынося никаких окончательных оценок и никого не призывая к ответу.

КОЛЯДА (“Полонез Огиньского”, “Нелюдимо наше море, или Корабль дураков”, “Черепаха Маня”).

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ НИКОЛАЯ КОЛЯДЫ

● сочетание «мелкотемья» (изображение «чернушной» действительности) с постановкой высоких философских проблем;

● исследование человеческой души, поставленной в условия «пороговой ситуации» (ситуации, заставляющей соприкоснуться со смертью, совершать выбор);

● переплетение натуралистических деталей и мелодраматических элементов («чернуха» и сентиментализм);

● столкновение героев разных «миров»: юродивый чудак (мир «дна») и прекрасный гость (мир «нормальных» людей);

● очищение речи героя как проявление «осветления» души;

● использование мотивов одиночества, смерти, лицедейства персонажей (надевание маски, за

● которой скрываются истинные чувства, ранимость, боль);

● символико-аллегорическое значение звукового фона пьесы.

Нравственная проблематика пьесы А. Вампилова «Свидание»

«Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, сво­его рода исповедь» — утверждал В. Г. Распутин.

Пьеса Вампилова «Свидание» невелика по объему, но за внешней простотой в ней скрывается глубокий смысл. Драматург говорит о том, что бесхитростные, на первый взгляд, поступки могут иметь важное зна­чение. Сущность человека, по Вампилову, как раз и проявляется в малом. Малейшие движения человека часто становятся для окружающих мерилом его нравственности. Драматург говорит о том, что человек должен быть порядочен во всем и всегда, со всеми ок­ружающими людьми, независимо от из возраста, со­циального положения, родства и т. д.

Пьеса «Свидание» сразу завладевает интересом чи­тателя, потому что она очень жизненна, она словно кадр кинопленки, только что отснятой на улице само­го обыкновенного города. Ее герои также знакомы исем и каждому, а иные читатели легко увидят в них самих себя. И не случайно Вампилов не дает имен сво­им героям.

Вампилов назвал свою пьесу сценкой из нерыцар­ских времен, потому что в ней всячески попирается так называемое рыцарство и благородство. «Оттого что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен ус­тупать во всем каждой женщине»,— цинично заяв­ляет ее герой.

В начале пьесы студент противостоит старику-сапожнику. Студент настойчив, ироничен, находчив, и он побеждает в поединке, посвященном стоимости по­чинки ботинок. «Я воспитан по-старому»,— сдава­ясь, говорит сапожник и соглашается ремонтировать башмаки не за тридцать, а за двадцать рублей. Сапож­ник воспитан по старому, а что можно сказать в этом отношении о студенте? Ответ на этот вопрос дает его стычка с девушкой. Героиня умоляет студента усту­пить ей первое место в починке обуви, но тот непреклонен: он тоже торопится. Девушка пытается заговорить со студентом о благородстве, вежливости, по­рядочности. Но он отвечает ей довольно резко: «Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь». Эта реплика вызывает у девушки бурю эмоций, но она же заставляет ее саму смягчить тон, перенести требование в плоскость просьбы. Ведь девушка, настаивая на вежливости, сама ни разу не сказала слова «пожалуйста».

Однако студент непреклонен. Видно, его циничную натуру и искренняя просьба не способна тронуть. Бу­квально в следующей реплике он оскорбляет девуш­ку: «Другое дело, если б вы мне понравились. ».

Когда девушка сообщает, что решается ее судьба, что от нескольких минут зависит ее счастье, выясня­ется, что студенту свойственно не только хамство, но и жестокосердие — он снова отказывает даме. Прояв­ление внимания к женщине, уступка ей — для студен­та «предрассудок и заблуждение».

Финал пьесы превращает ее в настоящую интригу. Нахальный студент оказывается тем самым челове­ком, к которому спешила девушка, а дама — той, из-за которой студент не хотел идти на уступки. Буду­чи до свидания только заочно знакомыми, при встре­че герои испытывают полное разочарование друг в друге. Девушка — отнюдь не та гордая и таинствен­ная особа с нежным голосом, какой она представля­лась студенту, а он вовсе не рыцарь, о котором она гре­зила.

«Поведение — это зеркало, в котором каждый по­казывает свой лик» — некогда справедливо сказал В. Гете. Этот лик оказывается неприемлемым ни для студента, ни для девушки.

Театр Вампилова — неповторимо яркое явление. Его пьесы — это социально-нравственное исследова­ние жизни с высоко гуманных позиций. Многие вам-пиловские пьесы, в том числе и пьеса «Свидание», во­девильны, их отличает неожиданный поворот сюже­та. За внешним фарсом таких пьес таится глубокий нравственный смысл.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/512373/
http://mylektsii.ru/9-8114.html
http://5litra.ru/soch/353-nravstvennaya-problematika-pesy-a-vampilova-svidanie.html

Дачник
Добавить комментарий