Николай витальевич лысенко. Николай лысенко

Свою разностороннюю деятельность (композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель) Н. Лысенко посвятил служению национальной культуре, он явился основоположником украинской композиторской школы. Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей талант Лысенко. Его детство прошло на Полтавщине. Игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего — народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал, — «весь тот богатый материал не пропал даром», — пишет Лысенко в автобиографии, — «будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, сызмальства душою воспринятый, сердцем освоенный».

В 1859 г. Лысенко поступил на факультет естественных наук Харьковского, затем Киевского университета, где сблизился с радикально настроенным студенчеством, с головой окунулся в музыкально-просветительскую работу. Его сатирическая опера-памфлет «Андриашиада» вызвала в Киеве общественный резонанс. В 1867-69 гг. Лысенко учился в Лейпцигской консерватории, и подобно тому, как молодой Глинка, будучи в Италии, осознал себя в полной мере русским композитором, Лысенко в Лейпциге окончательно укрепился в намерении посвятить свою жизнь служению украинской музыке. Он завершает и издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над грандиозным (83 вокальных сочинения) циклом «Музыка к „Кобзарю“» Т. Г. Шевченко. Вообще украинская литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко. Именно через украинскую поэзию входит в его творчество тема социального протеста, определившая идейное содержание многих его произведений, начиная с хора «Заповiт» (на ст. Шевченко) и кончая песней-гимном «Вечный революционер» (на ст. Франко), впервые прозвучавшей в 1905 г., а также оперой «Энеида» (по И. Котляревскому — 1910) — злейшей сатирой на самодержавие.

В 1874-76 гг. Лысенко занимался в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», В. Стасовым, много времени и сил отдавал работе в Музыкальном отделе Соляного городка (место промышленных выставок, там устраивались концерты), где бесплатно руководил любительским хором. Опыт русских композиторов, усвоенный Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей. «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь», — писал Лысенко И. Франко в 1885 г. Композитор вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал многочисленные обработки народных мелодий (свыше 600), написал несколько научных работ, среди которых наиболее значителен реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем» (1873). Однако Лысенко всегда выступал против узкого этнографизма и «малороссийщины». Его в равной мере интересовал фольклор других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни, а руководимый им хор имел в своем репертуаре профессиональную музыку европейских и русских композиторов от Палестрины до М. Мусоргского и К. Сен-Санса. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.

В творчестве Лысенко преобладают вокальные жанры: опера, хоровые сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений. Но именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра. Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая комическая опера «Наталка-Полтавка» (по одноим. пьесе И. Котляревского — 1889) и народная музыкальная драма «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя — 1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, эта опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 г. Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам. При активном участии Лысенко в 1904 г. в Киеве была открыта музыкально-драматическая школа (с 1918 г. музыкально-драматический институт его имени), в которой получил образование старейший украинский композитор Л. Ревуцкий. В 1905 г. Лысенко организовал общество «Баян», спустя 2 года — Украинский клуб с музыкальными вечерами.

Отстаивать право украинского профессионального искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях, вопреки шовинистической политике царского правительства, направленной на дискриминацию национальных культур. «Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», — гласил циркуляр 1863 г. Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной прессе, но чем активнее становились нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности. Неутомимая подвижническая деятельность Лысенко получила высокую оценку и у его соотечественников. 25- и 35-летний юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. «Народ понял величие его работы» (М. Горький).

Николай Лысенко, украинский композитор: биография, творчество

Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, — украинский композитор и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины.

Семья

Лысенко Николай Витальевич – выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.

Детство

С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.

Образование

После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.

Читать еще:  В помощь школьнику. Солженицын а

Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук.

Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции – Э. Рихтер, теории – Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.

Начало творческого пути

В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял произведения Моцарта, Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями.

Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких известных композиторов, как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.

Одновременно Николай Лысенко организовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.

Творческая карьера

С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. – им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.

Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро.

С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».

Творчество Лысенко

Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение – «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко.

Далее последовал целый цикл под названием «Музыка к Кобзарю». В него вошло свыше 80 отдельных произведений. Жанры их были разными. Все произведения издавались семью сериями. Последняя вышла в 1901 г.

Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины.

Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар.

В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.

В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно.

Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений.

В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.

Николай Витальевич создал отдельное направление – детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования.

В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год.

В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.

Общественная деятельность

Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он – один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.

Личная жизнь

В 1868 г. Лысенко сочетался браком со своей троюродной племянницей, Ольгой Александровной О´Коннор. Она была младше его на 8 лет. Прожили они в браке 12 лет, но потом разошлись, потому что у них не было детей. Официальный развод оформлять не стали.

Второй брак у Лысенко был гражданский. На одном из концертов в Чернигове он познакомился с Липской Ольгой Антоновной. Позже она стала его гражданской женой. У них родилось пятеро детей. Ольга умерла после рождения очередного ребенка в 1900 г.

Смерть композитора

Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском Байковом кладбище.

Три несчастливые любви «отца украинской музыки» Николая Лысенко

«Гетман» и «отец» украинской музыки – таких эпитетов, практически при жизни, удостоился Николай Витальевич Лысенко – выдающийся композитор, пианист, дирижер и педагог.

Его творческий вклад в украинскую музыку воистину колоссален – он пробовал свои силы практически во всех музыкальных жанрах. Украинского композитора ставят в один ряд с Эдвардом Григом и Михаилом Глинкою.

Читать еще:  Где бессмертный из камеди. Сергей Бессмертный

Детство и юность

Он родился 22 марта 1842 года в селе Гриньки Полтавской губернии (сейчас Полтавская область).

Будущий музыкант вел род от казаков. Лысенко – древний казацкий старшинский род. Сам отец маленького Коли – Виталий Романович Лысенко – был полковником Орденского кирасирского полка, дворянином, что позволило его сыну получить домашнее образование, а также поступить в привилегированное учреждение – во 2-ю Харьковской гимназии.

Перед этим он, по тогдашней традиции, прошел предварительное обучение в пансионах Вейля и Гедуэна.

Мать мальчика происходила из помещичьего рода Луценко. Она учила сына французскому языку (даже отдавала предпочтение этом языку в повседневной жизни), а также танцам и манерам. Стоит отметить, что учителем русского языка у будущего отца украинской музыки был известный русский поэт Афанасий Фет.

Интерес к музыке и зачатки музыкального дарования проявились у Лысенко рано – ему было еще пять лет. Именно тогда для него пригласили учительницу музыки.

Также в раннем возрасте будущий Коля увлекся поэзий Тараса Шевченко и украинскими народными песнями. В первую очередь этот интерес появился благодаря двоюродным деду и бабушке — Николаю и Марии Булюбашам.

В Харькове параллельно с обучением в гимназии начал заниматься музыкой, и вскоре заработал славу талантливого пианиста.

Теперь его часто приглашали на балы, чтобы он исполнял произведения Шопена, Бетховена, Моцарта и, разумеется, импровизировал на темы украинских песен – своеобразная местная экзотика для высшего света тех времен.

Спустя практически пять лет обучения, в 1859 году Лысенко окончил гимназию с серебряной медалью. После этого он поступил на естественнонаучный факультет Харьковского Императорского университета.

Спустя год родители Николая переехали в Киев. В связи с этим он перевелся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского Императорского университета.

Здесь он вступил в Киевскую громаду (также Старая громада), которая объединяла многих украинских интеллигентов, в том числе и Тадея Рыльского – отца поэта Максима Рыльского. Также Лысенко в это период организовывал концерты, работал в этнографических кружках и создал студентский хор.

Стоит отметить, что вместе с ним перевелся и его троюродный брат Михаил Старицкий – будущий корифей украинского театра, актер и писатель. Он жил тогда семье своих родственников Лысенко, после того как остался круглым сиротой.

Вуз Лысенко окончил в 1864 и уже в следующем году получил степень кандидата естественных наук, защитив диссертацию «Размножение нитчастых водоростей». После этого будущий композитор имел непродолжительную службу, однако позже решил для себя, что ему необходимо музыкальное образование.

Ради этого он поехал в 1867 году в Германскую империю, где поступил в знаменитую Лейпцигскую консерваторию. Это заведение, в то время, считалась лучшим во всей Европе.

Здесь его преподавателями по фортепиано стали Карл Рейнеке, Игнац Мошелес и Эрнст Фердинанд Венцель, по композиции — Эрих Фридрих Рихтер, по теории — Беньямин Паперитц.

Парадоксально, но обучение за границей подтолкнуло его к мысли, что ему как композитору важно не копировать западные образцы, а обратиться к народной, украинской музыкой – вот где поистине кладезь вдохновения, который поможет создать нечто новое.

Ольга О’Коннор

В 1868 году Лысенко возвращается в Украину, где женится на Ольге Александровне О’Коннор. История этой любви будто история из женского романа – он уже практически взрослый мужчина – ему 26 лет, а ей исполнилось 18.

Оля принадлежала к ирландскому роду, который давно поселился на территории Украины, и она приходилась Николаю троюродной племянницей. Они были знакомы с самого детства, а усадьбы семейства Лысенко и О’Коннор находились по соседству.

Николай даже подумать не может, что нескладная девчушка, какой он помнил Олю еще до получения высшего образования, повзрослев станет красивой и обворожительной девушкой.

Лысенко был очарован ею. Впрочем, как и Оля им – его внешность нравилась женщинам. Разумеется, не менее юную О’Коннор привлекал талант Николая и перспективы, которые перед ней открывались, ведь она тоже увлекалась музыкой и всегда мечтала петь на сцене.

В 1869 году Лысенко успешно окончил свое обучение в Лейпцигской консерватории. После этого он вернулся в Киев. Здесь он прожил вместе с женой несколько лет. Он начал давать свои первые концерты уже как профессиональный пианист.

В частности, в 1870 году Лысенко дал большой концерт в зале Дворянского собрания, во время которого исполнил произведения Шумана, Шуберта, а также пьесы из собственной сюиты. Также здесь впервые прозвучали серии «Музыки к Кобзарю», часть из которых он писал еще за границей («Завет», «Ой, одна я, одна. », «Туман, туман долиной»).

Первый концерт произвел фурор в обществе и последующие выступления собирали не меньшее количество слушателей, часть которых приезжала даже из провинции. В итоге композитор решил выступить и в других городах Украине – Полтаве, Чернигове, Екатеринославе (сейчас город Днепр).

К слову, за свою творческую деятельность музыкант провел четыре гастрольных туры. Однако это уже будет в 90-х и «нулевых» годах.

Несмотря на это, главной статьей дохода в семье все же были его частные уроки игры на пианино.

Композитор вместе со своим родственником Михаилом Старицким создали «Общество украинских сценических актеров».

Совместно со Старицким он работал над созданием своих первых опер – «Гаркуша», «Черноморцы», «Рождественская ночь». Лысенко писал музыку, а Старицкий – либретто – литературной части. Позже они также создадут оперы «Тарас Бульба», «Утопленная» и многие другие. Позже либрето для Лысенко будет писать дочь Старицкого — Людмила Старицкая-Черняховская (опера «Сапфо»).

Поставленная на сцене «Рождественская ночь», по мотивам повести Николая Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», с Ольгой О’Коннор в роли Оксаны, имела большой успех. Все остались довольны, но только не Лысенко.

По мнению Николая, ему все еще не хватало виртуозности. Ее он решил искать в Петербургской консерватории, куда он и поехал в 1874 году. В ней он совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в классе Николая Римского-Корсакова.

Вместе с ним в столицу империи решила поехать и его жена Ольга, которая также изучала вокал. В общей сложности супруги прожили в Петербурге два года. В 1876 году он вернулся в Киев. К слову, с местным обществом у него не получилось найти общий язык из-за своих «малороссийских» убеждений. Тогда как Оля не хотела покидать Петербург. Муж уехал, а она продолжила обучение.

Именно с этого момента в семье Лысенко начались склоки. Однако близкие знали, что одна из главных причин – неспособность Ольги забеременеть. Знакомые называли Николая за глаза «бесплодной смоковницей», намекая на известную библейскую аллюзию.

Читать еще:  План по первой главе евгения онегина. Роман А.С

Известно, что Лысенко-О’Коннор имела наследственное психическое заболевание, которое вызвало у нее частые депрессии, требовало лечения и делало невозможным для нее попытки забеременеть.

Ольга Липская

В 1878 году композитор преподает игру на фортепиано в Институте благородных девиц. Во время одного из своих концертов в Чернигове Лысенко познакомился с Ольгой Антоновной Липской 16-летней девушкой.

Через некоторое время уже не юный композитор и его молоденькая ученица признаются друг другу в любви. Однако они не смогли сразу жить вместе. Вскоре девушка оставила своего учителя на период вакаций, как тогда назывались каникулы.

И лишь спустя некоторое время они поселяются в Киеве в отдельной квартире, где живут в гражданском браке. В этом браке у них родилось пять детей: Екатерина, Марьяна, Галина, Тарас, Остап. Один ребенок скончался вскоре после рождения.

Лысенко требовал развода у своей первой супруги, но та не соглашалась. Конфликт между бывшими супруги усугубился смертью первенца Николая Витальевича. Однако развестись они не помогли, потому что по тогдашним законам для развода не хватало причин — нужно было обвинить одного из супругов в неверности, что было равноценно испорченной карьере обвиняемого.

Первая супруга Лысенко к тому моменту потеряла голос и больше не могла выступать на сцене, поэтому вынуждена была зарабатывать игрой на пианино – ее единственный источник дохода. К слову, одной из учениц Ольги О’Коннор была Леся Украинка.

Ольга Липская как незаконная жена на время беременностей вынуждена была на некоторое время покидать Киев, чтобы избежать слухов и пересудов. Обычно на это время она переезжала в Петербург. Там же она случайно встретила и первую жену своего гражданского мужа – свою тезку – Ольгу О’Коннор. Можно только представить, что было на душе у обеих женщин в этот момент.

Участь гражданской супруги Лысенко вовсе не нравилась Липской. Она полностью «растворилась» в заботах о мужах и детях и так и не смогла реализовать свою музыкальную карьеру. Кроме того, внебрачные дети не могли получить фамилию отца.

Со второй женой Николай Лысенко прожил вплоть до 1900 года, когда Ольга Липская умерла после очередных родов.

Композитор был подавлен и не находил себе места, после этой трагедии. Он решил обратиться за помощью к первой и, на тот момент, все еще законной супруге. Несмотря на все предыдущие обиды, Ольга О’Коннор записала на себя детей своего мужа и его гражданской жены, чтобы те смогли получить фамилию своего отца. Однако в их воспитании она не брала участие.

Биографы композитора часто подчеркивают, что он посвятил первой жене 11 своих произведений, тогда как второй жене, матери его детей, ни одного.

С 1904 года Николай Витальевич организовал Музыкально-драматическую школу (с 1913 года — имени Николая Лысенко). Она стала практически первым в Киеве учебным заведением, которое обеспечивало высшее музыкальное образование по программе консерватории.

Эта школа была построена на средства, которые собрали друзья композитора в 1903 году на честь 35-летия его музыкальной деятельности. Правда,

друзья предлагали Лысенко купить себе и своим детям дом, но маэстро решил распорядится деньгами иначе.

В школе Николай Лысенко преподавал фортепиано. В 1905 году, который в связи с революционными настроениями в обществе выдался неспокойным, за школой и самим композитором велась слежка. В 1907 году Николая Витальевича даже арестовали, но выпустили на следующий день.

Известно, что в 1906 году он возглавил организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве» к 50-летию со дня смерти поэта. Лысенко вел не только музыкальную, но и активную общественную деятельность. В 1908 году он возглавил еще одну организацию «Киевский украинский клуб».

Инна Адрианопольская

С Музыкально-драматической школой связана третья несчастливая любовь Николая Лысенко. Это была его ученица – Инна Адрианопольская.

Несмотря на свой возраст и жизненные невзгоды, которые взвалились на плечи композитора, он не растерял свой мужской шарм и на него заглядывались его юные ученицы.

Одной из них была Инна. В ней он нашел черты, которые напоминали вторую жену – Ольгу Липскую. Когда он увидел ее впервые, то почувствовал себя растеряным и вынужден был прекратить занятие. После этого спускаясь по лестнице, Лысенко уронил листы с нотами, а ученицы, которые выбежали вслед за ним помогли ему их собрать.

Среди учениц снова была она – Инна Адрианопольская. У взволнованого маэстро вырвался вопрос, не Ольга ли это? Однако девушка ответила, что ее зовут Инной. Так началось их знакомство, которое переросли в нечто большее.

Лысенко долго не решался признаться в чувствах своей ученице, однако вскоре собрался с духом и написал ей письмо. Инна Адрианопольская соглашается встретиться с маэстро. Их якобы случайная встреча была запланирована в Царском саду у Днепра.

Изменения в поведении Николая Витальевича сначала заметили его дети, а потом и ученики. Однако немолодой композитор сомневался, что рядом с ним по-настоящему будет счастлива юная девушка и не хотел ломать судьбу ученице. Пробудившееся в сердце Лысенко чувство заставляет маэстро творить с новой силой – он пишет несколько романсов на стихи Александра Олеся.

Из школы слухи о «непотребном» поведении пожилого Лысенко поползли улицами Киева. Когда у композитора возникли проблемы с глазом, и он пришел на консультацию к врачу, появилась версия будто он заболел венерической болезнью. В итоге Николай Витальевич вынужден был уволиться с места со школы по собственному желанию.

Инна в 1907 году экстерном закончила данное учебное заведение. В аттестате напротив графы музыка оценка так и не была выставлена. Девушка вынуждена была уехать в Ромны к родственникам и практически год от нее не было никаких вестей.

Позже она написала ему письмо, что родители заставили ее выйти замуж за пожилого, но богатого помещика. В браке она не была счастлива, а спустя некоторое время овдовела.

В следующий раз они встретились в 1910 году в Киеве за два года до смерти композитора. Лысенко предлагал Инне поженится, однако ее останавливали многие причины – возраст и неприятие этого союза окружающими и, в частности, ее родителями.

На следующий день влюбленные перед расставанием сделали в фотоателье единственный снимок, где они вместе.

В 1912 году «Киевский украинский клуб», который он возглавлял был закрыт, а сам Николай Витальевич Лысенко привлечен к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность. Композитор скончался через несколько дней, 6 ноября, от сердечного приступа.

Источники:

http://www.belcanto.ru/lysenko.html
http://fb.ru/article/248716/nikolay-lyisenko-ukrainskiy-kompozitor-biografiya-tvorchestvo
http://aif.ua/culture/person/tri_neschastlivye_lyubvi_otca_ukrainskoy_muzyki_nikolaya_lysenko

Дачник
Добавить комментарий