Неожиданный рубенс. Портреты

Питер Пауль Рубенс.Портрет камеристки инфанты Изабеллы 1624. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет изображает придворную даму камеристку инфанты Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623—1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Картина является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета.

Это полотно принадлежит к лучшим портретным работам Рубенса. Лишенный аксессуаров и барочной помпезности Портрет камеристки” подкупает чистотой и внутренней прозрачностью” образа, которые были свойственны нидерландскому портрету эпохи Возрождения. Темная одежда почти сливается с нейтральным фоном, лишь лицо, обрамленное пышным кружевом воротника, сияет нежнейшими переливами света и красок.

Тонкая и в то же время точная светотеневая моделировка головы, характерного лица говорит о мастерстве Рубенса-рисовальщика. Сдержанный колорит портрета позволяет в полной мере почувствовать особый тип северной женской красоты. Мастерство и наблюдательность великого живописца придают этому скромному образу значительность, позволяют увидеть в портрете больше, чем требовал и позволял официальный стиль, и предположить за внешней холодноватой миловидностью острый ум и горячий темперамент одной из придворных дам той эпохи.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность.

Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок— этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина — посмертный портрет Клары-Серены.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется на темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет.
Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения. Считается, что в этом образе хрупкой юной девушки Рубенс попытался воплотить идеализированное представление о безвременно умершей дочери Кларе Сирене.

Михаил Аппатов писал:» Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. «Камеристка» не нуждается в них. Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу.

Читать еще:  Краткая биография исаака бабеля. Исаак Бабель

Рубенс был не рассказчиком, но живописцем, и потому ему достаточно было найти верный тон розового личика, белокурых волос и раскрытых глаз, сохранить прозрачную эмалевость красок, чтобы эти живописные качества в картине стали в наших глазах тем, чем в прославленной шекспировской драме являются тревожные и нежные слова Джульетты о песне жаворонка и разгоревшейся утренней заре.»

Рубенс. Четыре портрета одной любви

Питер Пауль Рубенс. Мы узнаем про этого великого художника еще в школе, знакомимся, исподтишка разглядываем голых, грузных тетенек и хихикаем. Осознание шедевров приходит сильно позже. или не приходит вовсе. Подробности же личной жизни художника вообще остаются в стороне и известны только интересующимся. Я к глубоко интересующимся не относилась, хотя перед полотнами Рубенса стояла не раз — смотрела, оценивала, составляла какое-то мнение, в общем. приобщалась)) к эстетической части, а душевная сторона была не затронута

В Эрмитаже не могу пройти мимо вот этой картины — ‘Портрет камеристки инфанты Изабеллы’ (ок. 1625 г.)

Необыкновенные серые глаза. проникновенные. печальные. И весь образ такой трогательный, совсем не похожий на парадные портреты Рубенса. В этот портрет вложено гораздо больше, чем великолепное мастерство, — в нем есть душа и какая-то особая любовь. а всего лишь камеристка

Это была предыстория))

С личным художника Питера Пауля Рубенса ознакомиться меня заставила подготовка подарка к грядущему ДР моей невестки, которая как-то сказала, что ей нравится вот этот портрет кисти Рубенса. Трогательный ребенок со взрослой прической и непокорными вихрами, харАктерный нос, красивые живые глаза. И решила я ‘замахнуться‘))

’Голова ребенка’ (1616 г.) портрет Клары Серены Рубенс. Запечатлен первый ребенок Рубенса — дочка в первом браке с Изабеллой Брант, портрет является фрагментом, основной картины не последовало, ребенок ушел из жизни в возрасте 12 лет. Все это я вычитала в аннотации к картине. Слишком скудно. Но что-то дрогнуло во мне. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной? И я с интересом стала выискивать сведения о личной жизни художника в этот период. Попытки найти больше материала об этой девочке успехом почти не увенчались.

Зато я узнала, что в двух браках у Рубенса было 8 детей (4 девочки и 4 мальчика), что он был счастливым мужем в обоих браках, что жены были музами его искусства. Что в 1746 году мужская линия Рубенсов прервалась, женская же продолжала развиваться на столько хорошо, что в 2004 году в Антверпене состоялась встреча 650 потомков с фамилией Рубенс. А еще, что сам Питер Пауль Рубенс был добрым, хорошим отцом, очень любящим своих детей.

И нашла я еще один портрет Клары Серены в более старшем возрасте. Хранится он в музее Метрополитен США:

Читать еще:  Анализ 4 действия вишневый сад. Вишневый сад

И тут меня осенило

Клара Серена и Камеристка. одно лицо . только еще старше

Стала рыть дальше в предчувствии мирового открытия и поняла, что вырыла уже давно известный продвинутому человечеству ‘велосипед’)))

Питер Пауль Рубенс крайне тяжело переживал болезнь своей дочери. были лучшие доктора. была смена климата на более благоприятный. было много что еще, но ребенок угасал. Отец в своем безутешном горе старался запечатлеть последние моменты, создавая наброски. непокорные прядки волос. худенькие плечи. осунувшееся лицо с заостренными скулами. печаль или печать в глубоких глазах. И море души и любви в этой зарисовке

Неизбежное случилось в 1623 году, когда девочке едва исполнилось 12.

Этот подготовительный рисунок так и не стал картиной, потому что убитый горем отец не смог приступить к ее созданию. Но эскиз сохранился в собрании венской Альбертины. никто не знает, каким образом, когда и почему на нем появилась надпись, сделанная рукой НЕ Рубенса ‘Камеристка инфанты Изабеллы’.

Но Рубенс, спустя три года в 1625 году, все же, вернулся к портрету своей дочери. Он не принял внутри себя ее смерть, — дочь на его картине жива и он ее любит, как прежде, или даже сильнее..она взрослеет. уходит подростковая угловатость. перед нами уже молодая девушка. Только глаза. Такие, как перед уходом, — глубокие, печальные, но есть в них и что-то гораздо бОльшее. может быть это любовь, скорбь и боль страдающего по потере отца?

И все те же непокорные прядки волос. И обезличенное, данное кем-то название ‘камеристка’.

Это всего лишь история о далеком-далеком прошлом. Без фактов и косвенных подтверждений. И только портреты говорят за себя: верхние — именные портреты Клары Серены Рубенс в разном возрасте, нижние — портреты Камеристки

Что-то я безоговорочно верю в эту печальную и трогательную историю о безутешном горе и глубокой любви отца, выраженной в жизни дочери на портрете. И оборванная рано судьба проживает свою жизнь веками

У меня же по самому раннему детскому портрету получилось вот что:

Костюм и аксессуары в стиле той эпохи

И, как всегда, сравнение. хотя, какое тут может быть сравнение)). скорее, для наглядности

Куклу выставлю в магазине, т.к. практикую теперь пошив сразу двух экземпляров , чтобы что-то оставалось и у меня))

Вторая, правда, на срединном этапе создания))

Не могу не отметить как это направление шитья кукол значительно расширяет мой кругозор). Столько интересного узнаю о людях, эпохе, костюмах, — кругом одна польза

Утерянный портрет кисти Рубенса обнаружили спустя 400 лет

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Читать еще:  Как рисовать природу с радугой. Рисуем радугу

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Портрет кисти легендарного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса обнаружили в неожиданном месте спустя 400 лет после его создания.

    Написанный образ герцога Бекингема кисти фламандского художника XVII века был идентифицирован доктором Бендором Гровенором, ведущим программы «Потерянные шедевры» на телеканале BBC Four.

    Долгие годы полотно находилось в коллекции Музеев Глазго и даже выставлялось публике в дворянском музее-усадьбе Поллок-хаус.

    Но перекрашивание портрета и покрывавшая его столетняя грязь заставляла музейщиков думать, что это копия с оригинала, сделанная другим художникам после смерти автора.

    Восстановленный портрет Джорджа Вильерса, первого герцога Бекингема, признал подлинным и Бен ван Бенеден, директор Дома Рубенса в Антверпене.

    Он сказал, что это редкое дополнение к собранию портретов Рубенса, во многом раскрывающее его творческий метод в этом жанре.

    Доктор Гровенор заметил: «Возможность обнаружить портрет ключевой фигуры в британской истории работы одного из величайших художников, которые когда-либо жили, захватывает».

    Дэвид Макдональд, председатель благотоворительной художественно-досуговой организации Glasgow Life, заявил: «Неудивительно, что мы в восторге от обнаружения картины Рубенса, художника, известного во всем мире, и вообще одного из самых важных художников в истории».

    Портрет герцога в дублете — приталенном жакете — с изысканным кружевным воротником и поясом датируется примерно 1625 годом.

    Неоднозначный фаворит

    В начале XVII века Джордж Вильерс считался неоднозначной фигурой, взлетевшей по социальной лестнице из мелких дворян в фавориты Якова I, известного в Шотландии как Яков VI.

    Историки до сих пор ломают копья относительно отношений этих мужчин. Некоторые исследователи утверждают, что они были любовниками, а другие считают, что это была близкая платоническая дружба.

    При реставрационных работах в Эпеторпском дворце в графстве Нортгемптоншир — излюбленной резиденции монарха — специалисты Комиссии по историческим зданиям и памятникам Англии обнаружили тайный проход между спальнями обоих мужчин.

    Герцога убили в 1628 году в возрасте 35 лет — через три года после смерти Якова.

    Фон портрета Бекингема кисти Рубенса и вправду перекрасил неизвестный художник в более позднее время, а затем на картине сотни лет копились пыль и грязь, изменившие истинный вид шедевра фламандского мастера.

    Но научный анализ дерева, на котором она был написана, позволил датировать его периодом с 1620 по 1630 год, и подтвердил, что у него есть все характерные для других работ Рубенса особенности подготовки материала для последующей росписи.

    Дополнительная очистка верхнего слоя и рентгеновские снимки волос окончательно доказали, что перед специалистами не копия, а оригинал.

    Дальше картиной занялся заслуженный реставратор Саймон Гиллеспи, вернувший ей первоначальный вид.

    28 сентября портрет будет выставлен на всеобщее обозрение в Художественной галерее Келвингроув в Глазго.

    Источники:

    http://www.proza.ru/2017/02/03/1747
    http://www.livemaster.ru/topic/2649457-rubens-chetyre-portreta-odnoj-lyubvi
    http://www.bbc.com/russian/other-news-41379965

    Дачник
    Добавить комментарий