Музыкальные сказки. Сказка о флейте

Сказка про флейту

Жила-была флейта. Была она тревожной и часто сомневалась в себе. Можно сказать, что она плохо себя знала. Плохо понимала, чего ей в самом деле хочется. При этом она еще «не знала себе цену», потому что не знала до конца на что способна.

Порой она сомневалась, что сыграла в концерте хорошо, опасалась, что подвела дирижера — а на самом деле играла прекрасно, чисто и трогательно. Порой же, наоборот, ей казалось, что звуки, которые из нее исходили, были нежными и волшебными, похожими на голоса ангелов — на самом деле они были неточными, фальшивыми, часто попадали мимо нот, и даже звучали неприятно.

Онажды ее взял в руки опытный флейтист и попробовал на ней сыграть. Задумалася. Не прикасался к ней почти неделю. А потом сказал ей:

— Моя дорогая флейта, для меня ты сложный инструмент — ты слишком противоречивая и ненадежная. Мелодии, которые из тебя исходят, не всегда звучат гармонично. Может быть, дерево, из которого тебя сделали, было недостаточно выдержанным. Может быть оркестр, в котором ты содержалась в детстве, был недостаточно профессиональным. Ты не получила нужного воспитания. И осталась незрелой, недостаточно осознающей себя и свои возможности и потребности.

Флейта расстроенно спросила:

— И что теперь делать? Неужели ничего нельзя с этим поделать?

— Я чувствую твою внутреннюю мелодию — она удивительна. Но ты как будто «наступаешь на горло своей мелодии», не позволяешь ей вырваться легко и свободно. То есть не позволяешь себе стать самой собой.

Флейта слушала его и дрожала, она не знала, что сказать. Она уже привыкла сомневаться в себе и тревожиться. А еще она, сильно нуждающаяся в любви и признании, привыкла с детства к мысли, что признание и любовь не даются просто так, их нужно обязательно заслужить. Вот она их и заслуживала — много тренировалась, учила наизусть много музыкальных произведений, старалась помогать другим инструментам.

А еще она была безотказной, не умела говорить «нет», и это ослабевало ее — ведь просьбы инструментов порой были утомительными и лишали ее сил и вдохновения. Но она боялась отказывать им, ведь инструменты могли обидеться и перестать говорить ей, как они ей благодарны и какая она хорошая.

— А как тебя воспитывали в детстве? Какой была твоя мать? — спросил флейтист, которому стало жалко поникшую от сознания своей никчемности флейту.

— Я привыкла восхищаться моей властной и мудрой мамой-флейтой. Мама-флейта имела голос мощный, полнозвучный и убедительный. Поэтому я боялась привлекать излишнее внимание к себе, боялась зазвучать громче мамы-флейты.

— Глупенькая, ведь родителям свойственно гордиться своими детьми, это нормально, когда следующее поколение талантливее предшествующих.

— Самое ужасное, что мне на самом деле в душе очень хотелось как-то выделиться в оркестре, хотелось хоть раз в жизни солировать во время концерта, хотелось, чтобы сказали, что моя мелодия не хуже мелодии мамы-флейты.

Флейтист улыбнулся и сказал:

— Давай попробуй сегодня, дорогая флейта, сыграть ту мелодию, которая рвется из глубины твоей души. Не ожидая ничего от окружающих, не завися от их мнения. Пусть тебе будет все равно — ругают они тебя или хвалят. Главное, что тебе нравилось то, что ты делаешь. Позволь себе просто радоваться тому, что ты есть. Я немного понаблюдал за тобой и понял, что на самом деле ты любящая и интуитивно чувствующая многое очень точно. Еще мне нравится, что у тебя есть одно очень важное свойство — ты умеешь возрождаться из пепла своих сомнений и разочарований.

Флейта с изумлением посмотрела на флейтиста. Потом стала вспоминать — было ли когда-нибудь в ее жизни время, когда ей было все равно, что подумают о ней окружающие? Нравится она им или нет. Все ли она сделала, чтобы понравиться?

— У тебя вырвался сейчас какой-то тихий и приятный звук, -заметил флейтист. — Ты что-то вспомнила?

— Да, я вспомнила один эпизод из своей ранней молодости: меня как-то прежний флейтист из нашего оркестра взял с собой в одно маленькое местечко — это было в трактире, где собиралась по вечерам уставшая после полевых работ молодежь. У него на время попросил инструмент его брат, молодой парень по имени Янко. Он играл на мне для своей девушки Малгожаты. Это было объяснение в любви, без слов, но Малгожата все поняла — так нежно и проникновенно объяснялся на языке музыки Янко, так точно и красиво пела моя флейта. И в этот момент мне было неважно, что обо мне подумают, я думала только о том, чтобы точно передать мелодию любви, упивалась ее красотой ее и жаром. Тогда, видимо, я и была сама собой.

Читать еще:  Работа на телевидении. «Сцены из шляпы»

Флейта улыбнулась нахлынувшим воспоминаниям.

Флейтист радостно кивнул ей.

— Да, дорогая, ты права, самими собой мы бываем, когда любим кого-то, заботимся о ком-то, переживаем или теряем кого-то и страдаем от потери. Когда нам неважно, что о нас подумают. Попробуй сейчас вернуться мысленно в то время, и дай мне возможность сыграть на тебе так, как играл на тебе влюбленный юноша по имени Янко.

И вскоре полилась тихая, благоуханнная, целительная мелодия. И ангелы ей улыбались.

Музыкальные сказки. Сказка о флейте

Разрешите вновь пригласить Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки.

Ребята уже познакомились со многими струнными музыкальными инструментами (арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как колокол.

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная сказка о флейте. Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

А теперь наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Вот такая чудесная сказка о флейте.

Читать еще:  Буше картины. История и этнология

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Миф о Пане и его флейте

Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индийская легенда о флейте и любви

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Читать еще:  Царь рыба читать онлайн по главам. Царь-рыба

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Казахская легенда о музыке

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/skazka_pro_fleitu/
http://myhouse777.ru/detskaya-stranichka/muzyikalnyie-skazki-skazka-o-fleyte
http://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/

Дачник
Добавить комментарий